Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 15:54, курсовая работа
Изучена и подробно описаны сущности, цели и основные направления социальной политики и механизма формирования доходов; изучены показатели результативности социальной политики и доходов населения; исследованы особенности социальной политики и политики формирования доходов н в зарубежных странах; рассмотрена социальная политика Республики Беларусь, особенности её реализации, её проблемы и разработаны конкретные предложения по совершенствованию социальной политики.
Введение …………………………………………………………………………….5
1. Рыночный механизм формирования доходов населения……………….7
1.1 Доходы населения и механизм их распределения……………………..7-11
1.2 Государственное регулирование распределения доходов…………….11-14
1.3 Социальная политика: функции и направления……………………….14-16
2. Анализ реализации доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь
2.1. Политика формирования доходов населения в РБ……………………..17-22
2.2 Социальная политика РБ………………………………………………….22-27
3. Пути совершенствования социальной политики в современных условиях развития Республики Беларусь……………………………………………..28-31
Заключение 32-33
Список использованных источников 34
Социальная политика строится на основе определенных принципов, главные из которых:
Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства пяти основных звеньев (рис. 1.2). Это:
Рисунок 1.2.Социальная политика
Другой подход в отличие от первого можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир — величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создаются условия не только для бесмолярной социальной структуры общества, без экстремальных социальных групп, но и материальные условия для развития способностей как основы более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. Именно такой новый тип работника нужен новому научно-информационному тину производства.
Основное преимущество такого подхода — в обеспечении обществу социальной устойчивости, а это в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития.
Результативность того или иного подхода проявляется прежде всего в показателях уровня жизни населения страны, под которым понимают степень обеспечения населения материальными и социальными благами, необходимыми для жизни.
В мировой практике разработана целая система социальных индикаторов, состоящая из четырех больших групп. Главными из них являются индикаторы, служащие для оценки уровня жизни:
Мировая статистика в последние годы активно использует индекс-развития человеческого потенциала — ИРЧП, о котором ООН публикует данные по всем странам мира. Величина ИРЧП рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образования; реального душевого ВВП в данной стране. В зависимости от того или иного подхода социальная политика приобретает разный объем и разную глубину. Под объемом социальной политики следует понимать охват ее составляющих функций и структурных звеньев (все или не все из них берутся на «вооружение»), а глубина социальной политики означает большую или меньшую меру реализации каждой из составляющих социальной политики (например, реальная мера обеспечения занятости в данной стране).[6]
Таким образом, мы изучили понятие доходов и механизмы их распределения и перераспределения. Государственное регулирование доходов, проводится с помощью налоговые системы ,государственные трансфертов, системы социального обеспечения и страхования. Выделяют следующие формы государственного регулирования материальное, институциональное и концептуальное, бюджетно-финансовое регулирование. Социальная политика выполняет широкий спектр функций основными являются политика обеспечения занятости, политика регулирования доходов населения,
политика социальных гарантий, политика социальной защиты, политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Глава 2
Анализ реализации политики доходов как основного
направления социальной политики в Республике Беларусь.
2.1 Политика формирования доходов населения в Республике Беларусь
Главной целью социальной политики государства является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе роста денежных доходов, сокращение уровня мало обеспеченности.
В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:
- создание условий для того,
чтобы трудоспособные граждане
могли своим добросовестным
- обеспечение надежной
В январе-августе 2010 г. сохранилась тенденция роста денежных доходов населения они увеличились до 67,2 трлн.руб.на18,2% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года, при этом реальная заработная плата т.е. на денежные доходы составили 110,8% при прогнозе на2010г. 114-115%.
Темпы роста доходов по таким статьям «доходы от собственности», «прочие доходы» ,«трансферты населению», были выше средних на 19%, 23,3% и 21% соответственно. При этом удельный вес трансфертов населению в структуре доходов вырос до 20,1% (в аналогичном периоде 2009 г. - 19,7%). Ниже средних в III квартале текущего года были темпы роста оплаты груда - 115,5%, ее доля в общей сумме денежных доходов снизилась до 56,2% против 57,5% в [II квартале 2009 г] Среднемесячная заработная плата Приложение А
Рост доходов от собственности, предпринимательской деятельности и продажи продукции сельского хозяйства свидетельствует о результатах интенсивности принимаемых в рамках либерализации мер по улучшению делового климата условий для ведения бизнеса, поддержке развития личных подсобных хозяйств. Уровень малообеспеченности в первом полугодий 2010 г. снизился до 5,4% (в первом полугодии 2009 г. - 6,2%).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за январь-сентябрь 2010 г. увеличилась в сравнении с уровнем соответствующего периода предыдущего года на 18,6% и составила 1167,1 тыс. руб.. причем в сентябре- 1305,1 тыс. руб. Темпы ее роста в бюджетной сфере в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. повысились на 16,7%, размер в указанный период составил 896,2 тыс. руб., в сентябре - 764,1 тыс. руб.
Номинальная среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании, здравоохранении по-прежнему оставалась ниже среднереспубликанской, но в некоторых отраслях (финансы, наука, строительство) значительно превышала этот уровень . Среднемесячная заработная плата Приложение Б
Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников за анализируемый период сократилась и составила в III квартале 2010 г. 3,1 раза - 2155,9 тыс. руб. Темпы роста реальной заработной платы работников в Республике Беларусь в январе-сентябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. составит, 110,8%, в том числе в сентябре - 117.0%. Однако в сентябре 2010 г произошло некоторое снижение по сравнению с августом текущего года как в целом по республике (99,8%), так и в ряде отраслей: топливной промышленности - 88,1, сельском хозяйстве - 93,5, на транспорте - 97,0, в связи - 97,8, управлении - 89,2%.
Правительством принимались целенаправленные меры по повышению заработной платы в бюджетной сфере экономики. Повышение реальных денежных доходов населения должно осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости, расширения видов социальной помощи нуждающимся категориям населения.[7]
Денежные доходы населения в январе-мае 2011увеличилисьна 12 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года а, их реальное содержание в I квартале 2011 г. по отношению к IV снизились на 10%. Денежные доходы в расчёте на душу населения по республике превысили минимальный потребительский бюджет в 2раза, бюджета прожиточного минимума в 3,2 раза. В структуре денежных доходов населения в январе-мае 2011 г. по сравнению с уровнем января- мая 2010 г. произошло увеличение доли оплаты труда в обшей структуре доходов до 65,7% при одновременном снижении доли трансфертов населения до 20,8%, доходов от собственности - до 2% ,увеличение доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход - на 1,6%.Основным источником доходов населения является заработная плата. В январе-июне 2011 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике составила 1564,5 тыс. руб., в том числе в июне -1782,9 тыс. руб., работников бюджетных организаций в июне - 1497,2 тыс. руб. Динамика номинальной и минимальной заработной платы(с учётом индексации) Приложение В
Рост реальной заработной платы в январе-июне 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 15,8% во многом обусловлен так называемым эффектом «низкой базы». Динамика роста в первом полугодии 2011 г. оказалась существенно ниже ожиданий и составила только около 85% к уровню декабря 2010 г. Тенденция замедления темпов роста реальной заработной платы в I и II кварталах текущего года негативно скажется на снижении покупательной способности заработной платы, сужении внутреннего потребительского рынка, сокращении возможностей строительства и покупки жилья населением республики. Сохраняется дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. Так, уровень заработной платы работников в январе-июне 2011 г. значительно превышал средний по республике, в том числе; в строительстве - на 18,7; в промышленности—на 8,9; на транспорте и в связи - на 8,5%. По-прежнему наиболее низкой остается заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве - лишь 69% ее среднереспубликанского значения .В республике предусмотрены механизмы зашиты заработной платы в виде ее индексации для работников бюджетной сферы. Номинальная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности в РБ в январе-июне 2011 Приложение Г.
В мае 2011 г. заработная плата работникам данной сферы в среднем быта проиндексирована на 60 тыс. руб. Индексации также подлежала минимальная заработная плата: с 1 января 2011 г. ее размер был равен 460 тыс. руб. в апреле с учетом индексации - 491,9; в мае - 541,4 тыс. руб.
Таким образом, государством обеспечивается защита интересов работников низкой квалификации и поддержание соотношения размеров минимальной заработной платы с важнейшим социальным нормативом - бюджетом прожиточного минимума - на приемлемом для обеспечения жизнедеятельности человека уровне.[8]
В январе-ноябре 2012 г. денежные доходы населения составили 284,8 трлн. руб. и увеличились на 98,3% по сравнению с уровнем в аналогичного периода предыдущего года. При этом реальные располагаемые денежные доходы составили 120,4%, что значительно превысило прогноз их роста на 2012 г. (103,0-103,5%),а также прогнозный показатель Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (109,5-110,0% в 2012 г.).
Высокий рост реальных денежных доходов населения был обусловлен увеличением заработной платы и социальных трансфертов - самых значимых статей доходов населения, а также сдерживанием потребительских цен на социально значимые товары.
Более высокими темпами увеличивались доходы по таким статьям, как «трансферты населению» - 206,7% и «доходы от собственности» -256%. Рост доходов от собственности был обусловлен в значительной степени мерами по обеспечению сохранности вкладов физических лиц в банках страны и повышению их доходности. Увеличение доходов пенсионеров обеспечивалось повышением размеров пенсионных выплат ,которые регулярно пересчитывались от роста средней заработной платы и прожиточного минимума. Несколько ниже средних темпов роста доходов
в анализируемом периоде были темпы роста оплаты труда - 194,5%, доходов от предпринимательской деятельности 178,7%,194,6% и прочих доходов объясняется наличием скрытой заработной платы, которая формирует неучтенные доходы от предпринимательской деятельности. Доля оплаты труда в общей структуре денежных доходов снизилась до 63,9% против 65,1% в аналогичном периоде 2011 г. При этом увеличился удельный вес пенсий, стипендий и пособий: в общей структуре доходов он составил 21,5% против 20,6% в январе-ноябре 2011 г. и 20,4% в январе-ноябре 2010 г. Динамика денежных доходов населения Республики Беларусь Приложение Д . Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по республике в 2012 г. составила 3740,1 тыс. руб., для работников бюджетной сферы - 2976,8 тыс. руб. Рост реальной заработной платы по республике составил 121,9%, что значительно превысило прогноз на 2012 г. (104,0-104,2%), а также прогнозный показатель Программы социально-экономического развитая Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (113,0-113,2% в 2012 г.)
Информация о работе Механизм формирования доходов и социальная политика государства