Механизм формирования доходов и социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Изучена и подробно описаны сущности, цели и основные направления социальной политики и механизма формирования доходов; изучены показатели результативности социальной политики и доходов населения; исследованы особенности социальной политики и политики формирования доходов н в зарубежных странах; рассмотрена социальная политика Республики Беларусь, особенности её реализации, её проблемы и разработаны конкретные предложения по совершенствованию социальной политики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….5
1. Рыночный механизм формирования доходов населения……………….7
1.1 Доходы населения и механизм их распределения……………………..7-11
1.2 Государственное регулирование распределения доходов…………….11-14
1.3 Социальная политика: функции и направления……………………….14-16
2. Анализ реализации доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь
2.1. Политика формирования доходов населения в РБ……………………..17-22
2.2 Социальная политика РБ………………………………………………….22-27
3. Пути совершенствования социальной политики в современных условиях развития Республики Беларусь……………………………………………..28-31
Заключение 32-33
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 2.85 Мб (Скачать файл)

Для организаций реального сектора экономики сняты практически все ограничения по стимулированию высокопроизводительного и эффективного труда. В таких условиях важным является социальная защита работников посредством повышения минимальной заработной платы (МЗП). С 2011 г. она устанавливается на уровне минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, действующего на начало года. В декабре 2012 г. МЗП с учетом индексации составила 1171,6 тыс. руб.

Особое внимание в 2012 г. уделялось обеспечению роста заработной платы работников бюджетной сферы, приближению ее уровня к среднему по республике,и в результате она составила почти 80% ее среднереспубликанского уровня. Трижды повышалась тарифная ставка первого разряда (с 1 января, 1 мая и 1 сентября). По отношению к декабрю 2011 г. она выросла в 1,5 раза. Номинальная начисленная среднемесячная и реальная заработная плата работников в Республике Беларусь помесячно нарастающим итогам в  2012г.

Приложение Е.

 В Беларуси сохраняется относительно  низкая дифференциация в оплате  труда, которая по видам экономической деятельности составила 4,1 раза (между деятельностью, связанной с вычислительной техникой, и предоставлением социальных услуг). Реальный размер пенсии по возрасту - на 24,0% (прогноз - на 4,7-4,9%). Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличится до 1074,9 тыс. руб., т.е. на1309%, его соотношение с бюджетом прожиточного  минимума пенсионера составит 171 % (прогноз-141%).Таким  образом, государство обеспечивает  размер минимальной заработной платы на уровне не менее трети средней, а соотношение средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы по республике в целом - около 80%, обеспечивает реальный уровень пенсионных выплат и разработать правовые нормы .[9]

В январе-августе 2013 г. общий объем денежных доходов населения составил 279,7 трлн. рублей, или в расчете на душу населения – 3 696 тыс. рублей в месяц. В структуре денежных доходов оплата труда занимает 64,6%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 9,6%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие) – 21,1%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,7%. Структура денежных доходов населения Приложение Ж.

 Реальные располагаемые денежные  доходы (денежные доходы за вычетом  налогов, сборов и взносов, скорректированные  на индекс потребительских цен  на товары и услуги) в январе-августе 2013 г. по сравнению с соответствующим  периодом 2012 г. увеличились на 18,8%. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) Приложение И

Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходах семей, и в доходах бюджета. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе–сентябре 2013 г. составила 5 000,2 тыс. рублей, в том числе в сентябре –  5 374,8 тыс. рублей, и уменьшилась по сравнению с августом  2013 г. на 3,1%, или на 172,3 тыс. рублей. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе–сентябре 2013 г. по сравнению с январем–сентябрем 2012 г. увеличилась на18,7%, в сентябре 2013 г. по сравнению с августом 2013 г. уменьшилась на 4,7%.В сентябре 2013 г. в промышленности средняя заработная плата составила 5 936,4 тыс. рублей, в строительстве – 7 325,4 тыс., на транспорте и в связи – 6 074,5 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 4 118,8 тыс., в образовании – 3 523,8 тыс., в том числе учителей – 4 142 тыс., профессорско-преподавательского состава  – 5 831,5  тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в сентябре 2013 г. сложилась в размере          3 875,2 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 3 984,9 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 6 219,6 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 3 813,3 тыс. рублей. Начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям и г. Минску. Приложение  К

Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечения и образования.[10] Средняя заработная плата работников организаций республики по отдельным видам экономической деятельности. Приложение Л

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников. Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции [11].

Безработным на период поиска постоянной работы обеспечиваются государственные социальные гарантии в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи. Расчет выплаты пособия по безработице и материальной помощи производится согласно ст.24 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» и соответствующего Положения. При назначении пособия и определении его размера учитываются стаж работы, количество оплачиваемых календарных недель в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, средняя заработная плата, размер базовой величины, наличие иждивенцев. Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством. Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости населения. Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы государственной службы занятости населения.[12] 

По  данным  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Республики  Беларусь численность безработных, в  экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г. было занято 4526,5 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем в январе-сентябре 2012 г. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2013 г. составила 20,9 тыс. человек, что на 20,2% меньше, чем на конец сентября 2012 г., и на 4,2% меньше, чем на конец августа 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец сентября 2012 г. – 0,6%). Организациями (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в сентябре 2013 г. было принято на работу 84,5 тыс. человек (2,6% среднемесячной численности), в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 4 тыс. человек, или 4,8% от общей численности принятых. Уволено по различным причинам 79,1 тыс. человек (2,4% среднемесячной численности), из них 7,1% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. Коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в сентябре 2013 г. составил 1,068 (в сентябре 2012 г. – 1,086). Численность принятых работников организаций республики  превысила численность уволенных на 5,4 тыс. человек (в сентябре  2012 г. – на 6,7 тыс. человек).[11] Численность принятых работников организаций республики  и уволенных Приложение М

 

2.2 Социальная политика  Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь принят ряд законодательных актов в области социальной политики, направленных на совершенствование отношений

в трудовой сфере, пенсионного обеспечения, социальной защиты малообеспеченных семей с детьми, инвалидов, пожилых людей. Получило дальнейшее развитие законодательство в сферах жилищного строительства, здравоохранения, образования и культуры, социального страхования.

Основополагающими правовыми документами государственной социальной политики являются: Трудовой кодекс; Кодекс о браке и семье; законы:

«О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»;  «О занятости населения в Республике Беларусь»; «О правах ребенка»; «О социальной защите инвалидов»; «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС»; «О здравоохранении»; «Об образовании»; «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»; «О пенсионном обеспечении»; «О демографической безопасности Республики Беларусь» и др. На государственном уровне только за последние два года приняты следующие наиболее значимые документы: Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг.; Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства Республики Беларусь на 2011-2015 годы; Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год; Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы; Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2011-2015 годы; Государственная программа «Кардиология» на2011-2015 годы; Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы; Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2011-2015 годы; Республиканская программа «Детское питание» на 2011-2015 годы;Государственная программа по созданию без барьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы и др.

   Республика Беларусь поставила задачу войти в число 50 передовых стран по индексу развития человеческого потенциала. Для повышения уровня и качества жизни ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, эффективности и доступности социального обслуживания, приближения социальных услуг к потребителю разработана Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, включающая подпрограммы «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов», «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов», «Развитие стационарных учреждений социального обслуживания». Сегодня в стране системой государственных пособий охвачено около 440 тыс. детей в возрасте

до 18 лет, или 25,3%. Существенно увеличены  размеры пособий и компенсаций при рождении детей.[13] Приоритетом государства всегда остается забота о пожилых людях. Сегодня в республике проживает почти 2,5 млн пенсионеров, для большинства из которых пенсия является основным источником доходов. На финансирование  пенсионных выплат в республике в последние годы направляется не менее 10% ВВП. В целом национальная пенсионная система функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно и  в полном размере. В течение 2012 г. принимались меры, направленные на поддержание их уровня и покупательной способности. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. № 35 «О повышении  пенсий» с 1 января 2012 г. установлены ежемесячные целевые доплаты к пенсиям постоянно проживающим в республике и неработающим пенсионерам (получающим пенсии в органах по труду, занятости и социальной защите), достигшим возраста 75 (80) лет. С 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября 2012 г. произведены перерасчеты трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике за предыдущий квартал. Увеличены минимальные трудовые и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

С 1 октября вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 136 от 18 марта 2012 г. По оценке, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличится на 97,5% (прогноз - на 72,5-73,1%) и составит 1520,8 тыс. руб. (прогноз - 1330,1-1334,7 тыс. руб.). Реальный размер пенсии по возрасту - на 24,0% (прогноз - на 4,7-4,9%).[9]

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является обеспечение последовательного повышения уровня пенсий. Такое повышение осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом  роста средней заработной платы работников в республике и изменения бюджета прожиточного минимума. При этом рост трудовых пенсий сопоставим с ростом доходов занятых в экономике. Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь ежемесячно осуществляется мониторинг прогнозных показателей по уровню пенсионного обеспечения  и при необходимости осуществляется подготовка предложений по их выполнению. Одной из социальных программ, направленных на поддержку отдельных категорий малообеспеченных семей и одиноких граждан, является государственная адресная социальная помощь и предоставление  безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданам государственной адресной социальной помощи. Она предоставляется при условии, если среднедушевой доход гражданина(семьи) по объективным причинам не превышает 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Среднедушевой доход исчисляется за три месяца, предшествующие месяцу обращения за государственной адресной социальной помощью [12]. 

 Основные усилия государства в области занятости населения направлены на формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования рабочей силы и ее конкурентоспособности.В новой пятилетке процессы формирования рынка труда и обеспечения занятости населения будут происходить в условиях ожидаемого дальнейшего уменьшения численности трудовых ресурсов и занятого в экономике населения. Результатом достижения поставленных задач станет создание более 120 тысяч рабочих мест, рост уровня занятости населения до 80 % к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня (1,5-2 процента). В соответствии с проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015г.г. планируется увеличить реальную заработную плату за 5 лет почти в 2 раза.

Планируется предоставление максимальных возможностей детям с особенностями психофизического развития в получении образования по месту жительства через центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. На приобретение учреждениями профессионально-технического образования машин и учебно-производственного оборудования, компьютерных классов планируется выделить средства в размере 5560,0 млн. руб., в том числе из местного бюджета - 5500,0 млн. руб. Ежегодно будет осуществляться мониторинг качества образовательного процесса в учреждениях профтехобразования с участием организаций – заказчиков кадров, увеличиваться количество выпускных квалификационных испытаний, проведенных независимыми комиссиями. До 2014 года планируется построить 35 детских садов на 4,5 тысячи мест.

В настоящее время разрабатывается проект президентской программы «Дети Беларуси» на 2011-2015 годы, предусматривающей строительство в Гомельской области и городе Гомеле 14 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реконструкцию объектов детских реабилитационно-оздоровительных центров. В предстоящее пятилетие продолжится строительство школ. На эти цели будут направлены средства областного и республиканского бюджетов. Всего необходимо 34 общеобразовательные школы на 20,5 тысяч учащихся.

Основополагающими принципами здравоохранения были и останутся доступность и бесплатность оказываемой населению медицинской помощи. Сохранится гарантированное обеспечение установленного объема бесплатной медицинской помощи для граждан Республики Беларусь в государственных учреждениях здравоохранения области за счет бюджета. В следующей пятилетке продолжится работа по дальнейшему укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения области. Важным направлением работы является дальнейшее строительство и реконструкция объектов здравоохранения. В 2011-2015 годах планируется провести работы по реконструкции бывшего городского родильного дома под корпус учреждения «Гомельская областная детская клиническая больница» и создание единого детского комплекса, что позволит значительно снизить младенческую смертность, выйти на новый уровень качества оказания медицинской помощи детям.

Информация о работе Механизм формирования доходов и социальная политика государства