Мировой рынок информационных ресурсов и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Рынок информационных ресурсов и услуг можно определить как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой ресурсов и услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами. В основе предлагаемого определения рынка информационных ресурсов лежат уточненные классические определения рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи.

Содержание

• Глава I. История развития рынка информационных ресурсов и услуг
o 1.1. История развития
 1.2. Новые виды субъектов рынка информационных ресурсов
 1.3. Информационная революция 60-х гг. XX в.: компьютеры и базы данных
 1.4. Информационная революция 90-х гг.: Интернет
o Глава II. Рынок информационных ресурсов и услуг в России
 2.1. Становление и развитие рынка
 2.2. Новые государственные и некоммерческие службы
 2.3. Коммерческие информационные службы
 2.4. Влияние Интернета на российский рынок информационных услуг
o Глава III. Сферы рынка информационных ресурсов
 3.1. Рынок информации
 3.2. Рынок электронных сделок
 3.3. Рынок электронной глобальной коммуникации

Вложенные файлы: 1 файл

Мировой рынок информационных ресурсов и услуг2.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

Рост информационных потребностей бизнеса вызывал изменения  и в секторах рынка информационных услуг, связанных с информацией  для специалистов, где традиционно  доминировало государство. Часть сектора  информации для специалистов вышла  из рамок публичного сектора общественного  производства, когда в структуре  корпораций образовались такие специализированные подразделения информационной деятельности, как специальные библиотеки. Существуя  в рамках корпораций, эти библиотеки не выходили на рынок информационных услуг в качестве поставщиков  информационных услуг, но стали их активными  покупателями, обладающими солидными  бюджетами, способствуя укреплению и развитию рынка информационных услуг.

В связи с ростом информационных потребностей со стороны  бизнеса и усиления специальных  библиотек, уже к концу XIX в. традиционный набор источников информации, включающий непериодические и периодические  издания, расширился за счет включения  в их состав каталогов продукции  и услуг, а также разнообразных  патентных документов (прежде всего, заявок и патентных описаний), а  в дальнейшем и непубликуемых  документов (отчетов о научно-исследовательских  работах и диссертаций, переводов, нормативно-технических документов).

В конце 30-х гг. XX в., когда в США в рамках антикризисных  мероприятий коммерческие и инвестиционные банки были разделены, и инвестиционным банкам потребовалось завоевать  утраченное или сильно пошатнувшееся  доверие мелких, а также таких  крупных институциональных профессиональных инвесторов, как пенсионные и взаимные фонды появился новый вид информационных услуг - аналитические материалы  по состоянию отраслей и рынка, подготовленные специально в расчете на инвесторов.

С этими материалами  связан еще один парадокс рынка информационных услуг. Полученные в ходе рафинирования  и фильтрования многочисленных видов  источников деловой и коммерческой информации, выполняемых высококвалифицированными специалистами, такого рода материалы  содержат ценную и полезную информацию, которая может напрямую использоваться при принятии деловых решений. Но они не стали частью услуг рынка  информационных услуг, так как, несмотря на высокую стоимость подготовки, распространялись достаточно широко и  бесплатно. Дело в том, что они  рассматривались в качестве стандартной  части пакета инвестиционно-банковских услуг и оплачивались в составе  цены этого пакета. При этом оплата поступала только от клиентов банка, тогда как другие потребители, потенциальные  клиенты получали их бесплатно, и  их получение не было связано ни с какими обязательствами.

Зарождение рынка  информации для специалистов (прежде всего научно-технической информации) и соответствующего сектора рынка  информационных услуг также находилось под влиянием повышения роли знаний и информации в качестве решающего  фактора экономического роста, т. е. с расширением использования  информационных ресурсов в бизнесе.

Уже к концу XIX в. все возрастающая часть информационных услуг в области информации для  специалистов, оказываемых вне библиотек, стала предоставляться на рыночных условиях. Этому способствовало как  появление специальных библиотек, принесших в дополнение к бюджетным  дополнительные средства в информационную деятельность для закупки источников информации, для подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг, так и изменение государственной  политики в области информации и  рост государственных затрат в этой области. Государство все полнее осознавало растущую роль знаний для  развития общественного производства как непосредственно, при применении информации в бизнесе, так и опосредованно, через повышение образовательного и культурного уровня членов общества, и увеличивало ассигнования на информационную деятельность. Рост ресурсов, выделяемых на информационную деятельность по негосударственной  и государственной линии, укрепил  экономически отношения на рынке  информационных услуг.

