Мировой рынок информационных ресурсов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.

Содержание

• Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
o 1.1. История развития
 1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов
 1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
 1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет
o Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России
 2.1. Становление и развитие рынка
 2.2. Новые государственные и некоммерческие службы
 2.3. Коммерческие информационные службы
 2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
o Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов
 3.1. Рынок информации
 3.2. Рынок электронных сделок
 3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации

Вложенные файлы: 1 файл

Мировой рынок информационных ресурсов и услуг2.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

Мировой рынок информационных ресурсов и  услуг

Содержание

  • Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
    • 1.1. История развития
      • 1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов
      • 1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
      • 1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет
    • Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России
      • 2.1. Становление и развитие рынка
      • 2.2. Новые государственные и некоммерческие службы
      • 2.3. Коммерческие информационные службы
      • 2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
    • Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов
      • 3.1. Рынок информации
      • 3.2. Рынок электронных сделок
      • 3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации

Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг

Рынок рассматривается  в экономической науке как  наиболее эффективный из известных  инструментов развития экономики, основной особенностью которого выступает способность  к саморегулированию, поскольку  независимые производители, учитывая спрос потребителей, решают, что  и сколько производить. В основе эффективного функционирования рынка  лежит конкуренция, которая является основным мотивом, побуждающим предприятие  к борьбе за место на рынке. В результате рынок, где встречается потребитель  и производитель, стремится к  уравновешиванию спроса и предложения  товаров.

Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений  по торговле (продаже и покупке) между  поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется  определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами  их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка  информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка  как совокупности экономических  отношений по поводу купли-продажи.

1.1. История  развития

Информационная  деятельность выделилась из научной  деятельности и деятельности по политическому  и хозяйственному управлению как  одно из направлений разделения интеллектуального  труда и специализации в нематериальной сфере для выполнения части рутинных функций еще в доэкономическую  эпоху.

Первым специализированным информационным органом стали государственные (пусть и доступные ограниченному  кругу пользователей, но не личные) и академические библиотеки - хранилища  знания в виде документов, в основном, рукописных книг. С этого времени  существенная часть информационной деятельности стала государственной  и финансировалась из бюджета.

Первыми тематическими  областями информационной деятельности стали области научной и технической, правовой и социальной информации; другими словами, рынок информационных ресурсов формировался как рынок  информации для специалистов.

Первыми видами информационных услуг стали услуги хранения информации - документов в виде рукописей и  рукописных книг, а также ее поиска - авторские и систематические  каталоги библиотек, облегчающие поиск  необходимой информации. В это  время возникли и такие виды информационных услуг как копирование документов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, аналитической информации по заданной теме, осуществлявшаяся работниками библиотек.

Появление новой  информационной технологии - книгопечатания и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационной деятельности. Вместе с тем, число библиотек, как и  число их читателей, увеличилось, а  среди потребителей информации росла  доля представителей бизнеса. Библиотеки, работающие бесплатно при финансировании из государственного бюджета как  одно из направлений народного образования  и роста культуры, привели к  использованию информационных ресурсов и массового потребителя, заинтересованного  в доступе к информации для  специалистов в целях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда, в  связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных  областях и, прежде всего в химии  и физике, появился первый реферативный журнал - информационный продукт, позволяющий  получить представление о содержании документа, до обращения непосредственно  к документу. Использование реферативного журнала (РЖ) позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени.

Прогресс в  книгопечатании, подготовка специальных  справочных изданий и энциклопедий, а также появление научных, деловых  и массовых журналов, который является важным для развития информационного  сектора общественного производства, не относятся к изменениям в информационной деятельности, рассматриваемой в  узком смысле, и рынке информационных ресурсов. Вместе с тем, книгоиздание привело к возникновению рынка  книг и периодики, который, в свою очередь стал моделью для рынка  информационных ресурсов. Кроме того, развитие книгопечатания в условиях усложнения общества и возрастания  сложности общественных экономических  и социальных отношений, которые  фиксировались и находили отражение  в документах, привело к тому, что книги и журналы (как рукописные, так и печатные) отделились от других видов документов, которые, в свою очередь, стали храниться не в  библиотеках, а в архивах, по своим  функциям, устройству, услугам и  продуктам и системе финансирования аналогичных библиотекам.

РЖ составили  основу рынка информационных ресурсов вплоть до начала 60-х гг. прошлого века, когда им на смену пришли базы данных. Именно РЖ, распространяемые с использованием механизма и инфраструктуры торговли периодики (цены, зависящие от объема - числа печатных листов, подписка при  авансовой оплате, решающая вопросы  оборотного капитала) заложили основы формирования сначала национальных рынков, а затем и международного рынка информационных ресурсов и  услуг.

1.2. Новые  виды субъектов рынка информационных  ресурсов

Вплоть до достижения индустриальным обществом определенного  уровня развития, когда информация еще не влияла непосредственно или  влияла недостаточно (не в качестве ведущего фактора) на производительность общественного труда, существенная часть деловой и коммерческой информации поступала в общественное производство хотя и в отфильтрованном  и сгруппированном виде, но через  широкоадресные каналы - в основном через печатные источники, книги  и периодику - прежде всего универсальные  средства массовой информации (СМИ).

Уже с конца XVIII в. с резким расширением деловой  сферы, с развитием заморской  торговли внимание бизнеса стала  привлекать не только научно-техническая  и другие виды информации для специалистов, но и специальная деловая и  коммерческая информация и деловые  новости. Постоянно повышалась роль газет в качестве источников такой  информации. В первой половине XIX в. появились специальные деловые  газеты, рассчитанные на деловое сообщество в качестве основного потребителя.

С этого времени  сформировались и принципы издания  газет, рассчитанных на предпринимателя, часть которых дожила до настоящего времени (например, в виде девиза газеты New York Times- “вся информация достойна изложения”). Идеи, лежащие в основе появления деловых газет, справедливы и сейчас, и им, например, следует крупный многонациональный концерн FinancialTimes, издающий популярную одноименную деловую газету и деловой еженедельник Economist. Суть этих идей состоит в том, что газета должна дать предпринимателю знание не только о меняющейся ситуации (деловую информацию), но и представление о среде, в которой ведется его бизнес с точки зрения участников, товаров и услуг (коммерческую информацию). Она должна сообщать и о событиях, связанных с этими участниками (деловые новости), а также информацию об условиях бизнеса в целом. Бизнесмен должен знать обстоятельства, в которых он существует и понимать, что происходит. Отсюда роль газет, а затем и телеграфных (информационных) агентств - сообщать деловые новости.

Толчком к появлению  новых видов информационных услуг, ориентированных на деловую и  коммерческую информацию, стало освоение западных территорий в США. Несмотря на большие расстояния, постройка  телеграфных линий связи в  рамках территории одной страны не вызывала значительных трудностей и  не требовала чрезмерных инвестиций (в отличие, скажем, от существенных вложений, требуемых для прокладки  подводных кабелей, соединивших  Европу с Америкой, а затем и  Азией, или политических трудностей постройки международных каналов  в Европе или между Европой  и Азией при необходимости  пересечения границ нескольких стран).

При этом у бизнеса  возникли новые информационные потребности  в деловой и коммерческой информации, которые не могли быть удовлетворены  существующими источниками информации и видами информационных услуг. Во-первых, это были потребности в данных о текущих ценах на бирже (в  основном на биржевые товары - зерно  и мясо, а позже на уголь, металлы  и финансовые ресурсы). Во-вторых, данные о потенциальных торговых и деловых  партнерах или заемщиках банков. В устойчивом бизнес-сообществе эти  данные получаются в ходе прямой межличностной  коммуникации, а в условиях массы  новых субъектов бизнеса, появляющихся и разоряющихся ежедневно и часто  меняющих местонахождение и географию  операций, такой способ получения  информации не срабатывал. Ответом  на эти потребности стали услуги доступа к оперативной биржевой информации с использованием телеграфа  в виде тикерной ленты, содержащей котировки  акций и ставки по привлечению  и размещению финансовых ресурсов, доступной в режиме он-лайн прямо  с биржи или через специальные  службы биржевой информации и услуги в области коммерческой информации об участниках рынка и кредитного рейтинга, присваиваемого специальными агентствами.

Данные информационные услуги первоначально, с момента  своего возникновения, были платными и  подготавливались, продавались или  оказывались на рыночных основах  и через рынок информационных услуг по высоким ценам. Эти цены основывались не только и не столько  на стоимостных факторах (оплата затрат на подготовку и доставку по каналам  связи), но и на предельной полезности, так как использование этой информации и информационных услуг в деловой  практике давало немедленный и осязаемый  эффект, часть которого уплачивалась через рынок информационных услуг  информационным службам.

С появлением на рынке  служб биржевой и коммерческой информации в информационной деятельности начались процессы обобществления, сначала на национальном, а затем и на международном  уровнях. В результате этих процессов, вызвавших концентрацию подготовки информационных услуг и их оказания, уже к началу XX века на данном секторе  рынка доминировало лишь несколько  компаний, крупных даже по меркам того времени и работающих полностью  на рыночных принципах.

Необходимость комплексного удовлетворения потребностей бизнеса  в информации привела к тому, что  еще в конце XIX в. появились (и благополучно дожили до XXI в.) службы, интегрирующие  предоставление биржевой и финансовой, статистической и коммерческой информации, деловых новостей, а также общих - политико-социальных и культурных новостей, - национальные телеграфные  агентства с международным охватом, как источников информации, так и  потребителей. Включение в состав интегрированного пакета деловых и  общих новостей, которые в отличие  от остальных составляющих пакета несут  в себе субъективные элементы при  отражении реальности, позволило  сосуществовать на рынке нескольким агентствам. Эти агентства, хотя и  обмениваются информацией между  собой, кооперируются в подготовке отдельных услуг и на 80-90% предоставляют  одну и ту же информацию, находят  свою долю рынка. Кроме того, для  их сохранения и обеспечения независимости, они получают прямую и косвенную  поддержку со стороны государства, которое рассматривает их как  необходимый элемент государственной  машины.

Позже, уже в  первой половине XX в., с развитием  процессов интернационализации  бизнеса, появились потребности  в экономической (общей и специальной) и демографической статистической информации и соответствующие службы информационной деятельности, занятые  подготовкой информационных услуг, направленных на обеспечение этими  видами информации. Если потребности  в экономической статистической информации требовались предпринимателями  для лучшего понимания макроэкономической ситуации в отдельных странах  и в мире в целом как условие  успешных инвестиций и работы на финансовых, а также на товарных рынках (биржевых и не биржевых), то демографическая  и специальная статистическая информация требовалась для анализа и исследования конкретных сегментов рынка - товаров и услуг (доли на рынке, цены) и потребителей (предпочтения и модели потребления).

В случае экономической (общей и специальной) и демографической  статистической информации условия  предоставления и оказания информационных услуг сначала были схожими и  не отличались от тех, что использовались в отношении информационных услуг  для специалистов. Затраты по подготовке статистической и демографической  информации государство брало на себя, так как с ее использованием решались собственные задачи государства. Прежде всего, это задачи формирования эффективной системы налогообложения  корпоративного и домашнего секторов экономики. Организация доступа  к такой информации не требовала  значительных средств. Эти затраты  государство брало на себя, рассматривая их как необходимые для формирования общих условий нормального протекания и развития бизнеса и жизнедеятельности  людей, вовлечения их в бизнес.

Обострение проблемы реализации, глобальные экономические  кризисы и начавшийся в первой половине XX в. переход к организации  бизнеса на принципах маркетинговой  стратегии усилил роль специальной  статистической и демографической  информации как основного источника  объективной информации о рынке. Появились службы, которые предлагали эту информацию в предварительно обработанном виде, рассчитанном на непосредственное использование в маркетинге. Информационные услуги этих служб с момента своего появления, также как и услуги в области биржевой и финансовой информации были платными.

Помимо упомянутых информационных услуг службы маркетинговой  информации вышли на рынок коммерческой информации, подготавливая и предлагая  на рынке специальные списки потенциальных  потребителей - лиц и корпоративных  клиентов, структурированные особым образом для использования в  прямом маркетинге и рекламе, для  прямых продаж (директ-мэйл маркетинг  и продажи), а также подготавливая  такие списки на заказ.

Информация о работе Мировой рынок информационных ресурсов и услуг