Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:54, курсовая работа
Изучена и подробно описаны сущности, цели и основные направления социальной политики и механизма формирования доходов; изучены показатели результативности социальной политики и доходов населения; исследованы особенности социальной политики и политики формирования доходов н в зарубежных странах; рассмотрена социальная политика Республики Беларусь, особенности её реализации, её проблемы и разработаны конкретные предложения по совершенствованию социальной политики.
Введение …………………………………………………………………………….5
1. Рыночный механизм формирования доходов населения……………….7
1.1 Доходы населения и механизм их распределения……………………..7-11
1.2 Государственное регулирование распределения доходов…………….11-14
1.3 Социальная политика: функции и направления……………………….14-16
2. Анализ реализации доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь
2.1. Политика формирования доходов населения в РБ……………………..17-22
2.2 Социальная политика РБ………………………………………………….22-27
3. Пути совершенствования социальной политики в современных условиях развития Республики Беларусь……………………………………………..28-31
Заключение 32-33
Список использованных источников 34
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «экономической теории»
Дисциплина «Макроэкономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Механизм формирования доходов и социальная политика государства
студентка
ЭФ ДФО ЭУП АПК, 2 курс,
гр.1221211
Руководитель
м. экон. наук
«_____»____________2013 г.
ПИНСК, 2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….
1. Рыночный механизм формирования доходов населения……………….7
1.1 Доходы населения и механизм их распределения……………………..7-11
1.2 Государственное регулирование
распределения доходов…………….11-
1.3 Социальная политика: функции и направления……………………….14-16
2. Анализ реализации доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь
2.1. Политика формирования доходов населения в РБ……………………..17-22
2.2 Социальная политика РБ………………………………………………….22-27
3. Пути совершенствования социальной
политики в современных условиях
развития Республики Беларусь……………………………
Заключение 32-33
Список использованных источников 34
Приложения 35-40
РЕФЕРАТ
Курсовая работа:39 c, 2 рисунка,15 источников,11 приложений
Механизм формирования доходов и социальная политика государства
Изучена и подробно описаны сущности, цели и основные направления социальной политики и механизма формирования доходов; изучены показатели результативности социальной политики и доходов населения; исследованы особенности социальной политики и политики формирования доходов н в зарубежных странах; рассмотрена социальная политика Республики Беларусь, особенности её реализации, её проблемы и разработаны конкретные предложения по совершенствованию социальной политики.
Проведён анализ доходов населения ,который показал положительную динамику увеличения доходов. Проанализирована социальная политика основным направлением, которой являются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий. Указаны задачи и цели стоящие перед социальной политикой Республики Беларусь ,пути и методы их решения .
Referat
Coursework: 39 c, 2 figures , 15 sources , 11 applications
The mechanism of formation of income and social policy
Studied and described in detail the essence , objectives and key areas of social policy and the formation mechanism of income; studied the performance indicators of social policy and income ; investigate the features of social policies and income generation in foreign countries , discussed the social policy of the Republic of Belarus , the features of its implementation and its problems and develop specific proposals to improve social policy. The analysis of household income , which showed a positive trend increase revenue. Analyzed the social policy focus , which are to preserve jobs and prevent the reduction of the achieved level of wages , pensions and social benefits. Specified goals and objectives facing the social policy of the Republic of Belarus, the ways and means to address them.
Введение
Проблемы социальной политики и теории в той или иной мере затрагивались многими учеными, во-первых, в рамках теории благосостояния (Ж. Бертам, А. Пигу, В. Парето), во-вторых, в рамках теории общественных функций благосостояния — social welfare function (А. Бергсон, П. Самуэльсон, К. Эрроу), в-третьих, в институциональной теории социальных функций государства (Т. Веблен, Дж. Кларк), интегрированных Л. Эрхардом в модель социального государства, а позднее лауреатом Нобелевской премии Амартиа Сеном в современную социальную теорию.[1]
Человек выступает в качестве объекта социальной политики, необходимо понять, что является конечной целью его экономической деятельности. Для большинства людей конечной целью их экономической деятельности является создание материальной базы для улучшения условий собственной жизни. Так как люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом и любые изменение условий жизни одного индивида влияют на измения условий жизни другого индивида. Всё это требует согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни всех индивидов. Такой деятельностью и занимается социальная политика.
Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. Экономическая наука даёт теоретическое обоснование реформам происходящим в социальной политики государства, оценивает достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.
Объектом исследования является механизм формирования доходов и социальная политика Республики Беларусь.
Цель и задачи исследования. Цель работы —определить механизм формирования доходов и выявить пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Задача данной работы состоит в рассмотрении понятия «социальной политикой» и ее критерии оценки, определить основные направления социальной полоитики и формирования доходов, рассмотреть механизм формирования доходов населения в Республике Беларусь.
Актуальность темы - решение социальных проблем в обществе гарантирует его политическую стабильность и экономическую эффективность. Социальную политику ставят на одно из первых мест. Причиной является, то, что население любой страны меньше всего волнуют проблемы макроэкономики, населению важнее знать, где работать, как лечиться, как учить детей, какой будет пенсия. Поэтому вопросы социальной политики является самым главными в экономических программах любых государств.
Предмет исследования – уровень жизни населения, доход населения, как важнейшие составляющая системы социальной политики.
При написании работы были использованы такие источники, как «Макроэкономика» Новиковой И.В, «Макроэкономика» Головачевой А.С, «Социально ориентированный подход» Э.А.Лутохиной, и другие. Был проанализирован материал статей журнала «Экономический бюллетень».
Теоретической основой для написания работы послужили разработки различных школ и направлений экономической науки. В качестве инструментальной базы использованы процедуры обработки статистических материалов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, отчеты об их исполнении.
Структура работы – курсовая работа состоит из реферата, введения, содержания, основной части (3 главы и 3 параграфа), заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрывается понятие механизма распределения доходов, регулирование доходов населения, раскрывается понятие социальной политики, её сущность, функции, затрагиваются и характеризуются проблемы социальной политики.. Во второй главе анализируется формирование доходов населения, социальной политики Республики Беларусь. В третьей главе рассма- триваются пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь и перспективы ее дальнейшего развития.
Глава 1
Рыночный механизм формирования доходов населения
1.1Доходы населения и механизмы их распределения
Доходы — сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг. Доход выступает как доля класса, социальной группы или отдельной личности в произведенном продукте. На величину доходов влияет размер заработной платы, владение собственностью, динамика цен, степень насыщенности рынка товарами. В развитой рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется как товары. Поэтому уровень потребления населения в первую очередь зависит от уровня доходов. Выделяют три главных источника денежных доходов:
1) заработную плату;
2) доходы от собственности (дивиденды, проценты,
рента);
3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).[2]
Доходы населения – средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Доход может быть получен от производственной деятельности ,от собственности, а также в результате перераспределительных операций.
Доходы населения представляют собой сумму натуральных и денежных поступлений. Денежные доходы весьма разнообразны по форме – заработная плата, предпринимательский доход, социальные трансферты (в том числе пенсии, стипендии, пособия), поступления от продажи личного и домашнего имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды. Натуральные доходы – это в стоимостной оценке натуральные поступления от личного подсобного хозяйства, товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда продукцией.
Реальные доходы населения – количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход.
Реальный доход – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода [3].
РД=(НД – НП)*1/I
где РД – реальный доход, р.; НД – номинальные доходы, р.; НП – налоги и обязательные платежи, р.; I – индекс потребительский цен [3].
Таким образом, реальные доходы
населения определяются
Доходы могут легитимными, то есть получаемыми законным путем, или нелегитимными доходы получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит, нелегитимными.[4]
Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференциация являются показателями экономического и социального благополучия общества.
Выделяют следующие способы распределения доходов:
Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.
Проблема взаимодействия труда и капитала явно или скрыто является центральной в любом из направлений экономической теории. Альтернативные направления в экономической теории различаются в трактовке конечного основания доходов. Основой различий в объяснении источника доходов служат альтернативные теории стоимости. В соответствии с теорией трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) единственным источником стоимости является живой труд в материальном производстве, создающий новую стоимость.
Функциональное распределение дохода отражает реальное его распределение среди граждан в условиях, когда возможна однозначная идентификация социального статуса как лица наемного труда, так и собственника вещественного капитала. Функциональное распределение доходов, не отражает доходы семей и частных лиц, которые могут владеть разными производственными факторами. Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава. Персональное распределение доходов измеряет распределение доходов между семьями (условимся, что семья может состоять и из 1 человека).
По мере развития рыночной экономики усиливается дифференциация доходов в материального положения населения. Это связано с возрастанием роли факторов, обусловливающих различия в доходах населения, и борьбой субъектов хозяйствования за повышение эффективности производства. Те, кто обладает большей собственностью, получает более высокую заработную плату, будет заинтересован в повышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальную несправедливость.
Поэтому общество должно учитывать проблемы социального равенства и справедливости. Социальное равенство предполагает равенство в отношении не только к средствам производства, равные возможности охраны здоровья, получения образования, но и в получении социальных благ индивидом пропорционально его трудовому вкладу. Решение этой задачи предполагает контроль над доходами и прогрессивное налогообложение крупных доходов, наследств, ликвидацию всех видов привилегий, создание новой системы налогообложения.
Информация о работе Механизм формирования доходов и социальная политика государства