Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:32, реферат
Вскоре после падения Берлинской стены и распада Советского Союза меня часто спрашивали: что надо сделать бывшим коммунистическим странам, чтобы иметь рыночную экономику? И я отвечал: Вы можете описать это в трёх словах – приватизация, приватизация и ещё раз приватизация. Но я оказался не прав. Пример России свидетельствует об этом. Россия провела приватизацию, но так, что были созданы, по сути частные монополии, частные системы централизованного планирования, которые заменили централизованное планирование государства
Бесплатная (безвозмездная) приватизация. Основные доводы ее сторонников сводятся к следующему: поскольку каждый гражданин в условиях монополии государственной формы собственности являлся совладельцем (сохозяином), постольку надо превратить его из формального в реального собственника, наделив его соответствующей частью государственного имущества. Таким образом возникнут стимулы к производительному труду, к экономии затрат, и, в конечном счете, ограниченные ресурсы будут использованы наиболее эффективно. Практическая реализация бесплатной приватизации связана с наделением всех граждан страны приватизационными чеками – ваучерами.
Противники бесплатной приватизации приводят контраргументы. Во-первых, практика показывает, что все, доставшееся бесплатно, не ценится, и нет никакой гарантии, что в результате бесплатной раздачи государственной собственности появятся эффективные собственники. Во-вторых, встает вопрос о том, каким образом определить долю каждого гражданина в государственном имуществе. В-третьих, каков механизм оценки всей государственной стоимости и, в частности, стоимости социалистических предприятий: по остаточной или по восстановительной?
Платная приватизация. В этом случае государственная стоимость подлежит продаже по различным схемам. Главная идея – продажа государственного имущества на аукционах за деньги. Предполагается, что вначале предприятие акционируется (корпоративизируется), а затем его акции продаются на фондовом рынке.
Сторонники платной приватизации указывают, что только в этом случае могут появиться эффективные собственники, в полной мере несущие ответственность за результаты деятельности предприятия. Кроме того, денежная приватизация ведет к увеличению доходной части госбюджета.
Однако противники платной приватизации указывают, что, прежде всего, у широких слоев населения просто нет денег для того, чтобы выкупить государственную собственность. В целом же, денежная приватизация только усилит социальное расслоение и обострит проблемы социальной несправедливости.
А теперь следует более подробно рассмотреть основные методы приватизации. Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги.
Бесплатная или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное расхищение менеджментом и коррумпированным чиновничеством подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем, ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.
Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет важное преимущество – получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.
Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал.
Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Словения, Латвия, Литва) причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (Венгрия). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов ¾ приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям – от весьма существенных элементов собственности и дохода («Газпром») до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки таких компаний может быть затруднен.
Особым методом приватизации является реприватизация, то есть восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция (возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде) и компенсация (возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами). Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее блегоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвесторов.
1.3. Приватизация в развитых странах
Рассмотрим процесс
В Великобритании, как и во многих других европейских странах, обширный государственный сектор экономики образовался после Второй мировой войны. Послевоенное восстановление и реконструкция наиболее капиталоемких отраслей промышленности осуществлялись на государственные средства. В Великобритании доля инвестиций в огосударствленные после Второй мировой отрасли экономики достигала 40% вложений в ту или иную хозяйственную отрасль. Для послевоенного периода характерным было и огосударствление крупных финансово-кредитных учреждений. В руках государства сосредотачивалась военная промышленность, атомная промышленность, комплексные предприятия, организации и учреждения, связанные с развитием фундаментальной науки, исследованиями космоса и проч. Нередко в руки государства переходили и сырьевые отрасли, транспорт, связь. В то же время рост государственного участия в ряде отраслей вплоть до их полной национализации не был самоцелью – правительство лишь помогало перераспределять средства между отраслями в таких размерах, которых сложно было бы достичь при свободных рыночных отношениях. Поэтому когда необходимость в таких экстренных переливаниях отпала, начались обратные приватизационные процессы, потому что в новых рыночных условиях более эффективной работы можно уже было ожидать от частного капитала, а не от государственного.
Несмотря на проведенную в середине 1980-х гг. приватизацию объектов ряда отраслей (угольная промышленность, энергетика, железнодорожный транспорт), государственный сектор продолжает играть важную роль в экономике страны. На государство приходится 20% потребительских расходов и 9% инвестиций в основной капитал. Через бюджет перераспределяется 40% национального дохода. Государство обеспечивает работой половину занятых в здравоохранении и две трети работающих в сфере образования. Несмотря на это, приватизация осуществлялась весьма масштабная. Так, например, в 1994 году была приватизирована государственная угледобывающая компания British Coal – в частные руки были переданы 22 шахты и 32 открытых угольных месторождения. Всего в 1980-е и 1990-е гг. в Великобритании были приватизированы 16 из 51 государственной корпорации.
Основным практическим уроком приватизации в развитых странах, в том числе в Великобритании при Маргарет Тэтчер, стало проведение сложных переговоров о передаче больших комплексов национальной собственности в руки стратегических инвесторов по возможности за хорошую цену. При этом учитывалась способность потенциального приобретателя управлять сложными (по существу отраслевыми) системами. Основной целью таких приватизаций было сокращение обязательств бюджетов (плюс определенные доходы от продажи самой собственности), а также надежда на повышение качества управления большими устаревшими государственными компаниями.
В целом, приватизация в Англии, беспрецедентная по своим масштабам и темпам, началась в начале 1980-х и продолжалась более десяти лет. Начало приватизационным процессам в стране было положено в 1981 году передачей в частную собственность компаний British Aerospace и Cable&Wireless – телекоммуникационного гиганта, услугами которого сейчас пользуются в 80 странах мира.
Приватизация в Великобритании преследовала не только экономические цели, она также имела и серьезный политический подтекст, будучи составной частью общей политики кабинета Маргарет Тэтчер. Ряд особенностей английского законодательства дали возможность правительству «железной леди» достаточно беспрепятственно приватизировать даже такие гиганты госсектора страны, как British Telecom и British Gas. Примечательно, что практически для каждого акта приватизации требовалось принятие отдельного закона, что, с одной стороны, приводило к задержке приватизационных процессов на год или более, но тем не менее, давало возможность для их проведения. При этом в качестве одной из основных целей приватизации правительством Тэтчер было провозглашено намерение обеспечить госпредприятиям, в первую очередь тем, которые буквально определяли «лицо» британской экономики, приток инвестиций, так как в меняющихся рыночных условиях государственный сектор уже не мог обеспечить соответствующих вложений.
В процессе разгосударствления собственности правительство применяло самые разные модели приватизации. Например, British Telecom была приватизирована достаточно простым способом – путем открытой продажи акций населению. Перед приватизацией компанию преобразовали в госкорпорацию с ограниченной ответственностью, после чего акции продали на открытом рынке – это стало одним из проявлений целенаправленной политики передачи собственности населению.
Достаточно специфической была модель приватизации, осуществленная в отношении компании British Rail. Компания была реорганизована путем создания самостоятельных хозяйственных единиц на базе подразделений. British Rail к моменту начала реорганизации владела не только собственно железнодорожными активами, но и большим количеством побочных активов – гостиницы, земельные участки, иная недвижимость, финансово-консультационные компании, паромы и иные суда, рекламные агентства, и проч. Многие из этих активов входили в выгодные секторы рынка, но из-за принадлежности к крупной госструктуре, для которой они являлись непрофильными активами, управлялись неэффективно и не приносили должной прибыли. Соответственно была создана холдинговая компания British Rail Investments Ltd., она приобрела собственность British Rail, не связанную с железнодорожным бизнесом, с целью ее последующей приватизации. Предполагалось, что в приватизации примут участие мелкие и средние частные предприниматели. Планировалось не только получить выгоду от продаж, но и высвободить ресурсы для сосредоточения компании на своей основной деятельности. В результате непрофильные активы BR были проданы разными способами – с использованием прямой продажи, на аукционе, на конкурсной основе. Так, например, судоходная компания Sealink была продана на конкурсной основе иностранному инвестору. А компания British Rail Hovercraft Ltd., занимавшаяся перевозками через пролив Ла-Манш, была передана ее коллективу за номинальную сумму после слияния со шведской фирмой.
В целом, осуществленная в Британии в годы правления Маргарет Тэтчер и в последующие годы приватизация оценивается специалистами как весьма успешная, которая выполнила возложенные на нее задачи. Вообще, согласно исследованиям, Великобритания стала лидером как по числу приватизационных процессов, так и по сумме вырученных государством денег от приватизации. За период 1978-2000гг. в Англии состоялось 169 приватизационных процесса, выручка от которых составила более 150 млрд долл. (в ценах 1996 года). По числу приватизационных сделок в это время Великобританию не переплюнул никто, а по объемам вырученных сумм Англия стала лидером в Европе, а во всем мире заняла второе место после Японии - там приватизационные сделки принесли императорской казне 189 млрд долл. [10].
Глава 2. Приватизация в России
2.1. Этапы приватизации в России
Приватизация
как основной вектор системно-
Разработка законодательства о
приватизации была
Информация о работе Милтон Фридмен, Нобелевский лауреат по экономике