Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В-третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования.

Содержание

Введение 3
1 НТП как фактор развития мировой экономики 5
1.1 Сущность и тенденции развития НТП 5
1.2 Инновационная политика, ее сущность и роль 14
2 Опыт инновационного развития экономики зарубежных стран 18
2.1 Инновационное развитие стран Европейского союза 18
2.2 Инновационное развитие стран с переходной экономикой 23
3 Инновационное развитие экономики РБ 30
Заключение 43
Список использованных источников 45

Вложенные файлы: 1 файл

2354 - Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики.doc

— 842.50 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой экономикой Западной и Северной Европы являются:

а) повышение уровня финансирования НИОКР из государственных источников, средств отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2001—2010 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;

б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных товаров, а также средней и низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;

в) формирование развитого рынка знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности;

г) стимулирование инновационной деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм [8, c. 24].

Для этого необходима либерализация деловой среды, способствующей созданию инновационных продуктов на отечественных предприятиях и продвижению их на рынок. Привлечение иностранных инвестиций в наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики потребует снизить налоговую нагрузку в научно-инновационной сфере; предоставлять государственные субсидии на НИОКР; использовать налоговые кредиты, амортизационные скидки на НИОКР; создать в стране венчурные фонды и пригласить зарубежных венчурных инвесторов для обучения данному виду деятельности отечественное бизнес-сообщество; субсидировать подготовку и увеличение мобильности научно-технических кадров;

д) развитие инфраструктуры инновационной деятельности, а именно организаций по прикладным исследованиям, технологических и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих наиболее благоприятные условия для развития молодых высокотехнологичных компаний. Технологические и научные парки целесообразно создавать в форме акционерных компаний, акции которых будут размещаться на национальной фондовой бирже. Акциями могут владеть все заинтересованные в развитии данного технопарка стороны (частные компании и государственные организации, частные лица и сотрудники);

е) привлечение в технологические и научные парки крупных мировых инновационных компаний, чья деятельность соответствует ведущим технологическим направлениям белорусской науки;

ж) создание системы распространения знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут опираться на вузовские научные школы, с другой — на уже созданные в регионах технологические и научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности и организацию диалога между всеми заинтересованными в развитии данного региона сторонами. Благодаря научно-исследовательскому кооперированию между государственным, университетским и предпринимательским секторами предприятия смогут объединить технологические ресурсы, ускорить процесс разработки новой продукции, снизить стоимость технологии, расширить деятельность и осуществить мониторинг новых направлений. Особое внимание следует уделять доведению инновационного продукта до потребителя, т.е. работать над упаковкой, рекламой и продвижением его на рынок;

з) совместное участие государства, предприятий и исследовательских организаций в определении перспективных направлений создания конкурентоспособных инноваций в будущем. Предвидение определяет государственные приоритеты в научно-технических программах, подготовке кадров, методах государственного регулирования [8, c. 24];

и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении иностранного капитала, создающего новые технологические знания, повышении заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной мобильности квалифицированных кадров;

к) кооперирование в НИОКР с компаниями-конкурентами, особенно в тех секторах, где необходима стандартизация продукта.

Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных и западных высокотехнологичных компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

Благодаря инвестициям в науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках [8, c. 25].

Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят благоприятные социально-экономические последствия, укрепление экономической безопасности страны, а также будут выступать факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований (характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к широкому привлечению средств нерезидентов, развитию банковского кредитования при реализации инвестиционных инновационных проектов [5, c. 96].

Во внедрении новых технологий субъектам хозяйствования по-прежнему недостает заинтересованности. В итоге годами выпускается устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательские работы.

Между тем использование инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства может существенно поднять эффективность внедрения в промышленность результатов фундаментальных и прикладных исследований. Сегодня инновационные малые предприятия работают в сфере информационных продуктов, здравоохранения, систем безопасности, строительных материалов, пищевых продуктов и добавок, экологии (приборы контроля и энергосбережения). Согласно статистике, пока в отрасли «наука и научное обслуживание» работает только порядка 1,1% малых предприятий от их общего количества.

Разработчики высоких технологий нуждаются не только в активном спросе на инновации. От получения заказа до реального экономического эффекта на вложенные ресурсы проходит год и более. Следовательно, требуется привлечение бюджетных инвестиций (если это государственный заказ) или предприятий-инвесторов. Но с этим всегда проблемы. В итоге для ведения инициативных работ, крайне необходимых при создании новой продукции, они вынуждены искать пути повышения финансовой устойчивости за счет непрофильной деятельности [5, c. 96].

Стоит в полной мере использовать возможности Парка высоких технологий. ПВТ сегодня имеет следующие направления деятельности: разработка и внедрение информационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Итак, широкомасштабный переход отечественной экономики на инновационный путь развития должен обеспечиваться эффективной системой мотиваций и предпосылок к внедрению достижений научно-технического прогресса в производство.

 

 

 

Заключение

 

В заключение работы сделаем следующие выводы.

Наука еще с первой половины прошлого столетия начала постепенно превращаться в неотъемлемый элемент системы производительных сил, причем роль научно-технического прогресса (НТП) в совершенствовании производственных возможностей общества с тех пор неизбежно возрастала. В результате уже к середине XX века важнейшей основой для успешного развития большинства промышленно-развитых стран стала способность их экономик создавать стимулы к разработке и внедрению новейших технологий. На нынешнем этапе НТП общепризнан в качестве ведущего фактора экономического роста. Все это позволяет говорить о формировании в настоящее время нового типа экономики – экономики, в основе которой лежит процесс нарастающего использования передовых знаний.

НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика государства является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

  • обеспечение социального и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
  • совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейших факторов социально-экономического прогресса.

На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика сориентирована на решение главной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической структуры производственной сферы. Высокая инновационная активность необходима как условие обеспечения конкурентоспособности экономики, что требует больших финансовых вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб другим государственным нуждам. Важную роль сыграет использование новых форм взаимодействия науки и производства, и это должно найти отражение в государственных инновационных программах.

Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

 

Список использованных источников

 

 

    1. Ахмедов, Г.А. Инновация как фактор ускорения научно-технического прогресса / Г.А. Ахмедов // Международный технико-экономический журнал. – 2010. – №1. – С.21-24.
    2. Бертош, Е. Механизм международного трансфера технологий / Е. Бертош // Журнал международного права и международных отношений. — 2010. — №2. — С.79-86.
    3. Борисов, В.В. Инновационная политика: европейский опыт: монография / В.В. Борисов. – М.: Языки славянской культуры, 2012. – 128 с.
    4. Богдан, Н.И. Измерение инноваций: проблемы сравнительной оценки: монография / Н.И. Богдан. — Минск: Мисанта, 2011. — 264 с.
    5. Богдан, Н.И. Инновационная динамика мировой экономики: монография / Н.И. Богдан. — Минск: Мисанта, 2012. — 216 с.
    6. Герасименко, А. На чем буксуют инновации / А. Герасименко // ЭГ. — 2013. — 29 янв. — С.4.
    7. Головастова, Г.И. Научно-технический прогресс и инновационное развитие экономики России / Г.И. Головастова // Вестник КИГИТ. – 2012. – №8. – С.90-94.
    8. Давыденко, Е. Технологический баланс как индикатор инновационного развития национальной экономики / Е. Давыденко // Банковский вестник. — 2009. — №3. — С.21-25.
    9. Дик, А. Беларусь в международных рейтингах инновационного и научно-технического развития / А. Дик // Наука и инновации. — 2012. — №12. — С.56-63.
    10. Инновации и технологии из Китая на мировом рынке [Электронный ресурс] / South China Service Group. — Москва, 2012. — Режим доступа: www.scsgroup-consult.com. — Дата доступа: 28.04.2013.
    11. Комарова, Ж. Рыночное пространство для инновационной продукции / Ж. Комарова // Наука и инновации. — 2012. — №6. — С.33-39.
    12. Кудашов, В.И. Экономика и управление инновациями: учебник / В.И. Кудашов. — Мн.: МИУ, 2012. — 243 с.
    13. Кузнецова, О. Ресурсы инноваций: люди, средства и желание / О. Кузнецова // ЭГ. — 2011. — 23 дек. — С.2.
    14. Мельникова, И. Стимулирование научно-инновационной деятельности: мировой опыт / И. Мельникова // Журнал международного права и международных отношений. — 2010. — №2. — С.81-89.
    15. Михайлова-Станюта, И. Инновационное поле белорусской экономики догоняющего развития / И. Станюта // Наука и инновации. — 2012. — №2. — С.19-26.
    16. Наука и инновации в Республике Беларусь: статистический сборник. — Минск: Белстат, 2012. — 157 с.
    17. Никитенко П.Г. Стратегия развития национальной инновационной системы Беларуси / П.Г. Никитенко // Проблемы управления. – 2008. - №7. – С.32-43.
    18. Обзор инновационной деятельности Республики Беларусь. – Женева, 2011. – 187 с.
    19. Российская экономика в 2011 году: тенденции и перспективы: монография. — М.: ИЭПП, 2012. — 662 с.
    20. Слонимский, А.А. Экономико-правовое обеспечение государственного регулирования инновационно-предпринимательской деятельности / А.А. Слонимский, А.И. Макаревич //Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2009. — №11. — С.93-98.
    21. Статистический ежегодник Республики Беларусь. — Минск: Белстат, 2012. — 712 с.
    22. Тихомирова, Н.В. Наука и интеллектуальная собственность в экономике знаний / Н.В. Тихомирова // Открытое образование. — 2012. — №1. — С.20-24.
    23. Тюхматьев, В.М. Россия на мировом инновационном рынке / В.М. Тюхматьев // Вестник ПГЛУ. — 2012. — №3. — С.252-255.
    24. Феномен экономического развития Китая: монография / М.М. Ковалев [и др.] / под ред. М.М. Ковалева. — Минск: БГУ, 2010. — 446 с.
    25. Ходжаев, А.О. Научно-технический прогресс и его требования к современным инновациям / А.О. Ходжаев // Известия РЭУ. – 2013. – №1. – С.154-160.
    26. Черкасов, М.Н. Научно-технический прогресс и его влияние на общество / М.Н. Черкасов // Вопросы экономических наук. – 2013. – №2. – С.26-29.
    27. Эрентраут, А.А. Проблемы и перспективы участия России в международном технологическом обмене / А.А. Эрентраут // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С.268-270.
    28. Ястребова, М.В. Научно-технический прогресс в экономике / М.В. Ястребова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №40. – С.144-151.
    29. XVII съезд КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе: [сборник статей] / Российская академия наук, Институт Дальнего Востока. — Москва: ИДВ РАН, 2011. — 271 с.
    30. National Bureau of Statistics Database [Electronic resource] / China. — Mode of access: www.stats.gov.cn. — Date of access: 14.04.2013.
    31. Statistics and Data [Electronic resource] / Worldbank. — New York, 2012. – Access mode: www.worldbank.org. — Access date: 3.05.2013.

Информация о работе Мировая экономика - НТП и его роль в развитии мировой экономики