Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:34, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является потенциал инновационного развития Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ.
Предметом – научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в системе государственного управления экономикой.
Цель данной курсовой работы – изучить развитие потенциалов Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ и сделать предложения по формированию инновационной национальной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов государства;
Проанализировать состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов ведущих стран СНГ;
Предложить пути инновационного развития стран СНГ.
Введение
1. Потенциалы, их сущность и показатели.
1.1. Научный потенциал
1.2. Научно-технический потенциал
1.3. Инновационный потенциал
1.4. Промышленный потенциал
2. Состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов стран СНГ (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан).
3. Перспективы инновационного развития стран СНГ.
Заключение
Список использованных источников
Первое – это признание и четкое понимание того, что никакое высокоразвитое общество в экономическом плане нельзя построить без науки, эффективного использования научного потенциала.
Второе – проблема использования
научного потенциала должна быть пересмотрена
в свете кардинальных изменений
в общественно-политической жизни
и социально-экономическом
Необходимые условия для ускоренной и устойчивой инновационно-технологической эволюции в развитых странах определяются наличием и активным использованием совокупности факторов, обеспечивающих как формирование, так и эффективную реализацию потенциала новых научных идей и изобретений в интересах обеспечения экономического роста и повышения качества жизни. В число факторов, образующих потенциал технологического развития входят:
- потенциал сферы научных исследований и разработок, включая фундаментальные исследования;
- обоснованные и периодически
корректируемые приоритеты
- регулярно восполняемый
потенциал высшего и среднего
образования и прогнозные
- гибкие адаптивные
Научно-технический потенциал
– это совокупность ресурсов и
условий осуществления
Понятно, что в условиях рынка победит конкурент, выпускающий современную, наукоемкую продукцию. Ведущие страны мира, меняя приоритеты, пытаются занять позицию лидера в научно-технической сфере, делая ставку на передовую технику и технологию. Ведь на новый товар (или технологии) потенциальный конкурент обнаруживается через определенное время, в течение которого фирмы завоевывают и закрепляют свои ниши на рынке, поднимая престиж и получая большие выгоды [2].
Освоение новшеств невозможно без анализа конъюнктуры рынка товара, объема научного потенциала. Оно требует больших капитальных вложений с высокой степенью риска. Развитые страны для оценки эффективности исследований и научных достижений, а также уменьшения риска создают разветвленные сети консультативно-экспертной службы. Поддержание подобных служб обходится, например Великобритании, примерно в 1% "научного" бюджета.
Методологическую основу оценки научно-технического потенциала составляет модель структурного построения его компонентов. По нашему мнению, она должна включать:
показатели научной
системный анализ этих показателей, способствующий принятию решений по управлению финансами;
возможность агрегации и дезагрегации блоков показателей и соотнесения их между собой и другими составляющими;
динамику показателей, возможности идентификации их по времени и блокам.
Необходимое условие - обеспечение
сопоставимости показателей научно-
В мировой практике исследования в области методологии ведутся в двух направлениях, касающихся экспертизы, оценки результативности проектов, государственных программ и оценки научно-технического потенциала.
Если учесть, что оба направления самостоятельны и независимы друг от друга, то какой бы глобальной и перспективной ни была программа, даже включающая самые прогрессивные идеи, она будет неосуществимой без учета возможностей НТПт и реакции на рынок. Разработанная модель обеспечивает взаимосвязь оценки исследовательских проектов, программ и кадров для решения поставленной задачи (рис 1.1).
Начальные этапы (I-II) необходимой для этого экспертизы не подлежат формализации, ибо связаны с самооценкой выдвинутых научным сотрудником идей, задач. Когда последние превращаются в четко выраженные исследовательские проекты, начинается поэтапная официальная экспертиза проектов на уровне лаборатории, отдела и, наконец, исследовательского института, но при этом она должна сопровождаться оценкой научного потенциала, задействованного для выполнения проекта, программы. Организация работ согласно модели приведена на рис. 1.2. Конечный их результат показывает вклад науки в решение социально-экономических задач в стране.
Источник: Собственная разработка автора на основе анализа [15]
Рисунок 1.1 Модель структурного построения компонентов
научно-технического потенциала
Источник: Собственная разработка автора на основе анализа [15]
Рисунок 1.2 Структура исследования научно-технического потенциала
Анализ тенденций финансового
и кадрового обеспечения
Большинство экономистов, изучающих
закономерности НТП, считают наращивание
масштабов научной деятельности
позитивным фактором экономического роста.
Американский ученый Ф. Шерер даже сформулировал
«естественный закон
Необходимо подчеркнуть
большую сложность анализа и
прогнозирования масштабов
Среди причин устойчивого
долгосрочного роста
Под категорией «инновационный потенциал » понимается, с одной стороны, совокупность финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для осуществления инновационного процесса, а с другой – совокупность результатов научной и инновационной деятельности. Основные компоненты инновационного потенциала: ресурсная и результирующая. Ресурсная компонента связана с формированием инновационного потенциала и включает финансовую, материальную и кадровую составляющие, результирующая – с его использованием. Инновационный потенциала занимает важное место в системе ресурсов, формирующих экономический потенциал [14].
Быстрое развитие "новой экономики", растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации новых технологий, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг обусловили возникновение национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.
Эти глубинные процессы как ответ на глобальные вызовы создали те необходимые предпосылки, без которых было бы невозможно органичное соединение первичных инновационных ячеек, субъектов и объектов инновационной деятельности в единую целостную систему или НИС. В качестве таких предпосылок, своего рода национальных "скреплений" сформировались: системные образования (системы машин, технологические цепи и макротехнологические системы; системный кадровый квалифицированный ресурс), сетевые технологии, единое информационное пространство, единая экономическая и правовая среда, крупные проекты национального масштаба, интегрирующая роль государства, инновационная культура общества.
Но эти связующие, системообразующие
факторы могли действовать
Выполнение всех этих условий, наличие системных предпосылок, теоретическое осмысление проблем инновационного развития способствовали возникновению и развитию национальных инновационных систем (НИС), как совокупности взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерциализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ, а именно, малых и крупных компаний, университетов, лабораторий, технопарков и инкубаторов и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих мощные национальные корни, культурные традиции, политические и культурные особенности.
Общими методологическими
принципами построения НИС является
следование идеям Й.Шумпетера о
конкуренции на основе инноваций
в корпорациях как главном
факторе экономической
Инновационный потенциал
социально-экономической
Информация о работе Научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы стран СНГ