Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:50, магистерская работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ причин и необходимости модернизации системы оплаты труда в бюджетном секторе в России. Задачами работы являются: обоснование необходимости перехода от тарифной системы оплаты труда к НСОТ, определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда, оценка результатов внедрения новой системы оплаты труда в регионах. А также к задачам относится проведение анализа дифференциации заработных плат работников двух категорий высококвалифицированных и неквалифицированных работников бюджетного и небюджетного секторов экономики на примере Центрального и Волго-Вятского экономических районов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Понятие и сущность заработной платы. 4
1.1.1. Основные системы оплаты труда, их эволюция. 7
1.2 Особенности заработной платы в бюджетном секторе российской экономики. 9
1.2.1. Бюджетный сектор экономики: динамика основных показателей. 9
1.2.2.Единая тарифная система. 15
1.2.3. Новая система оплаты труда (НСОТ) 20
ГЛАВА 2. РАЗРЫВ В ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТАХ В БЮДЖЕТНОМ И ЧАСТНОМ СЕКТОРАХ. 30
2.1. Тенденции, динамика и причины разрыва в заработках: обзор исследований. 30
2.2. Эмпирическая оценка разрыва в заработках для работников разной квалификации на примере отдельных регионов России 34
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 43
3.1. Особенности оплаты труда в сфере образования. 43
3.2. Необходимость сокращения численности работников бюджетной сферы. Кадровая политика в отношении уволенных сотрудников. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Вложенные файлы: 1 файл

рская работа_Владимирская Е.Н..doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

На  основании данных о потребительских  ценах (табл. 1.6) и среднемесячной номинальной заработной плате (табл. 1.4) за рассматриваемый период, рассчитаем индекс реальной заработной платы (табл. 1.7.).

 

Таблица 1.6. Индекс потребительских цен на товары и услуги (к декабрю 2000 г).

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

ИПЦ

1,00

1,19

1,37

1,53

1,71

1,90

2,07

2,32


Источник: Российский статистический ежегодник: Росстат, 2008., с.742

 

Таблица 1.7. Индекс реальной заработной платы за период с 2000 по 2007 г. (к 2000 году)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

112,7

140,6

166,9

170,7

213,3

240,7

269,5

Образование

123,4

173,1

178,8

198,6

231,2

272,8

306,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

126,3

172,7

179,8

202,7

233,9

292,8

325,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

151,8

150,8

165,8

182,6

214,6

250,2

290,8


Источник: Российский статистический ежегодник: Росстат, 2008

 

На  рисунке 1.2. отражена динамика индекса реальной заработной платы работников бюджетного сектора с 2000 по 2007 гг.

 

 

 

 

Рисунок 1.2. Динамика индекса реальной заработной платы, 2000г.=100%

 

Аналогичные расчеты были произведены в работе Гимпельсона В.Е. и Лукьяновой А.Л. “О бедном бюджетнике замолвите слово…:межсекторные различия в заработной плате”. В сравнении с заработной платой в экономике в целом, были сделаны выводы о том, что к 2004 году зарплата бюджетников (средневзвешенная по трем отраслям) увеличилась втрое по сравнению с 1999 г. и темп ее роста заметно опережал средние показатели темпов роста заработной платы по экономике в целом и в промышленности6. На протяжении рассматриваемого периода с 1990 по 2004 г., средняя заработная плата «усредненного» работника бюджетного сектора составляла 50-65% от средней заработной платы «усредненного» работника промышленности, несмотря на то, что первый был образованнее второго, согласно данным о доле лиц с высшим образованием в рассматриваемых отраслях.

Авторами также отмечен тот факт, что заработная плата в сфере управления бюджетного сектора колеблется на уровне средней в промышленности.

 

Перейдем  к рассмотрению способов формирования заработной платы работников бюджетной сферы,  в частности ЕТС и НСОТ.

1.2.2.Единая тарифная система.

Развитие  тарифной системы началось в годы советской власти, когда регулирование заработных плат носило централизованный характер. Тогда система тарифов существовала в форме отраслевых схем должностных окладов руководителей, специалистов и бюджетных служащих. Соответствующие отраслевые министерства (Министерство образования, Министерство здравоохранения и др.) разрабатывали схемы окладов, которые в дальнейшем координировались правительством страны и Государственным комитетом по труду. Регламенту подлежали размеры и порядок начисления должностных окладов, размеры тарифных ставок, фонды заработной платы, нормативы численности персонала. Вся тарифная система контролировалась высшими органами государственного управления; ни одно из государственных учреждений не имело права вводить дополнения и изменения в данную систему7.

Тарифная  система – это совокупность нормативов, обеспечивающих дифференцированную оплату труда работника на основании следующих критериев:

  • Сложность выполняемой работы;
  • Условия труда;
  • Интенсивность труда;
  • Ответственность и значимость выполняемой работы.

 

Тарифная  система включает следующие элементы:

  • Тарифные ставки;
  • Тарифные сетки;
  • Тарифно-квалификационные справочники;
  • Схемы должностных окладов инженерно-технических работников и служащих;
  • Доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам.

 

Приведенный перечень основных элементов тарифной системы характеризует разработку раздельных условий оплаты труда для рабочих и для остальных категорий работников8.

 

Либерализация цен и приватизация 90-х годов  потребовали внести серьезные корректировки в тарифную систему бюджетной сферы. Бюджетным учреждениям теперь разрешалось самостоятельно определять размеры надбавок, премий, выплат стимулирующего характера, и соотношения численности работников различных категорий. Для устранения разрыва заработных плат работников бюджетной и производственной сфер в условиях перехода к рыночной экономике, было принято Постановление Правительства РФ от 20 марта 1991 г. № 70 «Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников социально-культурных отраслей (народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений)». Данное постановление внесло коррективы в тарифные ставки с учетом высокого показателя инфляции.

С переходом  России к рыночным отношениям отраслевые схемы должностных окладов трансформировались в Единую тарифную сетку (ЕТС). Отраслевая система оплаты труда привела к разнобою в тарифном нормировании труда, другими словами, работники, обладающие одинаковой квалификацией (одинаковым образованием, стажем работы, ответственностью вида деятельности) получали различные заработные платы. ЕТС обеспечила единый межотраслевой подход в организации оплаты труда работников отраслей  бюджетной сферы.

Единая  тарифная сетка - система разрядов, которая служит для определения соотношения между оплатой труда и уровнем квалификации работников бюджетной сферы. ЕТС содержит 18 разрядов и делит все виды работ, выполняемых в организации, на 18 видов в зависимости от сложности и квалификации. В ЕТС не входят должности высших государственных служащих. Система установлена Постановлением Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г. №785.

В таблице 1.79 (см. Приложение 1)  отражена единая межотраслевая тарифная сетка, определяющая размеры окладов для всех профессий и должностей относительно тарифной ставки 1-го разряда. В межотраслевой тарифной сетке оплата труда дифференцирована по 18 разрядам и в каждом разряде по 6 ступеням, предусматривающим нарастание коэффициентов от низшей к высшей ступени. Таким образом, есть возможность повысить оплату труда работника в пределах одного тарифного разряда, учитывая сложность работы.

Распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам происходит по следующей системе: для низкоквалифицированных рабочих предусматривается 1 и 2 разряд, для средней квалификации – с 3-его по 8-й разряд, для высококвалифицированных – с 5-го по 8-й разряд, для специалистов и ведущих специалистов – с 4-го по 13-й разряд, для руководителей структурных подразделений – с 8-го по 14-й разряд. Для заместителей руководителей организаций разряды устанавливаются на 1-2 ниже по сравнению с руководителями организации.

Основные  принципы построения механизма организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки 10:

  1. ЕТС является единой шкалой тарификации и поразрядной оплаты для рабочих и служащих учреждений, финансируемых за счет бюджетов различных уровней;
  2. Все должности и профессии работников в ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых функций. При этом рабочие представлены во всей бюджетной сфере одной группой, а служащие распределены на две группы. К первой группе относятся общеотраслевые должности работников, разделенные на три подгруппы: технические исполнители, специалисты и руководители. Ко второй группе относятся должности специалистов и руководителей, характерные для той или иной отрасли бюджетного сектора;
  3. Разряды ЕТС отражают, как правило, сложность выполняемых функций, но не учитывают условий труда и значимости профессий (учет этих факторов, как и прежде, осуществляется через систему компенсационных доплат и надбавок; стимулирующие же доплаты, надбавки и поощрения должны быть сориентированы на учет индивидуальных качеств работника);
  4. Ставка оплаты 1-го разряда ЕТС принимается в размере не ниже уровня МРОТ, установленного законодательством (на момент введения ЕТС ставка первого разряда превышала размер минимальной заработной платы в 1,5 раза);
  5. ЕТС предусматривает возрастание ставок по разрядам оплаты труда по мере повышения его сложности (в целях обеспечения материальной заинтересованности в повышении квалификации).

Среди особенностей системы ЕТС можно отметить следующие:

1. Тарифная ставка первого разряда устанавливается Правительством РФ. Оклады работников остальных разрядов устанавливаются путем умножения соответствующего тарифного коэффициента на тарифную ставку первого разряда;

2. Тарификация  рабочих производится по восьми  разрядам (с 1 по 8). Для высококвалифицированных рабочих, занятых на ответственных работах, устанавливаются тарифные ставки, исходя из 9-10-го разрядов ЕТС по утвержденным министерствами и ведомствами РФ перечням, и из 11-12-го разрядов – по перечням, утверждаемым Министерством труда РФ. Эта мера предусмотрена с целью стимулирования наиболее квалифицированных рабочих;

3. Служащие (руководители, специалисты и технические исполнители) тарифицируются со 2-го по 18-й разряды.

4. Схема отнесения различных должностей к разрядам оплаты труда изложена в “Методических рекомендациях по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда”. Конкретный разряд каждому работнику присваивается приказом руководителя учреждения, организации, предприятия на основе решения аттестационной комиссии. Оклады заместителей, как правило, на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя;

5. Общий диапазон сетки составляет 1:8,23 (данные на 01.01.2000), т.е. ставка 18-го разряда в 8,23 раза превышает ставку 1-го разряда.

 

Рост  цен и инфляции объясняют необходимость повышения ставки 1-го разряда, а, следовательно, и повышение окладов (ставок) по всем другим разрядам ЕТС.

 

В таблице 1.8 (см. Приложение 2) представлены изменения в тарифах единой тарифной сетки с 1992 по 2007 гг., которые вносились постановлениями Правительства РФ и федеральными законами.

В течение  нескольких лет происходило изменение  диапазонов тарифных коэффициентов. К 2001 году соотношение тарифных ставок значительно уменьшились: с 1:10,07 (данные на 30.05.2000) до 1: 4,5 (с 01.12.2001). Такое “сжатие” ЕТС способствовало снижению объема финансовых средств, направленных на повышение тарифных окладов, более чем на треть11.

Таким образом, произошло уменьшение масштабов дифференциации заработной платы в бюджетной сфере, но, вместе с тем, возникло искажение реальных различий в сложности труда.

Таблица 1.9. (см. Приложение 3) отражает глубокое падение заработной платы в бюджетной сфере с 1992 по 2007 гг. и увеличение её «прожиточного дефицита», т.е. разницы между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения (в таблице – показатель соотношения 1 разряда ЕТС с величиной МРОТ, %). Тарифная ставка первого разряда в 1992 году (в момент введения ЕТС) составляла 46 % от прожиточного минимума, а в 2000 году - только 10,2%. К 2006 году это соотношение уже составило 41,5 % (величина прожиточного минимума составила 2653 рублей, а тарифная ставка первого разряда – 1100 руб.), почти достигнув уровня 1992 года.

Оценивая  результаты использования ЕТС в  бюджетной сфере, необходимо отметить её позитивное влияние на начальном этапе установления и разрушительное влияние в дальнейшем на положение бюджетников. Свидетельство тому следующее:

  • Жесткие параметры ЕТС не позволяют учесть особенности оплаты труда разных категорий и профессий различных отраслей бюджетной сферы;
  • Тарифная ставка первого разряда устанавливается на уровне МРОТ, который в 2007 году составлял 54,8% прожиточного минимума (расчет на основании данных: МРОТ на 2007 г. – 2300 руб., прожиточный минимум на 3 квартал 2007 г. 5875,82 руб)12;
  • Крайне низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с другими отраслями экономики;
  • Снижение качества представления услуг в бюджетной сфере при широко используемом совместительстве и работе по договорам подряда.

Информация о работе Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции