Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:50, магистерская работа
Цель данной работы – анализ причин и необходимости модернизации системы оплаты труда в бюджетном секторе в России. Задачами работы являются: обоснование необходимости перехода от тарифной системы оплаты труда к НСОТ, определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда, оценка результатов внедрения новой системы оплаты труда в регионах. А также к задачам относится проведение анализа дифференциации заработных плат работников двух категорий высококвалифицированных и неквалифицированных работников бюджетного и небюджетного секторов экономики на примере Центрального и Волго-Вятского экономических районов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Понятие и сущность заработной платы. 4
1.1.1. Основные системы оплаты труда, их эволюция. 7
1.2 Особенности заработной платы в бюджетном секторе российской экономики. 9
1.2.1. Бюджетный сектор экономики: динамика основных показателей. 9
1.2.2.Единая тарифная система. 15
1.2.3. Новая система оплаты труда (НСОТ) 20
ГЛАВА 2. РАЗРЫВ В ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТАХ В БЮДЖЕТНОМ И ЧАСТНОМ СЕКТОРАХ. 30
2.1. Тенденции, динамика и причины разрыва в заработках: обзор исследований. 30
2.2. Эмпирическая оценка разрыва в заработках для работников разной квалификации на примере отдельных регионов России 34
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 43
3.1. Особенности оплаты труда в сфере образования. 43
3.2. Необходимость сокращения численности работников бюджетной сферы. Кадровая политика в отношении уволенных сотрудников. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
В 2004 году произошел переход к отраслевой системе оплаты труда, который предоставил возможность органам местного самоуправления определять размеры и условия оплаты труда подведомственных учреждений. Таким образом, произошло сокращение сферы централизованного регулирования оплаты труда в бюджетном секторе. Новый порядок оплаты труда работников организаций (от 1 января 2005 года), финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, характеризуется:
Такая реформа направлена на достижение следующих результатов:
С 1 декабря 2008 года была введена новая система оплаты труда работников федеральных учреждений и организаций бюджетной сферы, в которой основными критериями формирования заработной платы стали результат и качество выполняемой работы, стаж работы14.
Реформа коснулась 3 млн. работников здравоохранения, социальных услуг, образования, культуры и спорта.
К 2012 году планируется окончательно внедрить новую систему, разработать положения об оплате труда подведомственных учреждений, в которых будет четко регламентирован уровень заработной платы в зависимости от квалификации, сложности выполняемых функций, образования, степени самостоятельности и ответственности работника. Также для каждой отрасли будут объявлены стимулирующие и компенсационные надбавки, повышающие коэффициенты15.
Цель нововведения – уменьшение ранее существовавшей уравнительной системы между различными отраслями бюджетной сферы.
В новых условиях заработная плата работников состоит из трех частей:
При переходе на новую систему оплаты труда ЕТС заменяется индивидуальными трудовыми договорами, и заработная плата не может устанавливаться в меньшем размере, чем при ЕТС (при неизменных объемах должностных обязанностей).
Основные изменения касаются доплат стимулирующего характера.
Итак, вследствие увеличения общего фонда оплаты труда на 30%, все бюджетные ведомства, и каждая отдельная организация в среднем получают не менее 30% от своего фонда оплаты труда. Из дополнительных средств к фонду оплаты труда руководитель учреждения имеет право и полномочие поощрять наиболее квалифицированных, грамотных работников. Кроме того, ему дано право самостоятельно составлять штатное расписание.
Таким образом, произошел переход от отраслевой к ведомственной системе оплаты труда, которая позволяет учесть специфику каждого бюджетного учреждения.
Введение НСОТ в бюджетном учреждении предполагает проектирование государственными органами примерных моделей и алгоритмов пошагового применения новой системы. Так, пошаговая технология внедрения НСОТ в образовательных учреждениях была предложена М.Макаревич16, советником государственной гражданской службы РФ. Данный проект устанавливает размер и условия оплаты труда сотрудников ГДОУ «Детский сад». К особенностям данного проекта относятся:
Каждый показатель отдельно взятого критерия оценивается по установленной бальной шкале. Для разных должностей устанавливаются различные шкалы оценки в зависимости от ответственности сотрудника и возлагаемых на него обязанностей.
Подобная методическая поддержка в составлении локальных положений об оплате труда необходима для более быстрого приспособления бюджетных учреждений к НСОТ.
Проанализируем преимущества и недостатки введения НСОТ по сравнению с ЕТС.
Введение Единой тарифной системы в 1992 году объяснялось необходимостью смягчения влияния существовавшей гиперинфляции. В итоге, повышение оплаты труда происходило одновременно для всех работников бюджетной сферы. Но каждая отрасль и каждое бюджетное учреждение имеет свою специфику, поэтому введение единых правил оплаты труда не привело к повышению эффективности работы. К тому же, низкий уровень окладов согласно тарифным разрядам фактически привел к тому, что надбавки стимулирующего характера скорее компенсировали низкие зарплаты, чем вознаграждали за результаты труда17.
Введение НСОТ позволило перейти к оценке труда на основании результатов деятельности сотрудника.
В соответствии с Постановлением №583 реорганизация касается только работников федеральной бюджетной сферы. Система ЕТС в регионах и муниципалитетах сохраняется. Изменение оплаты труда на региональном и муниципальном уровнях произойдет в связи с повышением МРОТ с 2300 до 4330 рублей.
На увеличение дополнительных стимулирующих выплат планируется также использовать внебюджетные доходы бюджетных учреждений. Источники финансирования заработной платы не будут дифференцироваться, и фонд оплаты труда станет единым.
По мнению публицистов, новая система оплаты труда приведет к “невиданной ранее уравниловке: учитель и школьная уборщица будут получать близкие по размерам зарплаты”18. В основе утверждения - нововведение в трудовом законодательстве: работодатели должны платить заработную плату в размере не меньше МРОТ за полную норму рабочего времени и полную норму труда.
В итоге
в выигрыше оказывается низкоквалифицирова
В результате, на прибавку заработной платы квалифицированным работникам организации остается небольшая доля средств. Формально, в абсолютном выражении, заработная плата учителя повысится, однако в относительном размере по сравнению с зарплатой технического персонала – уменьшится.
ЕТС, в отличие от НСОТ, подтверждала дифференциацию между низкоквалифицированным персоналом и высококвалифицированными работниками.
В таблице 1.10 рассчитаны размеры тарифных ставок на основании нового размера МРОТ при возможном сохранении системы ЕТС в сравнении со старой величиной МРОТ в размере 2300 рублей.
Таблица 1.10. Расчет тарифной ставки по системе ЕТС на основании МРОТ в размере 4330 руб. и 2300 руб.
Разряд ЕТС |
Тарифные коэффициенты |
Тарифные ставки, оклады (руб.) МРОТ=2300 руб. |
Тарифные ставки, оклады (руб.) МРОТ=4330 руб. |
1 |
1 |
2300 |
4330 |
2 |
1,04 |
2392 |
4503 |
3 |
1,09 |
2507 |
4720 |
4 |
1,142 |
2627 |
4945 |
5 |
1,268 |
2916 |
5490 |
6 |
1,407 |
3236 |
6092 |
7 |
1,546 |
3556 |
6694 |
8 |
1,699 |
3908 |
7357 |
9 |
1,866 |
4292 |
8080 |
10 |
2,047 |
4708 |
8864 |
11 |
2,242 |
5157 |
9708 |
12 |
2,423 |
5573 |
10492 |
13 |
2,618 |
6021 |
11336 |
14 |
2,813 |
6470 |
12180 |
15 |
3,036 |
6983 |
13146 |
16 |
3,259 |
7496 |
14111 |
17 |
3,51 |
8073 |
15198 |
18 |
4,5 |
10350 |
19485 |
В таблице 1.10 представлен расчет должностных окладов без учета надбавок. При сохранении системы ЕТС и изменении минимального размера оплаты труда до 4330 рублей, в бюджетной сфере произошло бы увеличение заработных плат в среднем в два раза.
Однако пришедшая на смену ЕТС новая система оплаты труда не обеспечивает аналогичного повышения заработных плат квалифицированных работников и дифференциации в оплате труда в зависимости от квалификации работника.
Такую ситуацию можно наблюдать во многих регионах. К примеру, в Краснодарском крае, оклад младшего воспитателя ДОУ 4360 рублей, воспитателя – 453019. Оклад учителя – 4550 рублей. К основному окладу предусмотрены повышающие коэффициенты. Для имеющих среднее профессиональное образование младших воспитателей коэффициент составляет 0,005, для имеющих высшее образование – 0,01. В пересчете в рублях, эти суммы составляют 21,80 рублей и 43,60 рублей соответственно. Заработная плата уборщицы в том же учреждении 4330 рублей. Таким образом, система стимулирующих выплат сводится лишь к обеспечению оклада выше прожиточного минимума, но не обеспечивает дифференциации заработков работников с разным уровнем квалификации, выполняющих работу разной сложности.
Кроме того, следует учитывать, что рост номинальной заработной платы будет подвержен влиянию инфляции, которая в итоге еще сильнее уравнивает зарплаты разных категорий персонала.
В связи с реформированием системы оплаты труда, во многих регионах РФ проводился сравнительный анализ, а также определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда. Например, в Амурской области переход на НСОТ определил зависимость заработной платы учителей от “количества обучающихся по предмету в каждом классе; количества часов по предмету по базисному учебному плану в месяц в каждом классе; стоимости педагогической услуги; повышающих коэффициентов за сложность предмета и за квалификационную категорию педагога; выплат компенсационного и стимулирующего характера”20.
Администрация Амурской области делит базовую часть ФОТ на:
1. ФОТ педагогических работников, участвующих в учебном процессе (70% базовой части ФОТ);
2. ФОТ административно-
В таблице 1.11. представлено сравнение ФОТ в Амурской области на основе старой и новой систем оплаты труда:
Таблица 1.11. Сравнение ФОТ на основе системы ЕТС и новой системы оплаты труда для городов Амурской области за 2007 год.
Информация о работе Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции