Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В-третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования.

Содержание

Введение 3
1 НТП как фактор развития мировой экономики 5
1.1 Сущность и тенденции развития НТП 5
1.2 Инновационная политика, ее сущность и роль 14
2 Опыт инновационного развития экономики зарубежных стран 18
2.1 Инновационное развитие стран Европейского союза 18
2.2 Инновационное развитие стран с переходной экономикой 23
3 Инновационное развитие экономики РБ 30
Заключение 43
Список использованных источников 45

Вложенные файлы: 1 файл

2354 - Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики.doc

— 842.50 Кб (Скачать файл)

3) ослабить административное давление на бизнес, облегчить условия для стартовых компаний, обеспечить общий благоприятный климат для развития бизнеса;

4) расширить рынок труда путем создания большого числа дополнительных рабочих мест, увеличить инвестиции в человеческий капитал, повысить качество менеджмента в сфере занятости;

5) способствовать широкому распространению эко-инноваций, развивать эко-индустрию, добиваться эко-эффективности всех видов производства [3, c. 16].

В феврале 2005 г. недавно избранный президент Европейской комиссии Ж. Баррозу подготовил официальный документ, озаглавленный «Вместе добьемся роста экономики и увеличения числа рабочих мест. Новый старт Лиссабонской стратегии» («Working together for growth and jobs. A new start for the Lisbon Strategy»). Особенно большое внимание он уделил проблеме занятости и общей ситуации на рынке труда.

Эта проблема распадается на несколько частей. Само состояние экономики зависит от множества факторов: от числа производственных предприятий, от количества производимой ими продукции, от уровня ее конкурентоспособности и т. д. Чтобы добиться экономического роста, нужно, чтобы каждый из этих факторов менялся в благоприятную сторону: росло число предприятий, количество продукции, уровень ее конкурентоспособности и т. д.

Обычно различают экстенсивный и интенсивный рост: первый определяется простым увеличением масштабов производства, второй – ростом его эффективности. В случае экстенсивного роста требуется дополнительный приток рабочей силы. Если ставка делается на интенсивный рост, требуются в основном работники все более высокой квалификации. При этом уровень конкурентоспособности продукции определяется как ее собственным качеством, так и качеством эквивалентной продукции, выпускаемой конкурентами. На практике это означает необходимость в постоянном притоке инноваций, позволяющих наладить выпуск новой продукции или прежней продукции более высокого качества, с освоением новых, более эффективных технологий. А это, в свою очередь, требует притока высококвалифицированных кадров, занимающихся исследованиями и разработками.

В конечном итоге формируется целый набор требований к стратегии Европейского союза: увеличение инвестиций в сферу исследований и разработок, повышение инновационности производства, увеличение числа рабочих мест, приток квалифицированной рабочей силы, обеспечение работникам лучших условий труда.

Важное место в новой Лиссабонской стратегии было уделено средним и малым предприятиям – на их долю в странах Евросоюза приходилось 99 % всех предприятий и две трети от общего числа работников. Наиболее острые проблемы в этом секторе бизнеса возникали у начинающих предприятий (start-up) и особенно малых инновационных предприятий, для становления которых необходим доступ к рисковому капиталу. Весьма негативно на развитии таких предприятий сказывался дефицит опытных менеджеров, что было следствием слабого внимания к подготовке таких специалистов со стороны системы высшего образования [12, c. 56].

Особенно серьезное беспокойство вызывал низкий уровень инвестиций в европейские исследования и разработки со стороны частного сектора. В общих расходах на исследования и разработки Евросоюз отставал от США примерно на треть, и 80 % этого отставания приходилось на инвестиции со стороны частного сектора. Выходом из положения могло бы быть мощное налоговое стимулирование компаний к их участию в инновациях.

В большинстве развитых стран Европы стратегии инновационного развития приобрели более эксплицитный характер, стали детализированными, ориентированными на определенные сегменты инновационного рынка, мониторинг инновационной деятельности стал более организованным. Хорошим примером в этой области является разработка в Великобритании 10-летней инвестиционной рамочной программы для науки и инноваций и Белой книги кадров для инноваций (Skills White Paper), основанной на учете интересов участников инновационного процесса.

В Швеции в конце июня 2004 г. Министерством промышленности и торговли совместно с Министерством образования и науки была разработана и представлена национальная стратегия «Инновационная Швеция». Эта стратегия нацелена на экономический рост через такие приоритетные сферы как: формирование базы знаний для инноваций, развитие инновационных отраслей промышленности, инвестиции в инновации в общественном секторе, инновации для всех слоев населения.

