Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:15, курсовая работа
На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В-третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования.
Введение 3
1 НТП как фактор развития мировой экономики 5
1.1 Сущность и тенденции развития НТП 5
1.2 Инновационная политика, ее сущность и роль 14
2 Опыт инновационного развития экономики зарубежных стран 18
2.1 Инновационное развитие стран Европейского союза 18
2.2 Инновационное развитие стран с переходной экономикой 23
3 Инновационное развитие экономики РБ 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Единственным разумным способом, придающим отечественной инновационной деятельности новый импульс, является включение инновационных продуктов в сети трансфера технологий и выход на крупные проекты, которые приобретают в современном обществе разные формы. Приоритетными для России технологическими направлениями (критические инновации) являются: разработка в области топлива и энергетики, экологии и рационального природо- и недропользования, космические технологии, информационо- и телекоммуникационные технологии, а также технологические достижения в сфере вооружения.
Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:
На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика сориентирована на решение главной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической структуры производственной сферы. Высокая инновационная активность необходима как условие обеспечения конкурентоспособности экономики, что требует больших финансовых вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб другим государственным нуждам. Важную роль сыграет использование новых форм взаимодействия науки и производства, и это должно найти отражение в государственных инновационных программах [2, c. 80].
Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Определяющая роль в целенаправленном развитии научной и инновационной деятельности принадлежит государству. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах (США, Япония, Великобритания, Франция и др.) как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения. В Республике Беларусь в последние годы также делается акцент на усиление инновационного пути развития экономики - укрепление научно-технического потенциала с расширением процессов передачи новых знаний от науки к производству, ориентацию на заключительные стадии инновационного процесса, создание национальной инновационной инфраструктуры и необходимых стартовых условий для быстрого развертывания инновационных процессов.
Широкому применению и внедрению результатов научно-исследовательских работ ряд деструктивных факторов. Следует согласиться с мнением Л.Н. Нехорошевой о том, что среди наиболее важных деструктивных факторов выделяются такие, как недостаточный объем знаний об инновациях у субъектов хозяйствования, практически полное отсутствие кооперационных связей и специализации между научной сферой республики и промышленными предприятиями, отсутствие релевантного подхода кадрового обеспечения научной сферы и промышленных предприятий, неразвитость общереспубликанских институтов стимулирования инновационно-активных предприятий. Исследование проблем, препятствующих эффективному использованию инноваций, было проведено в работе Н.И. Богдан [5], что дает возможность оценить влияние факторов на инновационную политику в Беларуси (таблица 3.1).
Таблица 3.1 — Факторы, препятствующие формированию и использованию инноваций
Факторы |
Число организаций, оценивших факторы |
Доля основных и значительных факторов, % | ||
Основные |
Значительные |
Незначительные | ||
Экономические | ||||
Нехватка собственных денежных средств |
1146 |
436 |
153 |
91,2 |
Недостаток финансовой поддержки со стороны государства |
449 |
694 |
316 |
78,3 |
Низкий платежеспособный спрос на новые продукты |
244 |
632 |
529 |
62,3 |
Высокая стоимость нововведений |
459 |
776 |
284 |
81,3 |
Экономический риск |
259 |
687 |
468 |
66,9 |
Длительные сроки окупаемости инноваций |
229 |
705 |
479 |
66,1 |
Производственные | ||||
Низкий инновационный потенциал организации |
319 |
479 |
605 |
56,9 |
Нехватка квалифицированного персонала |
85 |
371 |
855 |
34,8 |
Недостаток информации о новых технологиях |
67 |
420 |
867 |
36,0 |
Отсутствие сведений о рынках сбыта |
80 |
438 |
822 |
38,6 |
Невосприимчивость организаций к нововведениям |
60 |
184 |
878 |
21,7 |
Слабая возможность для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными учреждениями |
71 |
305 |
762 |
33,0 |
В качестве негативных факторов, противодействующих активизации использования инноваций на отечественных предприятиях, следует отметить недостаточно активную реализацию совместных проектов, в том числе с Россией, низкую долю приобретения прав на патенты и лицензии по сравнению с закупкой оборудования. Среди партнеров преобладают научные организации и вузы, потребители продукции. Оценка структуры технологического обмена показала, что среди отраслей, внедряющих новые технологии, лидируют машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная сферы промышленности. Катализатором развития интеллектуального капитала в республике является высокотехнологичный сектор. Динамика основных показателей деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, за 2006-2011 годы приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Деятельность организаций, выполняющих научные исследования и разработки
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц |
338 |
340 |
329 |
446 |
468 |
501 |
Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, тыс.чел. |
30,5 |
31,3 |
31,5 |
33,5 |
31,7 |
31,2 |
Затраты на научные исследования и разработки, млрд. руб. |
602,8 |
1039,8 |
1084,7 |
1049,6 |
1140,6 |
2081,9 |
ВВП, млрд. руб. |
79267 |
97165 |
129791 |
136790 |
164476 |
274282 |
Доля затрат в ВВП, % |
0,760 |
1,070 |
0,836 |
0,767 |
0,693 |
0,759 |
Объем продукции, млрд. руб. |
833,7 |
1017,1 |
1252,5 |
1163,9 |
1860,9 |
3672,3 |
Доля продукции в ВВП, % |
1,052 |
1,047 |
0,965 |
0,851 |
1,131 |
1,339 |
Таким образом, по итогам 2011 года число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, составило 501 единиц, что выше показателя 2010 года на 33 единицы. Списочная численность работников, выполнявших научные разработки, в 2011 году составила 31,2 тыс. человек, что на 0,5 тыс. меньше, чем в 2010 году. Затраты на научные исследования и разработки в 2011 году составили 2081,9 млрд. руб. или 0,759% ВВП, значительно увеличившись по итогам года. Объем инновационной продукции в 2011 году составил 3672,3 млрд. руб. или 1,339% ВВП. Динамика показателей инновационной деятельности организаций республики представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 — Инновационная деятельность организаций в 2006-2011 гг.
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, единиц |
380 |
371 |
289 |
324 |
443 |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации |
17,8 |
17,6 |
5,6 |
15,4 |
22,7 |
Затраты на технологические инновации, млрд. руб. |
2785,6 |
2947,6 |
2728,7 |
2793,3 |
8763,7 |
Итак, в 2011 году в республике функционировало 443 инновационно активных предприятий или 5,6% общего объема, что на 117 единиц больше, чем в 2010 году. При этом затраты на технологические инновации в 2011 году составили 8763,7 млрд. руб., что более чем в 3 раза выше уровня 2010 года. Во многом рост затрат на инновации обусловлено воздействием мирового финансового кризиса и обесценением белорусского рубля.
Очевидно, что незначительная доля высоких технологий и недоиспользование инноваций в производстве продукции не соответствует научному потенциалу нашей страны и негативно влияет на инновационную активность национальной экономики в целом.
Основные проблемы, препятствующие эффективному использованию инноваций республики, — неполная интеграция в глобальную экономику, отсутствие развитой системы международного трансфера, недостаточная адаптация к новым тенденциям на мировом рынке наукоемкой продукции. Это приводит к снижению эффективности развития интеллектуального капитала предприятий Беларуси, отсутствию мультипликативного эффекта от него в традиционных отраслях национальной экономики. Все эти проблемы мешают решению важнейшей задачи — увеличению экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью [9, c. 57].
Причина, замедляющая формирование и эффективное использование инноваций в деятельности белорусских предприятий, — ориентация на внутренний рынок как наиболее комфортную среду для расширения их хозяйственной деятельности. Отечественные производители слабо продвигают свои товары в страны дальнего зарубежья, не рассматривают инновации как инструмент для решения этой задачи. В то же время наиболее эффективной стратегией в «новой экономике» является создание ниш для новых видов продукции, то есть инновации становятся основным инструментом в конкурентной борьбе. Так, в странах ЕС каждая вторая организация стремится к освоению новых рынков.
Отрицательными факторами являются низкий уровень инновационной культуры, отсутствие доступа к информации об инновационных изменениях. Так, руководители белорусских предприятий не рассматривают инновации как результат инновационной активности, в ряде случаев не знают состояния рынка научно-технической продукции, тенденции их изменения, потенциальный спрос, особенности новых моделей продвижения инноваций и т.д., так как у них отсутствуют объективные сведения, характеризующие этот спектр проблем [13, c. 2].
В целях более полной оценки состояния инноваций целесообразно использовать методологию Европейского инновационного табло (EIS 2008-2010). Показатели объединены в три группы: первая характеризует базовые условия, которые дают инновациям возможность осуществляться (людские ресурсы, финансирование, открытость, уровень и привлекательность научной сферы), вторая показывает активность фирм, и, наконец, третья демонстрирует, насколько эффективно базовые условия и деятельность фирм влияют на экономику в целом. Использование широкого спектра индикаторов позволяет более детально охарактеризовать состояние интеллектуального капитала в республике.
Важнейшим показателем, отражающим уровень использования инноваций, является рост инновационной активности (доля предприятий, осуществляющих инновационные затраты). По данным Community Innovation Survey (CIS-2008) средний уровень инновационной активности предприятий всех размеров (крупных, средних, малых) в ЕС -27 составляет 51,6%. Наиболее высокий уровень инновационной активности в Германии - 79,9%, наиболее низкий в Латвии - 24,3%. В Беларуси в течение последних лет наблюдается стагнация инновационной деятельности, о чем свидетельствует таблица 11. За последние годы уровень инновационной активности в промышленности составлял около 20 %.
Проведенная в 2009 г. оценка показала, что совокупная инновационная активность предприятий промышленности Беларуси (включая малый бизнес) составила 5,7%. Таким образом, по данному показателю Беларусь отстает от европейских стран практически на порядок. Однако этот показатель отражает лишь вершину айсберга, он нуждается в детализации по оценке инновационных ресурсов, имеющихся в стране, процессам их использования и полученным результатам.
Информация о работе Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики