Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:32, реферат
Вскоре после падения Берлинской стены и распада Советского Союза меня часто спрашивали: что надо сделать бывшим коммунистическим странам, чтобы иметь рыночную экономику? И я отвечал: Вы можете описать это в трёх словах – приватизация, приватизация и ещё раз приватизация. Но я оказался не прав. Пример России свидетельствует об этом. Россия провела приватизацию, но так, что были созданы, по сути частные монополии, частные системы централизованного планирования, которые заменили централизованное планирование государства
В настоящее время
в России складывается
Выработка общей стратегии
приватизационных мероприятий
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).
Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.
Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий
в открытые акционерные
Приватизация муниципального
имущества по количественным
показателям наиболее активно
проходила в 1993 г. Способом приватизации
объектов муниципальной
Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.
2.3 Принципы современной приватизации
Российское государство контролирует «командные высоты» в экономике - ключевые отрасли и крупнейшие предприятия. Даже если не учитывать госкорпорации (например, ВЭБ или Росатом) или госкомпании, в которых государству принадлежит 100% акций (например, Российские железные дороги, Объединенную судостроительную компанию, Объединенную авиастроительную компанию), государству принадлежит большинство самых крупных российских корпораций. Например, если рассмотреть 10 компаний с самой большой рыночной капитализацией российского фондового рынка, то доля компаний с контрольным пакетом акций у государства (пакетом акций более 50%) составляет 62% их совокупной рыночной капитализации. Если мы посмотрим на ведущие 20 компаний на российском фондовом рынке, то доля компаний с контрольным пакетом у государства составит по-прежнему больше половины - 54% (при этом еще 4% приходится на компании, в которых государству принадлежит блокирующий пакет).
Впрочем, госсобственность не ограничивается крупными предприятиями. На сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом («Росимущество») указано, что государство имеет пакеты акций в 2 933 компаниях, и, кроме того, в федеральной собственности находится миллиард гектаров земли (то есть больше половины площади России!), а в реестре федерального имущества учтено 1 369 446 объектов.
Сколько это стоит? На самом деле, об этом не знает пока и само Росимущество. Не случайно, что Проект Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 г. (это фактически стратегический план работы Росимущества) предусматривает обеспечение полноты учета объектов федерального имущества только к 2015 г.
При этом активы, которыми владеет и управляет Росимущество - это только вершина айсберга. Во-первых, некоторые из этих активов - это госкомпании с огромными империями дочерних и зависимых обществ. Например, Газпром - это не только производитель газа, но и электроэнергетика, СМИ, банк, недвижимость самого разного назначения и так далее. Во-вторых, кроме федеральной собственности есть и собственность субъектов федерации, и муниципальная собственность. В-третьих, есть и особые организации, которые формально не считаются госкомпаниями, но де факто ими являются. Это и Сбербанк (который принадлежит не Росимуществу, а Центральному банку), и госкорпорации, и так называемые «институты развития». Госкорпорации - это некоммерческие организации, советами директоров которых руководят высшие чиновники. Некоторые госкорпорации - в том числе ВЭБ, Ростехнологии, Росатом - обладают огромными активами (оценка которых либо не проводилась, либо пока не завершена).
Институты развития - это также некоммерческие организации, созданные для решения конкретных задач развития отраслей, регионов и рынков. Некоторые из этих институтов, например, Российская венчурная компания или Агентство ипотечного жилищного кредитования - это акционерные общества, 100% акций которых принадлежат Росимуществу. Некоторые институты развития (ВЭБ и Ростехнологии) - это госкорпорации. Но есть и институты развития, которые не являются ни госкомпаниями, ни госкорпорациями, например, фонд Сколково - это некоммерческий фонд.
При этом государство не просто владеет набором активов, а контролирует ключевые отрасли в экономике. Речь идет и о нетрубопроводном транспорте (половина российского транспортного сектора), где ключевую роль играет ОАО «Российские железные дороги» (85% нетрубопроводного транспорта) и о трубопроводном транспорте (который полностью контролируется Транснефтью и Газпромом). После приобретения Роснефтью компании ТНК-ВР госком- пании контролируют и больше половины добычи нефти. Газпром доминирует на рынке газа. Среди шести крупнейших российских банков все шесть принадлежат государству; эти шесть банков контролируют 54% активов банковской системы.11
Итак, несмотря на то, что трудно
точно оценить долю государства в российской
экономике, нет никаких сомнений в том,
что она очень высока.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития российской приватизации на современном этапе
3.1 Реальные проблемы приватизации
3.2 Перспективы приватизации и решение проблем
Есть целый ряд причин полагать, что предстоящая приватизация может быть устроена гораздо эффективнее, чем в 1990-е годы. Во-первых, сегодня в России построены и функционируют базовые институты рыночной экономики - в первую очередь, правовые и финансовые институты (включая банки, финансовые рынки и управляющие компании). Поэтому нет причин полагать, что Россия не сможет провести честные и конкурентные продажи госимущества. Во-вторых, в России выросло гораздо более компетентное поколение управленческих кадров, которое сможет успешно заменить нынешних менеджеров госкомпаний. В-третьих, в России теперь гораздо выше макроэкономическая стабильность, что позволяет рассчитывать на более долгосрочный горизонт и, следовательно, на инвестиции со стороны новых частных собственников.
Зачем нужна приватизация? Есть четыре очевидных аргумента в пользу приватизации. Во-первых, приватизация повысит качество управления и эффективность приватизируемых компаний. Во всем мире приватизация повышает эффективность и рыночную капитализацию приватизируемых компаний .
Во-вторых, приватизация резко улучшит конкурентную среду в российской экономике. Сегодня контрольные высоты в ключевых отраслях российской экономики заняты госкомпаниями. Эти компании, если и конкурируют друге другом, то не по рыночным правилам. Это не только вредит их потребителям, но и подрывает стимулы к развитию у их поставщиков.
В-третьих, приватизация не только оздоровит конкурентную среду сегодня,
она создаст спрос на институциональные реформы завтра. Аргумент реформаторов 1990-х гг. о том, что без частной собственности нет спроса на рыночные институты, сегодня кажется очевидным. Действительно, ведь госкомпании и госкорпорации гораздо менее чувствительны к низкому качеству судебной системы, отсутствию конкуренции и защиты прав собственности. А без этих институтов трудно рассчитывать на модернизацию и диверсификацию экономики, на улучшение инвестиционного климата, на возврат покинувшего страну капитала и на повышение темпов экономического роста.
В-четвертых, приватизация принесет существенные средства в бюджет. Сегодня, когда бюджет сводится без дефицита, кажется, что лишние деньги бюджету не нужны. Но это не так - дополнительные средства дадут возможность для пенсионной реформы. Хотя настоящие проблемы с дефицитом пенсионной системы начнутся только через несколько лет, существенные средства помогут увеличить (а не сократить) накопительный элемент пенсионной системы уже сейчас - и тем самым через несколько лет располагать гораздо более сбалансированной пенсионной системой. [9].
Информация о работе Милтон Фридмен, Нобелевский лауреат по экономике