В секторе информации для специалистов с появлением РЖ началось формирование рынка информационных услуг вне системы библиотек. Наряду с некоммерческими информационными  службами, работающими под эгидой и за счет научно-технических обществ (в свою очередь, финансируемых как  из бюджета, так и во все большей  степени промышленностью) к подготовке РЖ приступили коммерческие компании, которые не могли работать по-иному, чем на рыночной основе. Такого рода дуализм коммерческой и некоммерческой информационной деятельности обусловил  особенности процессов обобществления и интернационализации в данном секторе рынка информационных услуг.

В результате в  большинстве стран на рынке информационных услуг образовались некоммерческие и коммерческие национальные службы, обрабатывающие мировой поток по определенной тематике информации для  определенной страны. Несмотря на различия в формах и источниках финансировании эти службы работали сходным образом  и существенно не различались  в качестве информационных услуг  и их ценах. Дело в том, что ни одна из этих служб не могла обеспечить полноты обработки мирового потока информации, да и не стремилась увеличивать  долю обрабатываемого потока, если это не вызывалось необходимостью конкуренции. Поэтому крупнейшие библиотеки (к  середине XX в. их было в мире около 2,5 тыс.) были вынуждены покупать на рынке  РЖ нескольких центров по цене поставщика, поддерживая достаточно высокую  ликвидность рынка. Такая структура  информационной деятельности и необходимость  снижения затрат из-за роста цен  источников позволила еще в первой половине XX в. начать привлечение к  обработке информации и прежде всего  к подготовке рефератов специалистов из других, менее развитых стран  с незначительным объемом источников информации, так как при этом экономия достигалась как за счет отказа от покупки источников, так и за счет более низкой стоимости РЖ в этих странах.

В некоторых странах, например, во Франции, государство полностью  финансировало и контролировало подготовку РЖ, однако, это не помешало формированию рынка информационных услуг в данном секторе информации, а также процессам обобществления и интернационализации. В результате, к середине XX в. во Франции существовал  один центр, обеспечивающей обработку  всего мирового потока и подготовку РЖ на французском языке. Этот центр  также привлекал к работе на основе кооперации специалистов из других стран.

Формирование  устойчивого самостоятельного мирового рынка информационных услуг, относительно обособленного от мирового и национальных рынков как информационных, так и  других услуг, началось в середине 50-х  гг.. До начала 60-х гг. XX в. основными  поставщиками на этом рынке выступали  информационные службы академических, профессиональных, научно-технических  и деловых обществ и ассоциаций, учебных заведений, а также государственные  службы, работающие преимущественно  на некоммерческой основе, и немногочисленные коммерческие службы, которые в этот период только зародились и еще не окрепли. К ним можно отнести  и информационные подразделения  товарных и фондовых бирж.

Основными потребителями  информационных услуг выступали  ученые и специалисты в области  науки и техники, а также профессионалы  фондового и товарного рынков.

Услуги и продукты включали информационные издания, распространяемые по подписке (в том числе и за рубеж) и содержащие библиографическую, реферативную и обзорно-аналитическую  информацию, библиотечное обслуживание и копии первоисточников, предоставляемые по запросам.

С первой половины XX в. на мировом рынке информационных услуг международная торговля информационными  услугами дополнилась международной  кооперацией государственных некоммерческих и коммерческих центров в региональном и, по некоторым отраслям и проблематике, в глобальном масштабе на международном  и межгосударственных уровнях. С  начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг также начал  формироваться мировой рынок  услуг электронной обработки  и передачи данных.

1.3. Информационная  революция 60-х гг. XX в.: компьютеры  и базы данных

С середины 60-х  гг. началось формирование новых элементов  структуры информационной деятельности, принесших на рынок новые виды информационных услуг и привлекшие новых потребителей. При этом, большинство  старых элементов и видов услуг (библиотеки и архивы, первичные  и вторичные документы - описания документов и рефераты) осталось неизменным, а модификации подверглись лишь некоторые из них. Сохранение прежних  элементов информационной деятельности и рынка информационных услуг - участников и самих услуг - при появлении  на рынке новых участников с новыми видами информационных услуг представляется одной из особенностей рынка информационных услуг, возможно, характерной и для  информационного сектора экономики  и постиндустриальной формации в  целом.

С середины 60-х  до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения в информационную деятельность новых информационных технологий, основывающихся на использовании  вычислительной техники, важнейшим  видом информационных услуг на рынке, определившим его содержание с этого  времени, стали базы данных. Эти базы данных содержали библиографическую, реферативную, фактографическую и справочную, научно-техническую, а также другую информацию для специалистов, а также  во все в большей мере деловую  и коммерческую торгово-экономическую, статистическую и демографическую  текстовую и цифровую информацию.

Базы данных (БД), первоначально используемые как  промежуточный продукт при подготовке печатных изданий, при их предоставлении потребителю на магнитной ленте  приобрели самостоятельное значение информационных ресурсов. На основе БД помимо подготовки информационных изданий  стало возможным вести обслуживание потребителей в режимах избирательного распространения (ИРИ) и ретроспективного поиска информации (РПИ) с использованием сначала пакетного, а затем и  диалогового поиска.

Среди поставщиков  информационных услуг выделились фирмы, специализирующиеся на создании БД - издатели баз данных (ИБД) и фирмы, специализирующиеся на ведении информационного обслуживания с использованием БД - операторы  баз данных (ОБД), работающие во все  большей мере на коммерческой основе. На коммерческой основе в возрастающей степени начало работать и большинство  всех ранее существовавших информационных органов и систем за исключением  публичных библиотек в части  оказания простейших услуг.

Коммерциализация  информационной деятельности стала  магистральной линией развития информационной деятельности и была связана с  изменениями условий ее осуществления. Развитие и усложнение науки, техники  и бизнеса, формирование межотраслевых  и проблемно-ориентированных знаний породили потребности в значительных объемах новых видов информационных услуг. С другой стороны, использование  новой информационной технологии и  технических средств, несмотря на существенно  возросшие затраты на осуществление  информационной деятельности, резко  подняло производительность труда  и эффективность работы крупных  информационных органов. В информационную деятельность стало эффективным  вкладывать капитал, так как в  ней стала обеспечиваться норма  прибыли, превышающая среднюю.

С 60-х гг. информационная деятельность стала занимать важное место в работе и не специализирующихся на ней организаций, прежде всего  деловых и научно-технических  научно-исследовательских институтов и аналитических центров и  органов государственного управления. В них в качестве средств труда  и его промежуточных результатов  создавались базы данных (в основном фактографические) и фонды труднодоступных  и непубликуемых первоисточников  в удобной для оперативного копирования  форме.

Лидерство на мировом  рынке информационных услуг захватили  США. Среднегодовые темпы роста  предоставления информационных услуг  в стоимостном выражении составляли в США в 1971-1977 гг. 24 % и сохранились  в течение следующего десятилетия, достигнув в отдельных областях, например, в подготовке БД и их использовании, 25-30 % . Основной объем потребления  информационных услуг стал приходиться  на специалистов, работающих в сфере  бизнеса, торговли, промышленности и  права.

Начиная с середины 70-х гг., с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг  стал диалоговый поиск информации в  удаленных от пользователя базах  данных. После недолгого периода  узкой специализации на основе ОБД  возникли информационные службы с наибольшей централизацией, концентрацией и  интеграцией информационной деятельности и вовлеченных в нее ресурсов. В этих центрах объединяется не только создание и использование БД, но и работа в области массовой информации и предоставление первоисточников.

Доля БД научно-технической  информации стабилизировалась и, например, в США составляла в начале 80-х  гг. по разным оценкам до 30 % предложения  на рынке и до второй половины 80-х  гг. XX в. постепенно сокращалась. Основную долю рынка информационных услуг  стала занимать деловая и коммерческая торгово-экономическая и финансовая информация.

Развитие услуг  диалогового доступа к удаленным  базам данных вызвало рост числа  мелких информационных служб, которые  имели возможность эффективно работать за счет предоставления посреднических услуг потребителям, не располагающим  опытом использования новых дорогостоящих  видов диалоговых услуг. Осознание  полезности и ценности информационных услуг, рост потребностей в них вызвал появление на рынке информационных посредников (brokers), под которыми понимаются организации или лица, профессионально  занимающиеся платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием услуг специализированных информационных служб. Информационные услуги, как правило, представляются клиенту в доработанном виде, содержат добавленную стоимость (added value), соответствуют конкретным информационным потребностям. Основная специализация посредников - диалоговый поиск информации в удаленных  базах данных. В качестве дополнительных услуг могут предоставляться  копии первоисточников и консультации.

Для второй половины 80-х гг. было также характерным  появление на рынке новых поставщиков  информационных ресурсов - издателей, специализирующихся на подготовке БД на компактных оптических дисках, служб  телетекста и видеотекса, телекоммуникационных сетей, объединяющих владельцев ПК, многовходовых (gateway) шлюзовых служб доступа к  ОБД, обеспечивающих для потребителей возможность удобной и простой  работы одновременно с десятками  ОБД, в совокупности предоставляющих  доступ к тысячам БД и т. п.

Информация о работе Мировой рынок информационных ресурсов и услуг