Милтон Фридмен, Нобелевский лауреат по экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:32, реферат

Краткое описание

Вскоре после падения Берлинской стены и распада Советского Союза меня часто спрашивали: что надо сделать бывшим коммунистическим странам, чтобы иметь рыночную экономику? И я отвечал: Вы можете описать это в трёх словах – приватизация, приватизация и ещё раз приватизация. Но я оказался не прав. Пример России свидетельствует об этом. Россия провела приватизацию, но так, что были созданы, по сути частные монополии, частные системы централизованного планирования, которые заменили централизованное планирование государства

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Приватизация и её значение.docx

— 60.10 Кб (Скачать файл)

27 декабря 1991 г. Верховный  Совет РФ принял постановление  «О разграничении государственной  собственности на федеральную  собственность, государственную собственность  республик в составе РФ, краёв, областей, автономных областей, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга  и муниципальную собственность».

Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в июне 1992 г. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994 гг.

Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько групп:

  1. подверженные обязательной приватизации ( предприятия лёгкой промышленности, в частности, текстильные, пищевые, мебельные);
  2. приватизируемые по специальному разрешению ГКИ ( крупные Машиностроительные предприятия);
  3. приватизируемые по специальному разрешению правительства ( основные предприятия в стратегических отраслях – добыче полезных ископаемых и оборонной);
  4. предприятия, приватизация которых запрещена ( медицинские учреждения).

Из приватизационного процесса оказались исключены предприятия, имеющие очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключён из программы приватизации, потому что они:

  • не могли выжить без массивных государственных субсидий и сразу бы обанкротились;
  • были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании этапа денежной приватизации;
  • предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием.

Согласно программе, крупные предприятия должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем приватизированы комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.

Первая Государственная программа приватизации государственных и муниципальных  предприятий  в  РФ  на 1992  год была  утверждена  постановлением  Верховного Совета РФ от 11.06.1992 № 2980-1. Чуть позднее Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» была введена в действие система приватизационных чеков (ваучеров). Каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 рублей, имел номинальную стоимость 10000 рублей. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

Трудовые коллективы получили на ваучерном этапе беспрецедентные  по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала.8 Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних – увеличилась почти вдвое.

Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (чёрная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными  и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.

 

Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, состав соответственно 50,5% и 49,5% их общего числа. В 1995 году весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России. При этом доходы от приватизации были ничтожны – 760 млрд. руб. к концу 1993 г., мизер при высоких темпах инфляции, всего на 15% больше номинальной балансовой стоимости приватизированного имущества.

Ваучерную приватизацию, по замыслу, должна была сменить так называемая денежная приватизация, при которой акции приватизированных предприятий продавались бы стандартным методом, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с июля 1994 года с изданием Указа Президента РФ от 22.07.1994 № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»  и имел две основные цели: Пополнение государственного бюджета и инвестиционная поддержка приватизированных компаний.

Уже в середине 1995 года количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5% и 49,5% их общего числа. В 1995 году весь негосударственный сектор экономики произвёл 70% ВВП России.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трём причинам:

  1. на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухания спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний;
  2. у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьёзная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг;
  3. из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

         Субъектами, предъявившими наибольший  платёжеспособный спрос в ходе  денежной приватизации, стали теневые  бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники  органов государственной безопасности  и иногда иностранцы.

         В 1995-1996 гг. не была достигнута  главная, фискальная цель приватизации  – недовыполнение заданий по  поступлениям в бюджет было  огромным. Переломить негативную  тенденцию удалось с помощью  новой для России схемы так  называемых залоговых аукционов (осень-зима 1995 г.) в соответствии  с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков  кредит под залог федеральных  пакетов акций наиболее привлекательных  компаний («Сургутнефтегаз», «ЛУКойл», «Норильский никель» и т.д.). По  акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями  которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом  аукционе, получили право управлять  залоговыми пакетами в течение  всего времени залога. По истечении  этого времени (намеченный срок  – 1 сентября 1996 года) в случае невозврата  кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счёт выручки предоставленные правительству  кредиты.9 С определёнными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации – практически все залогодержатели предпочли не продовать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долларов.

      Залоговые  аукционы были первой попыткой  перевода крупных российских  промышленных предприятий под  частное управление. Но на их  результативности сказался очевидный  олигархический характер переходной  экономики в России. Залоговые  аукционы практически были закрыты  для большинства банков, создавая  выгодные условия только «для  своих». Поэтому суммы залога  и цена последующих продаж  оказались в 3-5 раз ниже того, что  могло быть получено на открытых  торгах.

      На последнем  этапе приватизации, в 1996-1997 гг., правительство  выставляло на продажу остающиеся  у него пакеты акций в рамках  инвестиционных тендеров. Это послужило  так называемой «войне банкиров». Когда количество лакомых кусков  сократилось, финансово-промышленные  группы и банки, контролируемые  олигархами, вступили в открытую  войну. В конце концов, российская  приватизация обернулась попыткой  сохранить status quo: никаких ликвидаций предприятий, практическое отсутствие продаж активов, отказ от разукрупления предприятий во имя развития конкуренции.10 Но правительство посчитало нужным стимулировать слияния и возникновение крупных холдингов в таких секторах, как нефтяная промышленность, электроэнергетика и телекоммуникации.

     В 1997 году вступил  в силу новый закон «О приватизации  государственного имущества и  об основах приватизации муниципального  имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент  на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Сокращены и могут использоваться  более гибко (вплоть до полной  отмены) льготы трудовым коллективам. Стоимость имущественных комплексов  определялась не только по  балансовой стоимости, а совокупно  – на основании уставного капитала  и рыночной стоимости. Восстановлено  забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости). Новый  порядок приватизации опирался  на хорошо подготовленные немногочисленные  крупные сделки. Было предусмотрено  также продолжить практику сдачи  федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками с 1997-1998 гг. стали продажи пакетов акций  компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний.

            Третий этап приватизации получил  наименование точечного. В аналитических  материалах Государственного НИИ  системного анализа Счетной палаты  РФ он называется также этапом  совершенствования правовых основ  распоряжения государственной собственностью.

На этом этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За 10 лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики. [11].

 

2.2 «Плюсы» и «минусы»  приватизации.

 

        Анализ  организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей  черт, носящих как позитивный, так  и негативный характер. Основными  негативными чертами являются  следующие:

 Единообразие способов  приватизации для предприятий  различных отраслей, объединяемых  по величине стоимости основных  фондов и численности трудовых  коллективов. Отраслевые особенности  приватизации были сведены к  порядку согласования планов  приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования  первым вариантом с выпуском  «золотой акции».

 Игнорирование региональных  особенностей приватизации. Различия  в темпах и способах приватизации  в регионах были обусловлены  скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

 Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ  пердачи собственности. Его организационная  форма – введение системы приватизационных  чеков на предъявителя.

 Административное установление  высоких «заданий» по срокам  и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

 Многие элементы приватизационного  механизма начального этапа сохраняются  и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии  применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается  в переходе к денежной приватизации  и инвестиционным конкурсам.

 Процесс приватизации  предприятий обеспечивает следующие  институты: комитеты по управлению  имуществом и фонды имущества  различных уровней; инвестиционные  фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые  биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы  аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

Информация о работе Милтон Фридмен, Нобелевский лауреат по экономике