Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:50, магистерская работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ причин и необходимости модернизации системы оплаты труда в бюджетном секторе в России. Задачами работы являются: обоснование необходимости перехода от тарифной системы оплаты труда к НСОТ, определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда, оценка результатов внедрения новой системы оплаты труда в регионах. А также к задачам относится проведение анализа дифференциации заработных плат работников двух категорий высококвалифицированных и неквалифицированных работников бюджетного и небюджетного секторов экономики на примере Центрального и Волго-Вятского экономических районов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Понятие и сущность заработной платы. 4
1.1.1. Основные системы оплаты труда, их эволюция. 7
1.2 Особенности заработной платы в бюджетном секторе российской экономики. 9
1.2.1. Бюджетный сектор экономики: динамика основных показателей. 9
1.2.2.Единая тарифная система. 15
1.2.3. Новая система оплаты труда (НСОТ) 20
ГЛАВА 2. РАЗРЫВ В ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТАХ В БЮДЖЕТНОМ И ЧАСТНОМ СЕКТОРАХ. 30
2.1. Тенденции, динамика и причины разрыва в заработках: обзор исследований. 30
2.2. Эмпирическая оценка разрыва в заработках для работников разной квалификации на примере отдельных регионов России 34
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 43
3.1. Особенности оплаты труда в сфере образования. 43
3.2. Необходимость сокращения численности работников бюджетной сферы. Кадровая политика в отношении уволенных сотрудников. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Вложенные файлы: 1 файл

рская работа_Владимирская Е.Н..doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2.3. Новая система оплаты труда (НСОТ)

В 2004 году произошел переход к отраслевой системе оплаты труда, который предоставил возможность органам местного самоуправления определять размеры и условия оплаты труда подведомственных учреждений. Таким образом, произошло сокращение сферы централизованного регулирования оплаты труда в бюджетном секторе. Новый порядок оплаты труда работников организаций (от 1 января 2005 года), финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, характеризуется:

  • Разграничением полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
  • Возможностью формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда, отличных от ЕТС, с соблюдением единых подходов, принципов, норм, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными актами РФ;
  • Созданием механизма централизованного влияния на тарифные условия труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов13.

 

Такая реформа направлена на достижение следующих результатов:

    1. Усиление мотивации сотрудников к повышению качества работы и создание достойных условий труда для удержания и привлечения высококвалифицированных кадров;
    2. Оптимизацию численности занятых в бюджетной сфере;
    3. Повышение прозрачности оплаты труда;
    4. Повышение общего уровня оплаты труда работников при выводе из системы оплаты труда компенсационных надбавок за условия труда;
    5. Обеспечение единства отраслевых рынков труда;
    6. Включение всех компенсационных выплат в базовую ставку.

 

С 1 декабря 2008 года была введена новая система оплаты труда работников федеральных учреждений и организаций бюджетной сферы, в которой основными критериями формирования заработной платы стали результат и качество выполняемой работы, стаж работы14.

Реформа коснулась 3 млн. работников  здравоохранения, социальных услуг, образования, культуры и спорта.

К 2012 году планируется окончательно внедрить новую систему, разработать положения об оплате труда подведомственных учреждений, в которых будет четко регламентирован уровень заработной платы в зависимости от квалификации, сложности выполняемых функций, образования, степени самостоятельности и ответственности работника. Также для каждой отрасли будут объявлены стимулирующие и компенсационные надбавки, повышающие коэффициенты15.

Цель  нововведения – уменьшение ранее  существовавшей уравнительной системы  между различными отраслями бюджетной  сферы.

В новых  условиях заработная плата работников состоит из трех частей:

  1. Оклад по квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы;
  2. Компенсирующие выплаты;
  3. Стимулирующие надбавки за качество и результаты труда.

 

При переходе на новую систему оплаты труда ЕТС заменяется индивидуальными трудовыми договорами, и заработная плата не может устанавливаться в меньшем размере, чем при ЕТС (при неизменных объемах должностных обязанностей).

Основные  изменения касаются доплат стимулирующего характера.

Итак, вследствие увеличения общего фонда оплаты труда на 30%, все бюджетные ведомства, и каждая отдельная организация в среднем получают не менее 30% от своего фонда оплаты труда. Из дополнительных средств к фонду оплаты труда руководитель учреждения имеет право и полномочие поощрять наиболее квалифицированных, грамотных работников. Кроме того, ему дано право самостоятельно составлять штатное расписание.

Таким образом, произошел переход от отраслевой к ведомственной системе оплаты труда, которая позволяет учесть специфику каждого бюджетного учреждения.

Введение  НСОТ в бюджетном учреждении предполагает проектирование государственными органами примерных моделей и алгоритмов пошагового применения новой системы. Так, пошаговая технология внедрения НСОТ в образовательных учреждениях была предложена М.Макаревич16, советником государственной гражданской службы РФ. Данный проект устанавливает размер и условия оплаты труда сотрудников ГДОУ «Детский сад». К особенностям данного проекта относятся:

    1. Повышение должностных окладов в размере 20% проводится на основании имеющихся у сотрудников званий и достижений таких как «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Народный учитель Российской Федерации» и др.
    2. Выплаты компенсационного характера, а именно доплаты за особые условия труда;
    3. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в размере от 10 до 30 % фонда оплаты труда бюджетного учреждения, направленного на стимулирующие выплаты. ГДОУ самостоятельно определяет размер и порядок выплат стимулирующего характера в пределах бюджетных ассигнований. Выплаты стимулирующего характера распределяются с учетом результативности труда сотрудников.
    4. Критерии оценки эффективности деятельности работников бюджетного учреждения разработаны в специальном приложении к Положению об оплате труда. Например, одним из критериев оценки труда в ГДОУ «Детский сад» является охрана жизни детей. В данном случае, результат работы оценивается по такому индикатору, как отсутствие травм и несчастных случаев. По критерию «Укрепление здоровья детей» оцениваются такие показатели, как количество замечаний со стороны санитарных контролирующих органов, выполнение согласно графику всех оздоровительных процедур (закаливание, прививки, медицинские осмотры). Критерий «Обеспечение интеллектуального развития детей» оценивается по показателю техники чтения, развития речи, а также развития математических представлений ребенка. Иные критерии результативности работы – обеспечение личностного, физического развития ребенка, коррекция отклонений в развитии.

Каждый показатель отдельно взятого критерия оценивается по установленной бальной шкале. Для разных должностей устанавливаются различные шкалы оценки в зависимости от ответственности сотрудника и возлагаемых на него обязанностей.

Подобная  методическая поддержка в составлении локальных положений об оплате труда необходима для более быстрого приспособления бюджетных учреждений к НСОТ.

Проанализируем  преимущества и недостатки введения НСОТ по сравнению с ЕТС.

Введение  Единой тарифной системы  в 1992 году объяснялось необходимостью смягчения влияния существовавшей гиперинфляции. В итоге, повышение оплаты труда происходило одновременно для всех работников бюджетной сферы. Но каждая отрасль и каждое бюджетное учреждение имеет свою специфику,  поэтому введение единых правил оплаты труда не привело к повышению эффективности работы. К тому же, низкий уровень окладов согласно тарифным разрядам фактически привел к тому, что  надбавки стимулирующего характера скорее компенсировали низкие зарплаты, чем вознаграждали за результаты труда17.

Введение  НСОТ позволило перейти к оценке труда на основании результатов деятельности сотрудника.

В соответствии с Постановлением №583 реорганизация касается только работников федеральной бюджетной сферы. Система ЕТС в регионах и муниципалитетах сохраняется. Изменение оплаты труда на региональном и муниципальном уровнях произойдет в связи с повышением МРОТ с 2300 до 4330 рублей.

На  увеличение дополнительных стимулирующих  выплат планируется также использовать внебюджетные доходы бюджетных учреждений. Источники финансирования заработной платы не будут дифференцироваться, и фонд оплаты труда станет единым.

По  мнению публицистов, новая система  оплаты труда приведет к “невиданной  ранее уравниловке: учитель и  школьная уборщица будут получать близкие по размерам зарплаты”18. В основе утверждения - нововведение в трудовом законодательстве: работодатели должны платить заработную плату в размере не меньше МРОТ за полную норму рабочего времени и полную норму труда.

В итоге  в выигрыше оказывается низкоквалифицированный персонал (технический персонал, обслуживающий персонал), получавший ранее зарплату по ЕТС много меньше нынешнего уровня. На доведение зарплаты низкооплачиваемых работников до уровня МРОТ понадобится до двух третей от общего объема дополнительно выделенных средств (в среднем 30% от текущего размера ФОТ). Наряду с этим, НСОТ предполагает существенное увеличение окладов руководящих работников.

В результате, на прибавку заработной платы квалифицированным  работникам организации остается небольшая доля средств. Формально, в абсолютном выражении, заработная плата учителя повысится, однако в относительном размере по сравнению с зарплатой технического персонала – уменьшится.

ЕТС, в отличие от НСОТ, подтверждала дифференциацию между низкоквалифицированным персоналом и высококвалифицированными работниками.

В таблице  1.10 рассчитаны размеры тарифных ставок на основании нового размера МРОТ при возможном сохранении системы ЕТС в сравнении со старой величиной МРОТ в размере 2300 рублей.

 

 

 

 

Таблица 1.10. Расчет тарифной ставки по системе ЕТС на основании МРОТ в размере 4330 руб. и 2300 руб.

Разряд ЕТС

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки, оклады (руб.)   МРОТ=2300 руб.

Тарифные ставки, оклады (руб.)   МРОТ=4330 руб.

1

1

2300

4330

2

1,04

2392

4503

3

1,09

2507

4720

4

1,142

2627

4945

5

1,268

2916

5490

6

1,407

3236

6092

7

1,546

3556

6694

8

1,699

3908

7357

9

1,866

4292

8080

10

2,047

4708

8864

11

2,242

5157

9708

12

2,423

5573

10492

13

2,618

6021

11336

14

2,813

6470

12180

15

3,036

6983

13146

16

3,259

7496

14111

17

3,51

8073

15198

18

4,5

10350

19485


 

В таблице 1.10 представлен расчет должностных окладов без учета надбавок. При сохранении системы ЕТС и изменении минимального размера оплаты труда до 4330 рублей, в бюджетной сфере произошло бы увеличение заработных плат в среднем в два раза.

Однако  пришедшая на смену ЕТС новая система оплаты труда не обеспечивает аналогичного повышения заработных плат квалифицированных работников и дифференциации в оплате труда в зависимости от квалификации работника.

Такую ситуацию можно наблюдать во многих регионах. К примеру, в Краснодарском крае, оклад младшего воспитателя ДОУ 4360 рублей, воспитателя – 453019. Оклад учителя – 4550 рублей. К основному окладу предусмотрены повышающие коэффициенты. Для имеющих среднее профессиональное образование младших воспитателей коэффициент составляет 0,005, для имеющих высшее образование – 0,01. В пересчете в рублях, эти суммы составляют 21,80 рублей и 43,60 рублей соответственно. Заработная плата уборщицы в том же учреждении 4330 рублей. Таким образом, система стимулирующих выплат сводится лишь к обеспечению оклада выше прожиточного минимума, но не обеспечивает дифференциации заработков работников с разным уровнем квалификации, выполняющих работу разной сложности.

Кроме того, следует учитывать, что рост номинальной заработной платы будет подвержен влиянию инфляции, которая в итоге еще сильнее уравнивает зарплаты разных категорий персонала.

В связи  с реформированием системы оплаты труда, во многих регионах РФ проводился сравнительный анализ, а также определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда. Например, в Амурской области переход на НСОТ определил зависимость заработной платы учителей от “количества обучающихся по предмету в каждом классе; количества часов по предмету по базисному учебному плану в месяц в   каждом классе; стоимости педагогической услуги; повышающих коэффициентов за сложность предмета и за квалификационную категорию педагога; выплат компенсационного и стимулирующего характера”20.

Администрация Амурской области делит базовую часть ФОТ на:

1.    ФОТ педагогических работников, участвующих в учебном процессе (70% базовой части ФОТ);

2. ФОТ административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала (30% базовой части ФОТ).

В таблице 1.11. представлено сравнение ФОТ в Амурской области на основе старой и новой систем оплаты труда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.11. Сравнение ФОТ на основе системы ЕТС и новой системы оплаты труда для городов Амурской области за 2007 год.

Информация о работе Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции