Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:34, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является потенциал инновационного развития Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ.
Предметом – научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциал в системе государственного управления экономикой.
Цель данной курсовой работы – изучить развитие потенциалов Республики Беларусь и других ведущих стран СНГ и сделать предложения по формированию инновационной национальной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и структуру научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов государства;
Проанализировать состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов ведущих стран СНГ;
Предложить пути инновационного развития стран СНГ.
Введение
1. Потенциалы, их сущность и показатели.
1.1. Научный потенциал
1.2. Научно-технический потенциал
1.3. Инновационный потенциал
1.4. Промышленный потенциал
2. Состояние научного, научно-технического, инновационного и промышленного потенциалов стран СНГ (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан).
3. Перспективы инновационного развития стран СНГ.
Заключение
Список использованных источников
Воплощение данной идеи должно
проводиться комплексно, на основе
системного подхода, базирующегося
на широко применяемых в решении
государственных
Главная цель использования программно-целевых методов в развитии инновационного сотрудничества государств – участников СНГ – это комплексное формирование необходимых условий и предпосылок для создания единого инновационного пространства Содружества.
Инструментом достижения указанной цели должна стать межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2015 года.
Реализация положений межгосударственной программы будет осуществляться через ряд пилотных межгосударственных программ, а именно:
социальная инновационная
программа под рабочим
освоение новых технологий
и технических средств по снижению
воздействия на природную среду
в свете выполнения государствами
Содружества международных
организационно-экономическая
инновационная программа с
Большинство государств не
имеют четко определенного
При реализации курса на
инновационный путь развития, в государствах
– участниках СНГ наблюдается
несколько упрощенный и односторонний
взгляд на содержание национальных инновационных
систем. Принимается за аксиому, что
главное — высокий темп создания
и освоения новых технологий и
преобладание сложных, наукоемких производств,
а важнейшими предпосылками создания
инновационных экономик считается
наличие высокоразвитого
Сегодня можно привести немало
примеров стран, которые не занимают
лидирующих позиций в науке, но тем
не менее демонстрируют
Поэтому дело не только в том, имеет ли страна высокоразвитую науку, многоотраслевую промышленность и образованное население, а еще и в том, в какой мере ее хозяйственной системе присуща «инновационная мотивация», способность динамичного отклика на возникающие потребности рынков. Экономика может быть названа инновационной, если во всех ее секторах присутствуют динамизм, готовность к конкуренции, поиску и освоению новых рынков.
Важным недостатком при
формировании модели инновационного развития
экономики в государствах - участниках
СНГ является также копирование
опыта промышленно развитых стран,
без учета национальных особенностей
и степени завершенности
В условиях глобализации и
конкуренции многие страны СНГ нуждаются
в разработке и реализации системных
программ по выбору приоритетов инновационного
развития экономики и достижения
конкурентоспособности страны в
целом. Такая постановка задачи предопределяет
необходимость модернизации существующей
практики подготовки специалистов и
научных кадров, способных в современных
условиях уметь разработать и
внедрить в практику адаптированные
программы инновационного развития
отраслей, уметь вести системные
научные исследования и на этой основе
реализовать образовательные
С учетом изложенных выше требований
необходимо уточнить место и роль
вузов с позиции их превращения
в своеобразные «лаборатории» по
разработке, апробации и внедрению
новых идей и технологий в различных
сферах экономики. Именно в указанной
«лаборатории» под руководством
высококвалифицированных ученых часть
представителей студенческого корпуса
становится будущими учеными-исследователями,
а другая — реальными участниками
преобразований и инновационного развития
организаций, отраслей и страны в
целом. В лице потенциальных участников
преобразований на уровне реального
сектора экономики
Если указанные задачи
рассматривать во взаимосвязи и
взаимодополнении, то под интегрирующей
моделью подготовки научных кадров
высшей квалификации для инновационного
развития стран СНГ предлагается
подразумевать разработку и реализацию
взаимокоординированных образовательных
программ формирования у будущих
специалистов и научных кадров новой
формации, умеющих проявить способность
вести научные исследования, выдвигать
новые идеи, осуществлять внедрение
совместных проектов в реальном секторе
экономики, обеспечивая тем самым
конкурентоспособность
Для достижения интегрирующих моделей подготовки научных кадров для инновационного развития стран СНГ следует решать следующие задачи.
1. В зависимости от
направлений подготовки кадров
и переориентации научных
2. С учетом потребности
министерств, ведомств, компаний, корпораций
и других хозяйствующих
3. В зависимости от
перспективных планов
4. Для создания эффективной
модели взаимодействия
5. С учетом программных
целей инновационного развития
отраслей разработать
6. Предусмотреть организацию
совместных отраслевых научных
лабораторий с участием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Научный и научно-технический
потенциал является частью системного
экономического потенциала и поэтому
находится в определённом пропорциональном
соотношении с производственным
потенциалом национальной экономики.
Данное соотношение находится в
зависимости от согласованности
по количественным и качественным параметрам
2-х важнейших фаз в
Научный и научно-технический потенциал является относительно самостоятельным образованием в экономическом потенциале страны, так как он развивается с учетом спроса и мировых рынков на результаты научной и научно-технической деятельности.
Сегодня белорусская наука
выдвигает крупные
Решение этих задач определено
стратегией инновационного развития Республики
Беларусь, предложенной Президентом
Республики Беларусь в Послании белорусскому
народу и Национальному собранию
Республики Беларусь. Глава государства
отметил необходимость
В Программе социально-
Ключевым моментом стимулирования
инновационной деятельности и выпуска
наукоемкой продукции белорусскими
предприятиями является охрана интеллектуальной
собственности, поскольку позволяет
получить доходы от инвестиций в НИОКР
и реализации наукоемкой продукции.
Мировой опыт свидетельствует о
том, что успешную деятельность в
сфере наукоемкого бизнеса
Благодаря инвестициям в
науку и инновации возможно существенное
улучшение экономических
Информация о работе Научный, научно-технический, инновационный и промышленный потенциалы стран СНГ