Механизм формирования доходов и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Изучена и подробно описаны сущности, цели и основные направления социальной политики и механизма формирования доходов; изучены показатели результативности социальной политики и доходов населения; исследованы особенности социальной политики и политики формирования доходов н в зарубежных странах; рассмотрена социальная политика Республики Беларусь, особенности её реализации, её проблемы и разработаны конкретные предложения по совершенствованию социальной политики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….5
1. Рыночный механизм формирования доходов населения……………….7
1.1 Доходы населения и механизм их распределения……………………..7-11
1.2 Государственное регулирование распределения доходов…………….11-14
1.3 Социальная политика: функции и направления……………………….14-16
2. Анализ реализации доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь
2.1. Политика формирования доходов населения в РБ……………………..17-22
2.2 Социальная политика РБ………………………………………………….22-27
3. Пути совершенствования социальной политики в современных условиях развития Республики Беларусь……………………………………………..28-31
Заключение 32-33
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 2.85 Мб (Скачать файл)

В отрасли культуры в 2011-2015 годах предстоит осуществить меры по дальнейшему совершенствованию организационной структуры учреждений культуры и механизма их финансирования, оптимизации сети учреждений культуры в сельской местности, взаимосвязи общей культуры населения с высокой политической, правовой и экономической его сознательностью. В рамках мероприятий Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы в 2011 году начата работа по строительству музея в г.Житковичи, выполняется реконструкцию и капитальный ремонт Мозырского драматического театра им. И.Мележа (до 2013 года), районного Дома культуры и Дворцово-паркового ансамбля в г.Наровля, здания Петриковской городской библиотеки и других учреждений культуры.

Одной из важнейших задач в области спорта высших достижений является создание условий и обеспечение планомерной подготовки спортсменов Гомельщины к XXX летним Олимпийским играм 2012 года в Лондоне (Великобритания) и XXII зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи (Россия). В настоящее время на подготовке к летним Олимпийским играм находится 109 спортсменов Гомельской области по 18 видам спорта. Планируется завоевать 30-35 лицензий для участия в Олимпиаде.

По поручению Главы государства и в соответствии с Государственной программой развития хоккея с шайбой в Республике Беларусь на 2011-2014 годы планируется построить 5 ледовых арен в городах Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица, Светлогорск.

Программой развития академической гребли в Гомельской области в 2012 года предусмотрено строительство гребных баз с гребными каналами в городах Речица, Рогачев, Светлогорск, гостиницы для спортсменов на 100 мест в городе Гомель, завершение строительства врачебно-физкультурного диспансера спортивной медицины.

В г.Гомель планируется строительство многофункционального спортивного комплекса в 5-м микрорайоне, зала для художественной гимнастики, спортивного зала для комплекса единоборств, биатлонной трассы, в 2011 году завершится строительство 50-метрового бассейна. В настоящее время ведется строительство физкультурно-оздоровительных центров в городах Мозырь, Ельск, универсального спортивного зала и лыжероллерной трассы в г.Жлобин с вводом в эксплуатацию в 2012-2013 годах.

 В сфере туризма основной  целью является создание конкурентоспособного  туристского продукта, обеспечивающего  удовлетворение потребностей отечественных  и зарубежных туристов в разнообразных  и качественных услугах, развитие  смежных отраслей экономики. Одной  из приоритетных задач является  привлечение инвестиций в туристическую  индустрию. В Гомельской области в соответствии с Концепцией государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы планируется строительство, ремонт и реконструкция 40 объектов индустрии туризма, в том числе 10 объектов показа, 3 гостиниц, 5 зон отдыха, 3 туристических комплексов, 3 объектов досуга, 4 объектов питания придорожного сервиса и др. объектов на сумму 14634,0 млн. рублей. К концу 2011 года доведено количества агроусадеб до 570 субъектов. Развитие познавательного, экологического и научного туризма будет тесно связано с формированием туров в малых городах и особо охраняемых природных территориях, в том числе через реализацию Государственной программы социально-экономического развития Припятского Полесья до 2015 года. С целью создания в Житковичском, Наровлянском, Петриковском, Мозырском районах благоприятных условий для привлечения туристов планируется реализовать 68 мероприятий на сумму 169,7 млн. рублей. Планируется открыть не менее 25 агроусадеб, 4 домика охотника и рыбака, 4 объекта питания, отреставрировать 2 гостиницы, оборудовать 23 зоны и площадки отдыха, экологические тропы, разработать 15 туристических маршрутов. Будут построены: физкультурно-оздоровительные комплексы в городах Житковичи и Туров, лодочная станция на реке Струмень, туристический комплекс на озере Белое Житковичского района, лодочная станция и гостиничный комплекс для охотников и рыболовов в г.Туров. Планируется реконструкция стадиона в г. Петриков. [13]

Подытожим в области социальной политики (политика доходов населения) основными задачами на сегодняшний день являются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий, улучшение качества жизни населения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Пути  совершенствования  социальной  политики  в  современных условиях развития Республики Беларусь.

 

Белорусская земля может вместить, прокормить и обеспечить европейский уровень жизни гораздо большему числу людей, чем сейчас. Население республики заслуживает того, чтобы жить дольше и лучше. Поэтому главный приоритет — повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, счастливое детство, полная возможностей и перспектив молодость, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте.

Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.[14]

Необходимо проводить меры по усовершенствованию заработной платы.

К примеру структура  заработной платы на предприятиях Италии отличает исключительная дробность - заработная плата, помимо отраслевой тарифной ставки, включает персональные и коллективные надбавки к ставке, надбавки в связи с возрастанием стоимости жизни (по так называемой «скользящей» шкале) и за стаж, регулярные и нерегулярные премии, сдельные приработки, «рождественские наградные» и т.д. (до 50 компонентов).  Положительный опыт, представляет интерес для экономики Беларуси, - это применение надбавок, компенсирующих повышение стоимости жизни (по «скользящей» шкале). В сочетании с постоянными доплатами за стаж и отраслевой доплатой все надбавки образуют новую по сути тарифную ставку, более чувствительную к изменениям социально-экономической ситуации в стране. Большинство надбавок способствует увеличению разрыва в оплате труда, тогда как «скользящая» шкала действует в противоположном направлении и является практически единственным (хотя и недостаточным) методом защиты заработков трудящихся от инфляции. Интересен также опыт перевода некоторых предприятий и даже отраслей в Италии на повременную форму оплаты труда, при которой средние сдельные приработки предшествующего периода включаются в общую сумму тарифной оплаты.

Во Франции основным правовым актом, регулирующим трудовые отношения, является Кодекс труда, в котором рассматриваются вопросы трудовых соглашений, трудоустройства и занятости, профессиональных объединений, условия труда и отдыха, порядок разрешения трудовых конфликтов, контроль за соблюдением законодательства о труде и др. Механизмы формирования и повышения заработной платы обычно определяются сторонами в трудовых соглашениях и коллективных договорах. При этом многие важнейшие вопросы, связанные с оплатой труда, регулируются законом.

Практическим инструментом регулирования оплаты труда на предприятиях Франции стали так называемые коллективные договоры о заинтересованности, введенные в действие специальным постановлением правительства в 1986 г. в целях компенсирования достаточно жесткого регулирования заработной платы. В соответствии с договорами часть прибыли предприятия может быть переведена в фонд оплаты труда для стимулирования отличившихся работников, однако если поставленные перед коллективом задачи не будут  выполняется, она в любой момент может быть изъята из фонда оплаты. Этот вид поощрения, в отличие от обычных премий, освобождается от обязательных отчислений в социальные фонды. Согласно расчетам, потенциальная экономия, получаемая таким образом, составляет 5% фонда заработной платы. Для Беларуси этот  инструмент регулирования оплаты труда путём так называемые коллективные договорённости  о заинтересованности, в целях компенсирования достаточно жесткого регулирования заработной платы может получить повышение производительности труда.

Немало важным направлением социальной политики является социальная помощь безработным. Чтобы предупредить крайнюю бедность безработных после исчерпания права или отсутствия права на пособие, в Китае функционирует смешанная система страхования и вспомоществования,

установленная законодательством провинций страны. Фонды пособий по безработице образуются здесь за счет взносов работодателей (0,6–1% от фонда заработной платы). Продолжительность выплаты пособия зависит от стажа работы: при наличии у работника стажа от 1 года до 5 лет пособие выплачивается в течение года, при стаже 5 лет и более – в течение двух лет.

Данный опыт  значительно может положительно повлиять  на социальную помощь безработным Беларуси.[15]

В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования социальной политики, следует выделить:

- систематизировать законодательные  акты, принятые по различным направлениям  социальной политики и социальной  защиты, что может быть реализовано  в рамках подготовки Социального  кодекса,  существующего  в  ряде  государств  мира – в  ФРГ,  например,  как Sozialgesetzbuch, или аналогичного документа;

- ввести в практику работы  центров социального обслуживания  и местных органов власти информирование  населения об отдельных направлениях  социальной политики, что может  быть реализовано через расширение  круга обязанностей сотрудников, введение дополнительных штатных  единиц либо выполнение названных  функций общественными организациями  через использование технологий  межсекторного партнерства. Целесообразно  также активизировать работу  по оказанию консультативной  поддержки трудоспособных граждан, что будет способствовать укреплению их независимости от социальной помощи в денежной форме и позволит повысить эффективность распределения социальных ресурсов.

- целесообразно распространение  общего принципа адресности на  все виды социальной помощи и выплат. Необходим постепенный переход исключительно к адресным формам социальной защиты, что позволяет снизить уровень расходов на программы социальной защиты;

-требуется усовершенствовать  систему идентификации бедных  домохозяйств, активизировать работу  по стимулированию производительного  труда, повысить эффективность политики  в сфере услуг относительно  льгот, тарифов, качества оказываемых  услуг;

- необходимо  осуществить переход  от  регулирования  по  акроскопическим  объект (территориям)  к  регулированию  по  конкретным  объектам,  на  основе  учета  особенностей микро- и на макроуровне экономики. Тогда при формировании региональной социальной политики возможно наиболее полно учесть особенности маломасштабных систем;

-  предлагается установить единый  порядок учета доходов для  определения права на получение  социальных выплат с постепенным  сокращением количества различных  выплат. Это должно найти свое  отражение в законодательных  актах, регулирующих порядок предоставления  выплат;

- целесообразно введение социальной  карты для учета доходов и  помощи, полученных гражданином, и  предоставления всех видов помощи, льгот, пособий. При организации  учета объемов полученных социальных  выплат, льгот и дотаций необходимо  решить, будет ли он производиться  отдельно  по  каждому  из  граждан-получателей,  либо  по  домашним  хозяйствам. Второй вариант представляется  более предпочтительным с учетом  того, что он позволяет в наибольшей  степени соблюсти общие принципы  социальной защиты (при этом должна  проводиться корректировка доходов, полученных всеми членами домохозяйства, с учетом количества его членов). Именно такой подход реализован  во многих экономически развитых

странах, причем применяется он не только относительно социальных выплат, но и при налогообложении, предоставлении социальных услуг, а также в других сферах. Требуется определить также форму, в которой будет производиться подобный учет. Это может быть реализовано, например, через систему «социальной карты» или иную сходную технологию. Мероприятия социальной политики должны разрабатываться с учетом выявленных региональных различий и проблем, необходимо принимать во внимание эти различия и при установлении  минимальных  стандартов  и  гарантий.  Такая  дифференциация  применяемых нормативов и гарантий может осуществляться с использованием различных подходов, которые выработаны и применяются в рамках различных моделей социальной защиты населения.

 При определении путей координации  региональной, инновационной и социальной  политики целесообразно отойти  от традиционного рассмотрения  социальной политики в разрезе  ее отдельных направлений и  выделить общие механизмы и  инструменты, применение которых  позволит  повысить  результативность  проводимой  социальной  политики  во  всех

сферах и регионах страны.

 Перспективным направлением  совершенствования государственной  политики (как социальной,  так  и  региональной)  является  развитие института государственно-частного партнерства (ГЧП), а также социального партнерства, понимаемого в широком смысле.

 Развитие  отношений  государственно-частного  партнерства также  представляется  перспективным при решении проблем  финансирования социальных программ, расширении сети объектов социальной  инфраструктуры. Инструменты ГЧП  сформированы и применяются в  большей части государств мира  с рыночной экономикой, активно  развиваются в ряде стран СНГ – Российской Федерации, Казахстане. В Республике Беларусь ГЧП пока находится  на  начальной  стадии  развития  и  практически  не  используется  при  достижении  целей национальной экономики. Для развития ГЧП в социальной политике Беларуси необходимо создание благоприятного  общественного  мнения,  информирование  потенциальных  участников  о  возможностях ГЧП, задачах, которые могут решаться на его основе. Возможно создание структур, которые могли бы кооперировать друг с другом и между собой общественные организации, представителей бизнеса и предприятий, а также органы власти и  управления. Чрезвычайно важно создание  информационно-коммуникационной  инфраструктуры  для  облегчения  процесса принятия  решений,  оказания  информационных  услуг  всем  субъектам ГЧП,  улучшения  их взаимодействия. Это в совокупности позволит существенно сократить затраты ресурсов на осуществление социальных выплат.

Информация о работе Механизм формирования доходов и социальная политика государства