Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:44, контрольная работа
Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.
• Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
o 1.1. История развития
1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов
1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет
o Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России
2.1. Становление и развитие рынка
2.2. Новые государственные и некоммерческие службы
2.3. Коммерческие информационные службы
2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
o Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов
3.1. Рынок информации
3.2. Рынок электронных сделок
3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации
Рост информационных потребностей бизнеса вызывал изменения и в секторах рынка информационных услуг, связанных с информацией для специалистов, где традиционно доминировало государство. Часть сектора информации для специалистов вышла из рамок публичного сектора общественного производства, когда в структуре корпораций образовались такие специализированные подразделения информационной деятельности, как специальные библиотеки. Существуя в рамках корпораций, эти библиотеки не выходили на рынок информационных услуг в качестве поставщиков информационных услуг, но стали их активными покупателями, обладающими солидными бюджетами, способствуя укреплению и развитию рынка информационных услуг.
В связи с ростом
информационных потребностей со стороны
бизнеса и усиления специальных
библиотек, уже к концу XIX в. традиционный
набор источников информации, включающий
непериодические и
В конце 30-х гг.
XX в., когда в США в рамках антикризисных
мероприятий коммерческие и инвестиционные
банки были разделены, и инвестиционным
банкам потребовалось завоевать
утраченное или сильно пошатнувшееся
доверие мелких, а также таких
крупных институциональных
С этими материалами
связан еще один парадокс рынка информационных
услуг. Полученные в ходе рафинирования
и фильтрования многочисленных видов
источников деловой и коммерческой
информации, выполняемых
Зарождение рынка
информации для специалистов (прежде
всего научно-технической
Уже к концу XIX
в. все возрастающая часть информационных
услуг в области информации для
специалистов, оказываемых вне библиотек,
стала предоставляться на рыночных
условиях. Этому способствовало как
появление специальных
В секторе информации
для специалистов с появлением РЖ
началось формирование рынка информационных
услуг вне системы библиотек.
Наряду с некоммерческими
В результате в большинстве стран на рынке информационных услуг образовались некоммерческие и коммерческие национальные службы, обрабатывающие мировой поток по определенной тематике информации для определенной страны. Несмотря на различия в формах и источниках финансировании эти службы работали сходным образом и существенно не различались в качестве информационных услуг и их ценах. Дело в том, что ни одна из этих служб не могла обеспечить полноты обработки мирового потока информации, да и не стремилась увеличивать долю обрабатываемого потока, если это не вызывалось необходимостью конкуренции. Поэтому крупнейшие библиотеки (к середине XX в. их было в мире около 2,5 тыс.) были вынуждены покупать на рынке РЖ нескольких центров по цене поставщика, поддерживая достаточно высокую ликвидность рынка. Такая структура информационной деятельности и необходимость снижения затрат из-за роста цен источников позволила еще в первой половине XX в. начать привлечение к обработке информации и прежде всего к подготовке рефератов специалистов из других, менее развитых стран с незначительным объемом источников информации, так как при этом экономия достигалась как за счет отказа от покупки источников, так и за счет более низкой стоимости РЖ в этих странах.
В некоторых странах,
например, во Франции, государство полностью
финансировало и контролировало
подготовку РЖ, однако, это не помешало
формированию рынка информационных
услуг в данном секторе информации,
а также процессам
Формирование
устойчивого самостоятельного мирового
рынка информационных услуг, относительно
обособленного от мирового и национальных
рынков как информационных, так и
других услуг, началось в середине 50-х
гг.. До начала 60-х гг. XX в. основными
поставщиками на этом рынке выступали
информационные службы академических,
профессиональных, научно-технических
и деловых обществ и
Основными потребителями информационных услуг выступали ученые и специалисты в области науки и техники, а также профессионалы фондового и товарного рынков.
Услуги и продукты включали информационные издания, распространяемые по подписке (в том числе и за рубеж) и содержащие библиографическую, реферативную и обзорно-аналитическую информацию, библиотечное обслуживание и копии первоисточников, предоставляемые по запросам.
С первой половины
XX в. на мировом рынке информационных
услуг международная торговля информационными
услугами дополнилась международной
кооперацией государственных
1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
С середины 60-х
гг. началось формирование новых элементов
структуры информационной деятельности,
принесших на рынок новые виды
информационных услуг и привлекшие
новых потребителей. При этом, большинство
старых элементов и видов услуг
(библиотеки и архивы, первичные
и вторичные документы - описания
документов и рефераты) осталось неизменным,
а модификации подверглись лишь
некоторые из них. Сохранение прежних
элементов информационной деятельности
и рынка информационных услуг - участников
и самих услуг - при появлении
на рынке новых участников с новыми
видами информационных услуг представляется
одной из особенностей рынка информационных
услуг, возможно, характерной и для
информационного сектора
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения в информационную деятельность новых информационных технологий, основывающихся на использовании вычислительной техники, важнейшим видом информационных услуг на рынке, определившим его содержание с этого времени, стали базы данных. Эти базы данных содержали библиографическую, реферативную, фактографическую и справочную, научно-техническую, а также другую информацию для специалистов, а также во все в большей мере деловую и коммерческую торгово-экономическую, статистическую и демографическую текстовую и цифровую информацию.
Базы данных (БД),
первоначально используемые как
промежуточный продукт при
Среди поставщиков
информационных услуг выделились фирмы,
специализирующиеся на создании БД - издатели
баз данных (ИБД) и фирмы, специализирующиеся
на ведении информационного
Коммерциализация
информационной деятельности стала
магистральной линией развития информационной
деятельности и была связана с
изменениями условий ее осуществления.
Развитие и усложнение науки, техники
и бизнеса, формирование межотраслевых
и проблемно-ориентированных
С 60-х гг. информационная
деятельность стала занимать важное
место в работе и не специализирующихся
на ней организаций, прежде всего
деловых и научно-технических
научно-исследовательских
Лидерство на мировом
рынке информационных услуг захватили
США. Среднегодовые темпы роста
предоставления информационных услуг
в стоимостном выражении
Начиная с середины 70-х гг., с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. После недолгого периода узкой специализации на основе ОБД возникли информационные службы с наибольшей централизацией, концентрацией и интеграцией информационной деятельности и вовлеченных в нее ресурсов. В этих центрах объединяется не только создание и использование БД, но и работа в области массовой информации и предоставление первоисточников.
Доля БД научно-технической
информации стабилизировалась и, например,
в США составляла в начале 80-х
гг. по разным оценкам до 30 % предложения
на рынке и до второй половины 80-х
гг. XX в. постепенно сокращалась. Основную
долю рынка информационных услуг
стала занимать деловая и коммерческая
торгово-экономическая и
Развитие услуг
диалогового доступа к
Для второй половины 80-х гг. было также характерным появление на рынке новых поставщиков информационных ресурсов - издателей, специализирующихся на подготовке БД на компактных оптических дисках, служб телетекста и видеотекса, телекоммуникационных сетей, объединяющих владельцев ПК, многовходовых (gateway) шлюзовых служб доступа к ОБД, обеспечивающих для потребителей возможность удобной и простой работы одновременно с десятками ОБД, в совокупности предоставляющих доступ к тысячам БД и т. п.
Информация о работе Мировой рынок информационных ресурсов и услуг