Новые государства Евросоюза, используя Структурные Фонды Сообщества, разработали стратегии и программы инновационной политики. Лидером в плановом использовании Структурных Фондов ЕС для целей разработки инновационной стратегии выступает Эстония.

За последние десять лет политические дебаты и дискуссии по вопросам инновационной политики показали, что инновации должны стать системной интегрирующей составляющей всех правительственных политических усилий. Организационные, коммерческие, финансовые и даже поведенческие инновации становятся важнейшим фактором конкурентоспособности. Поэтому термин «развитие знаний» (knowledge development) означает новую концепцию инноваций, более широкую, чем технологические инновации. Эта концепция стирает старые, но хорошо укоренившиеся дилеммы между фундаментальными и прикладными исследованиями, частной и государственной собственностью, внутренними и международными сетями.

Эволюция концепции инноваций наиболее явно выражена через механизмы национальных инновационных систем (НИС), разработанных в странах-членах ЕС. НИС прямо и непосредственно связывает инновации с экономическим ростом и инвестициями, в то же время, как отмечают исследователи, в новых странах ЕС процесс разработки НИС только начинается. Примером страны ЕС с наиболее успешной стратегией НИС является Финляндия. НИС Финляндии предусматривает финансы для инноваций, оценку эффективности механизмов политики, создание условий для формирования общества, основанного на знаниях, не ограничивая инновации только сферой науки и технологий [5, c. 65].

Анализ, проведенный экспертами ЕС, выделяет пять основных тенденций, получивших развитие в принятых в странах ЕС политических документах в рамках реализации Лиссабонской стратегии:

возросли усилия на национальном и панъевропейском уровнях по росту компетентности персонала, работающего в сфере инноваций и активизации потоков знаний между организациями и лицами, вовлеченными в инновационный процесс;

усилился региональный уровень инновационной политики, скоординированный с национальными целями и инициативами и поддерживаемый Структурными Фондами ЕС в новых государствах Европейского Сообщества;

значительно усилилось воздействия стимулов на частный бизнес для роста инвестиций различные виды инновационной деятельности и, особенно в сфере НИОКР;

сделан акцент на факторах формирования бизнес-среды, мерах государственного регулирования, воздействующим на эффективность инновационных систем государств-членов ЕС;

большое внимание уделено инициативам по формированию партнерства, взаимодействия, сотрудничества, всех участников инновационного процесса, разрушению барьеров, препятствующих формированию и функционированию инновационных систем.

Европейский Союз, реализуя Лиссабонскую стратегию, проводит мониторинг мер, вводимых странами ЕС в рамках единой Европейской инновационной политики. В течение 2003–2004 гг. в 33 странах было введено 124 новых или модернизированных инструментов инновационной политики. В среднем, каждая страна ввела около 4 новых политических инициатив в сфере инновационной политики.

Очевидно, что размер страны и ее позиция на «политическом поле инноваций» может влиять на количество и состав новых инициатив. Например, Латвия, Польша, Португалия за период 2003–2004 гг. ввели в среднем по 9 новых инструментов инновационной политики, что является следствием их активного участия в программах использования структурных фондов ЕС.

Для продвижения широкого спектра прямых и косвенных мер поддержки инноваций Европейский Союз опирается на мониторинг инновационной деятельности в странах-членах ЕС [5, c. 66].

Европейский Союз оценивает инновационные процессы по 20 индикаторам и делает бенчмаркинг (сравнительную оценку эффективности инновационной деятельности) важнейшим инструментом политических решений. Для составления ежегодного Инновационное табло (European Innovation Scoreboard) используют как регулярные статистические данные (Community Innovation Survey), так и выборочные обследования — (Innobarometer). Европейское инновационного табло (European Innovation Scoreboard–EIS) содержит индикаторы по четырем направлениям:

человеческие ресурсы инноваций (5 индикаторов);

создание знания и его финансирование (4 индикатора);

трансфер и применение инноваций (4 индикатора);

результаты инновационной деятельности (7 индикаторов) [5, c. 67].

К настоящему времени опубликовано четыре его издания. Последнее включает индикаторы по 25 странам ЕС, а также по таким странам как: Болгария, Исландия, Норвегия, Румыния, США, Турция, Швейцария и Япония.

Использование единых показателей статистики инноваций позволяет странам Европы определять лидеров и аутсайдеров инновационного развития, проводить оценку инновационной деятельности в сравнении с основными конкурентами — США и Японией, выявлять и использовать лучший опыт инновационной политики. Прямое сопоставление данных между ЕС и Беларусью затруднено в силу разной методологии расчета показателей. Сравнение возможно по ограниченному перечню индикаторов.

Среди разнообразных мер инновационной политики можно выделить ряд механизмов, представляющих наиболее значимые, современные особенности европейской инновационной политики.

В первую очередь, это меры поддержки создания новых высокотехнологичных фирм и интенсификации кооперации между сферой исследований и реальным сектором экономики, которые составили по 12 % всех новых/модифицированных мер европейской инновационной политики. Усилия по стимулированию кооперации и взаимодействия участников инновационной системы отражают долговременную стратегию коммерциализации научных исследований, особенно финансируемых государством. Примером является инициатива правительства Дании, где образован «Фонд для высокотехнологических разработок» (Foundation for High-tech development) для продвижения результатов научных исследований в инновации посредством инвестиций в те стратегические области, где Дания имеет в равной степени как научные заделы, так и коммерческие результаты. В Финляндии растущую значимость приобрели т.н. «горизонтальные отношения», т.е. связь инновационной политики с экономической, промышленной, политикой в сфере труда, охраны окружающей среды, региональной политикой, социальной политикой. В Великобритании сформирована сеть трансфера знаний «Knowledge Transfer Network», цель которой обеспечить более гибкий характер сетевой деятельности по расширению передачи научных знаний в бизнес-среду в тех областях, где имеется потенциал для роста производительности труда.

Другая группа новых инициатив, составляющая 14% от общего числа новых модернизированных механизмов инновационной политики Европы, охватывает широкую группу мер в области финансирования инноваций. К ним относятся как поддержка венчурного капитала со стороны государства, так и классические формы финансирования в виде грантов и займов для инновационных фирм.

 

2.2 Инновационное развитие стран  с переходной экономикой

 

Характерными чертами модели экономического развития КНР вплоть до конца 1990-х гг. выступали две особенности: высокие темпы развития и преимущественно экстенсивный характер экономического роста.

По официальным данным, ВВП страны в 1980-2000 гг. в сопоставимых ценах вырос в 6,3 раза. По расчетам Дж. Стиглица, за этот период рост китайской экономики обеспечивал почти половину совокупного экономического роста всех развивающихся стран, а по данным Мирового банка, экономический рост Китая в период 2000-2009 гг. обеспечил свыше 10% роста мировой экономики. Страна демонстрирует способность к успешному осуществлению «догоняющей» модели развития, стабильно удерживает первое место в мире по темпам экономического роста, которые составляют в среднем 9,6% в год за последние 27 лет. Несмотря на то, что в 2008 г. в результате мирового финансово-экономического кризиса китайская экономика столкнулась с серьезными трудностями, сохраняются положительные тенденции в ее развитии, чего нельзя сказать об экономиках большинства других государств.

Беспрецедентные успехи в развитии экономики Китая — одно из важнейших явлений мировой экономической истории последних десятилетий. Эта страна опередила по масштабам мировой торговли и размеру номинального ВВП такие крупные развитые страны как Великобритания, Франция, Германия и Япония. Предполагается, что доля развитых стран с рыночной экономикой сократится с 50 до 40 %, при этом доля Китая к 2020 г. составит более 22 % мирового ВВП (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 — Доля в мировом ВВП и мировом населении отдельных стран и регионов, %

 

 

Доля в мировом ВВП

Доля в мировом населении

Изменение доли в ВВП

Изменение доли в населении

2005

2020

2005

2020

 

Развитые страны с рыночной экономикой

50

40

13,9

12,8

-10

-0,9

Китай

14,1

22,3

20,5

18,7

+8,2

-1,8

Индия

6,25

8,4

17,2

17,8

+2,1

+0,6

Исламские страны

7,6

7,6

15,2

16,0

0,0

+0,8

Латинская Америка

7,7

6,7

8,7

9,0

-1,0

+0,3

Африка южнее Сахары

2,4

2,0

11,7

12,8

-0,4

+0,9

РФ

2,56

3,21

2,23

1,91

+0,7

-0,7

Информация о работе Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики