Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:15, курсовая работа
На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В-третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования.
Введение 3
1 НТП как фактор развития мировой экономики 5
1.1 Сущность и тенденции развития НТП 5
1.2 Инновационная политика, ее сущность и роль 14
2 Опыт инновационного развития экономики зарубежных стран 18
2.1 Инновационное развитие стран Европейского союза 18
2.2 Инновационное развитие стран с переходной экономикой 23
3 Инновационное развитие экономики РБ 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Третья составляющая расходов на НИОКР во всех странах мира, включая страны с малой экономикой Западной и Северной Европы, — это университетский сектор. Его роль в относительном измерении особенно велика в Греции и Португалии — 49 и 39% соответственно. В остальных странах с малой экономикой университетский сектор обеспечивает приблизительно 25% от общих вложений в НИОКР. В Норвегии университетский сектор играет очень важную роль (30,7%). В Финляндии, наоборот, доля его расходов составляет 19%, а в Люксембурге — всего 1,5%.
Таким образом, в настоящее время для развития научно-технического прогресса характерен ряд тенденций, свидетельствующих об усилении его роли в развитии мирового хозяйства.
Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политика государства является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.
Цели и направления инновационной политики
государства определяются, прежде всего, характерной особенностью
той или иной отрасли, ее производственно-
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения [5, c. 14].
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.
Главными методами реализации инновационной политики являются:
формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;
государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;
создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;
консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов [12, c. 26].
Все основные обстоятельства, подтверждающие важность вмешательства государства, были объединены в две большие группы.
В первую вошли те проявления и последствия научно-технических достижений, которые указывают на их всевозрастающую роль в стабилизации социально-экономического развития общества и укреплении национальной безопасности. Общегосударственное значение управления НТП подтверждает существенное влияние новых технологий на:
важнейшие макроэкономические показатели;
структуру общественного производства;
характер и динамику социального развития;
экологическую ситуацию и состояние окружающей среды;
процессы международного научного сотрудничества;
уровень общей конкурентоспособности национальной экономики;
показатели национальной безопасности [15, c. 19].
Вторая группа причин, обуславливающих важность государственного управления научно-технической сферой, связана с недостатками воздействия исключительно рыночных механизмов на процессы продуцирования и распространения новшеств, среди них:
ограниченные возможности концентрации больших финансовых средств для осуществления инноваций частными экономическими агентами;
трудности с широким внедрением инноваций отдельными субъектами из-за отсутствия экономии на масштабах;
невозможность избежать параллельного ведения однотипных исследований несколькими самостоятельными организациями;
ограниченные масштабы платежеспособного спроса на начальных этапах распространения инноваций из-за отсутствия его внешней подкачки;
сложность осуществления инновационных разработок, носящих общественный характер или имеющих отсроченный коммерческий эффект;
отсутствие механизмов, направляющих инновационную деятельность на интересы общества в целом и ограничивающих дифференциацию доходов, ориентированных на инновации фирм (патентование, лицензирование и т.п.);
невозможность осуществления скоординированных инновационных мероприятий и трансферта технологий от государственного сектора частному;
отсутствие стимулов и гарантий, побуждающих к реализации высоко рисковых инновационных проектов, делает их малопривлекательными [15, c. 20].
Основными целями государственной научно-технической политики являются:
использование научно-технического прогресса для повышения эффективности производства, улучшение экономической обстановки;
достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, улучшение качества жизни.
Задача планирования НТП состоит в том, чтобы обеспечить развитие народного хозяйства, отраслей и предприятий на качественно новой основе, а именно: интенсификации производства. Для ее решения планирование НТП должно быть основано на следующих принципах: целенаправленности, высоком научном уровне, комплексности и непрерывности. Первый принцип означает, что план должен быть нацелен на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, т.е. более полное удовлетворение общественных и личных потребностей при минимальных затратах ресурсов. Второй требует включать в план те мероприятия, которые отвечают современному уровню развития науки, обеспечивают резкое повышение эффективности производства. Принцип комплексности обязывает концентрировать ресурсы на важнейших направлениях развития науки и техники — повышении качества продукции, механизации и автоматизации производства. Он предусматривает увязку во времени и пространстве всех стадий процесса наука — производство. Принцип непрерывности обусловливает обязательное обеспечение преемственности планов: долгосрочного перспективного (10-20 лет) с пятилетним, а последнего с текущим планом [23, c. 252].
Основной формой реализации приоритетных направлений государственной научно-технической политики являются государственные, отраслевые, региональные и межгосударственные программы. Они разрабатываются на основе современных достижений науки и техники для решения важных народнохозяйственных, экологических и социальных проблем.
Таким образом, применение инновационной политики служит важнейшим инструментом внедрения достижений научно-технического прогресса в национальную экономику.
В преддверии XXI в. в странах Евросоюза стало постепенно формироваться мнение о том, что Евросоюзу уже вполне по силам продвижение к более амбициозным целям. Это настроение получило официальное оформление в марте 2000 г., когда собравшиеся в Лиссабоне главы 15 государств, входивших тогда в состав Евросоюза, приняли резолюцию, в которой была сформулирована общая цель: сделать Европейский союз к 2010 г. «наиболее динамичной, конкурентоспособной экономикой мира, основанной на получении и применении знаний, способной к устойчивому экономическому росту и в то же время способной обеспечить большее число людей достойной работой, добиться большего социального равенства и должного внимания к сохранению окружающей среды». Это фактически означало, что главным приоритетом для Евросоюза должно стать развитие сферы исследований и разработок – именно в этой сфере Европейский союз намеревался выйти к 2010 г. на передовые позиции в мире, иначе говоря, догнать и даже несколько опередить Соединенные Штаты. В дальнейшем принятую резолюцию стали называть лиссабонской декларацией, а сформулированные в ней цели – включая все лозунги Баскина, относящиеся к созданию Европейской зоны исследований, – получили общее наименование Лиссабонской стратегии [3, c. 14].
В 2002 г. в аналогичной барселонской декларации поставленным целям было придано цифровое выражение: к 2010 г. довести расходы на европейские исследования и разработки до 3 % от объема внутреннего валового продукта (ВВП), суммарного по всем странам Евросоюза. При этом имелось в виду, что две трети расходов возьмет на себя частный сектор. В 2002 г. доля частного сектора в этих расходах в странах Европейского Союза составляла около 55 %, в США – 64 %, в Японии – 70 %. Уже в 2004 г. стало очевидно отсутствие серьезных успехов в реализации Лиссабонской стратегии. Доля расходов на исследования и разработки так и осталась на уровне 2000 г. Примерно такая же ситуация наблюдалась с реализацией большинства других лозунгов Ф. Баскина.
Европейская комиссия сформировала Рабочую группу «высокого уровня» для подготовки обстоятельного обзора процессов реализации Лиссабонской стратегии с приложением к этому обзору группы мер по устранению барьеров, препятствующих достижению поставленных целей. В ноябре 2004 г. соответствующий отчет, озаглавленный «Перед новым вызовом» («Facing the challenge»), был представлен Европейской комиссии.
В обзоре причинами неудач в продвижении к целям Лиссабонской стратегии были названы:
– трудности экономического характера (повышение цен на нефть, неблагоприятная конъюнктура на финансовом рынке и рынке ценных бумаг);
– опережающий рост экономических конкурентов (США, Японии, а также Китая и Индии);
– нарастающие демографические проблемы;
– слабые взаимодействия между национальными экономиками стран Евросоюза, несогласованность в выборе приоритетов;
– перегруженность самой Лиссабонской стратегии;
– слабая координация в продвижении по разным направлениям Лиссабонской стратегии;
– проблемы, связанные с расширением Евросоюза.
Общий вывод, однако, заключался, в том, что необходимость в ускоренном продвижении Евросоюза к целям Лиссабонской стратегии не только не отпала, но еще более возросла. Приоритеты должны быть несколько изменены, но по крайней мере в пяти направлениях требуются незамедлительные и энергичные действия всех без исключения стран Евросоюза:
1) повысить привлекательность Евр
2) завершить формирование
Информация о работе Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики