Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:44, контрольная работа
Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.
• Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
o 1.1. История развития
1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов
1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет
o Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России
2.1. Становление и развитие рынка
2.2. Новые государственные и некоммерческие службы
2.3. Коммерческие информационные службы
2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
o Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов
3.1. Рынок информации
3.2. Рынок электронных сделок
3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации
Мировой рынок информационных ресурсов и услуг
Содержание
Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
Рынок рассматривается в экономической науке как наиболее эффективный из известных инструментов развития экономики, основной особенностью которого выступает способность к саморегулированию, поскольку независимые производители, учитывая спрос потребителей, решают, что и сколько производить. В основе эффективного функционирования рынка лежит конкуренция, которая является основным мотивом, побуждающим предприятие к борьбе за место на рынке. В результате рынок, где встречается потребитель и производитель, стремится к уравновешиванию спроса и предложения товаров.
Рынок информационных
ресурсов и услуг можно определить
как совокупность экономических, правовых
и организационных отношений
по торговле (продаже и покупке) между
поставщиками (продавцами) и потребителями
(покупателями), которая характеризуется
определенной номенклатурой ресурсов
и услуг, условиями и механизмами
их предоставления и ценами. В основе
предлагаемого определения
1.1. История развития
Информационная
деятельность выделилась из научной
деятельности и деятельности по политическому
и хозяйственному управлению как
одно из направлений разделения интеллектуального
труда и специализации в
Первым специализированным
информационным органом стали государственные
(пусть и доступные
Первыми тематическими
областями информационной деятельности
стали области научной и
Первыми видами информационных
услуг стали услуги хранения информации
- документов в виде рукописей и
рукописных книг, а также ее поиска
- авторские и систематические
каталоги библиотек, облегчающие поиск
необходимой информации. В это
время возникли и такие виды информационных
услуг как копирование
Появление новой
информационной технологии - книгопечатания
и переход общества на индустриальную
стадию не изменили состава участников
информационной деятельности. Вместе
с тем, число библиотек, как и
число их читателей, увеличилось, а
среди потребителей информации росла
доля представителей бизнеса. Библиотеки,
работающие бесплатно при финансировании
из государственного бюджета как
одно из направлений народного
Прогресс в
книгопечатании, подготовка специальных
справочных изданий и энциклопедий,
а также появление научных, деловых
и массовых журналов, который является
важным для развития информационного
сектора общественного
РЖ составили основу рынка информационных ресурсов вплоть до начала 60-х гг. прошлого века, когда им на смену пришли базы данных. Именно РЖ, распространяемые с использованием механизма и инфраструктуры торговли периодики (цены, зависящие от объема - числа печатных листов, подписка при авансовой оплате, решающая вопросы оборотного капитала) заложили основы формирования сначала национальных рынков, а затем и международного рынка информационных ресурсов и услуг.
1.2. Новые
виды субъектов рынка
Вплоть до достижения индустриальным обществом определенного уровня развития, когда информация еще не влияла непосредственно или влияла недостаточно (не в качестве ведущего фактора) на производительность общественного труда, существенная часть деловой и коммерческой информации поступала в общественное производство хотя и в отфильтрованном и сгруппированном виде, но через широкоадресные каналы - в основном через печатные источники, книги и периодику - прежде всего универсальные средства массовой информации (СМИ).
Уже с конца XVIII в. с резким расширением деловой сферы, с развитием заморской торговли внимание бизнеса стала привлекать не только научно-техническая и другие виды информации для специалистов, но и специальная деловая и коммерческая информация и деловые новости. Постоянно повышалась роль газет в качестве источников такой информации. В первой половине XIX в. появились специальные деловые газеты, рассчитанные на деловое сообщество в качестве основного потребителя.
С этого времени сформировались и принципы издания газет, рассчитанных на предпринимателя, часть которых дожила до настоящего времени (например, в виде девиза газеты New York Times- “вся информация достойна изложения”). Идеи, лежащие в основе появления деловых газет, справедливы и сейчас, и им, например, следует крупный многонациональный концерн FinancialTimes, издающий популярную одноименную деловую газету и деловой еженедельник Economist. Суть этих идей состоит в том, что газета должна дать предпринимателю знание не только о меняющейся ситуации (деловую информацию), но и представление о среде, в которой ведется его бизнес с точки зрения участников, товаров и услуг (коммерческую информацию). Она должна сообщать и о событиях, связанных с этими участниками (деловые новости), а также информацию об условиях бизнеса в целом. Бизнесмен должен знать обстоятельства, в которых он существует и понимать, что происходит. Отсюда роль газет, а затем и телеграфных (информационных) агентств - сообщать деловые новости.
Толчком к появлению
новых видов информационных услуг,
ориентированных на деловую и
коммерческую информацию, стало освоение
западных территорий в США. Несмотря
на большие расстояния, постройка
телеграфных линий связи в
рамках территории одной страны не
вызывала значительных трудностей и
не требовала чрезмерных инвестиций
(в отличие, скажем, от существенных
вложений, требуемых для прокладки
подводных кабелей, соединивших
Европу с Америкой, а затем и
Азией, или политических трудностей
постройки международных
При этом у бизнеса
возникли новые информационные потребности
в деловой и коммерческой информации,
которые не могли быть удовлетворены
существующими источниками
Данные информационные услуги первоначально, с момента своего возникновения, были платными и подготавливались, продавались или оказывались на рыночных основах и через рынок информационных услуг по высоким ценам. Эти цены основывались не только и не столько на стоимостных факторах (оплата затрат на подготовку и доставку по каналам связи), но и на предельной полезности, так как использование этой информации и информационных услуг в деловой практике давало немедленный и осязаемый эффект, часть которого уплачивалась через рынок информационных услуг информационным службам.
С появлением на рынке служб биржевой и коммерческой информации в информационной деятельности начались процессы обобществления, сначала на национальном, а затем и на международном уровнях. В результате этих процессов, вызвавших концентрацию подготовки информационных услуг и их оказания, уже к началу XX века на данном секторе рынка доминировало лишь несколько компаний, крупных даже по меркам того времени и работающих полностью на рыночных принципах.
Необходимость комплексного
удовлетворения потребностей бизнеса
в информации привела к тому, что
еще в конце XIX в. появились (и благополучно
дожили до XXI в.) службы, интегрирующие
предоставление биржевой и финансовой,
статистической и коммерческой информации,
деловых новостей, а также общих
- политико-социальных и культурных
новостей, - национальные телеграфные
агентства с международным
Позже, уже в
первой половине XX в., с развитием
процессов интернационализации
бизнеса, появились потребности
в экономической (общей и специальной)
и демографической
В случае экономической
(общей и специальной) и демографической
статистической информации условия
предоставления и оказания информационных
услуг сначала были схожими и
не отличались от тех, что использовались
в отношении информационных услуг
для специалистов. Затраты по подготовке
статистической и демографической
информации государство брало на
себя, так как с ее использованием
решались собственные задачи государства.
Прежде всего, это задачи формирования
эффективной системы
Обострение проблемы реализации, глобальные экономические кризисы и начавшийся в первой половине XX в. переход к организации бизнеса на принципах маркетинговой стратегии усилил роль специальной статистической и демографической информации как основного источника объективной информации о рынке. Появились службы, которые предлагали эту информацию в предварительно обработанном виде, рассчитанном на непосредственное использование в маркетинге. Информационные услуги этих служб с момента своего появления, также как и услуги в области биржевой и финансовой информации были платными.
Помимо упомянутых информационных услуг службы маркетинговой информации вышли на рынок коммерческой информации, подготавливая и предлагая на рынке специальные списки потенциальных потребителей - лиц и корпоративных клиентов, структурированные особым образом для использования в прямом маркетинге и рекламе, для прямых продаж (директ-мэйл маркетинг и продажи), а также подготавливая такие списки на заказ.
Информация о работе Мировой рынок информационных ресурсов и услуг