Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 03:50, магистерская работа
Цель данной работы – анализ причин и необходимости модернизации системы оплаты труда в бюджетном секторе в России. Задачами работы являются: обоснование необходимости перехода от тарифной системы оплаты труда к НСОТ, определение преимуществ и недостатков новой системы оплаты труда, оценка результатов внедрения новой системы оплаты труда в регионах. А также к задачам относится проведение анализа дифференциации заработных плат работников двух категорий высококвалифицированных и неквалифицированных работников бюджетного и небюджетного секторов экономики на примере Центрального и Волго-Вятского экономических районов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 4
1.1. Понятие и сущность заработной платы. 4
1.1.1. Основные системы оплаты труда, их эволюция. 7
1.2 Особенности заработной платы в бюджетном секторе российской экономики. 9
1.2.1. Бюджетный сектор экономики: динамика основных показателей. 9
1.2.2.Единая тарифная система. 15
1.2.3. Новая система оплаты труда (НСОТ) 20
ГЛАВА 2. РАЗРЫВ В ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТАХ В БЮДЖЕТНОМ И ЧАСТНОМ СЕКТОРАХ. 30
2.1. Тенденции, динамика и причины разрыва в заработках: обзор исследований. 30
2.2. Эмпирическая оценка разрыва в заработках для работников разной квалификации на примере отдельных регионов России 34
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. 43
3.1. Особенности оплаты труда в сфере образования. 43
3.2. Необходимость сокращения численности работников бюджетной сферы. Кадровая политика в отношении уволенных сотрудников. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Таблица 2.5. Разрыв в оплате труда для квалифицированных работников бюджетного и частного секторов Волго-Вятского экономического района.
|
стаж работы на предприятии | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для частного сектора |
4,25 |
4,28 |
4,06 |
4,10 |
4,05 |
3,96 |
2 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для бюджетного сектора |
3,56 |
3,87 |
3,75 |
3,78 |
3,72 |
3,82 |
3 |
Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы (2-1) |
-0,69 |
-0,41 |
-0,31 |
-0,32 |
-0,33 |
-0,14 |
Согласно полученным данным, в среднем оплата труда для квалифицированных работников выше в частном секторе по сравнению с бюджетным сектором.
Рисунок 2.1. иллюстрирует снижение разрыва в оплате труда с увеличением стажа работы на предприятии.
Рисунок 2.1. Разрыв в оплате труда для квалифицированных сотрудников Волго-Вятского экономического района.
Разрыв в заработных платах невелик, и не имеет ярко выраженной динамики. Незначительный разрыв можно объяснить спадом производства в рассматриваемый период, когда уровень развития региона был ниже среднего по России.28 Промышленность региона в эти годы, унаследовавшая от СССР ориентированность на реализацию государственных заказов, с трудом перестраивалась на систему рыночной экономики. Такая ситуация объясняет снижение среднего уровня заработных плат в промышленности и их приближение к уровню заработных плат в бюджетном секторе.
В таблице 2.6. представлена статистика для квалифицированных работников Центрального экономического района.
Таблица 2.6. Разрыв в оплате труда для квалифицированных работников бюджетного и частного секторов Центрального экономического района.
|
стаж работы на предприятии | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для частного сектора |
3,88 |
3,88 |
3,84 |
3,80 |
3,99 |
3,83 |
2 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для бюджетного сектора |
3,93 |
4,37 |
4,26 |
4,11 |
4,19 |
3,94 |
3 |
Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы (2-1) |
0,05 |
0,49 |
0,42 |
0,31 |
0,20 |
0,10 |
Согласно данным таблицы 2.6, оплата труда в бюджетном секторе для высококвалифицированных сотрудников в среднем выше, чем в частном секторе. Результат противоположен тому, что получен для Волго-Вятского экономического района.
Такую особенность Центрального экономического района можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, это особенная структура занятости жителей Московской области, численность которой превалирует в рассматриваемой группе: многие работники трудятся в Москве, в т.ч. в бюджетных учреждениях, федеральных и муниципальных органах власти, заработные платы в которых достаточно высоки. Во-вторых, занятость во внебюджетном секторе областей, входящих в Центральный регион, как правило, низкооплачиваемая – здесь доминируют сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, не представлены добывающие отрасли, в которых заработная плата выше всего в экономике.
На рисунке 2.2. проиллюстрирован разрыв в оплате труда квалифицированных работников.
Рисунок 2.2. Разрыв в оплате труда
для квалифицированных
По мере накопления стажа сотрудником, разрыв в оплате труда уменьшается, как и в Волго-Вятском районе. Система оплаты труда работников бюджетного сектора в Центральном экономическом районе обеспечивала гарантированные высокие заработки, несмотря на ограничение со стороны Единой тарифной сетки.
Перейдем к исследованию характера разрыва заработных плат для неквалифицированных работников частного и бюджетного секторов Волго-Вятского и Центрального экономических районов.
Таблица 2.7. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Волго-Вятского экономического района.
|
стаж работы на предприятии | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для частного сектора |
3,64 |
3,8 |
3,83 |
3,85 |
3,79 |
3,87 |
2 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для бюджетного сектора |
3,38 |
3,46 |
3,62 |
3,66 |
3,65 |
3,60 |
3 |
Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы (2-1) |
-0,26 |
-0,34 |
-0,21 |
-0,19 |
-0,14 |
-0,27 |
Для Волго-Вятского экономического района отмечается превышение средних заработков в частном секторе над заработками в бюджетном секторе. Величина разрыва выше, чем для высококвалифицированных сотрудников, несмотря на аналогичный характер дифференциации оплаты труда. Такое положение объясняется слабой политической силой профсоюзов в период с 1994 по 2000 гг., деятельность которых должна быть направлена на выравнивание заработных плат работников схожей квалификации и уровня образования.
Рисунок 2.3. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Волго-Вятского экономического района.
Рисунок 2.3. иллюстрирует сходные величины разрыва в заработной плате неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов, разделенных по параметру стаж работы на предприятии.
Характер разрыва в заработных платах для неквалифицированных работников в Центральном экономическом районе также отрицательный: наблюдается превышение оплаты труда работников частного сектора над бюджетным сектором.
Таблица 2.8. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Центрального экономического района.
|
стаж работы на предприятии | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для частного сектора |
3,99 |
4,02 |
3,99 |
3,95 |
4,20 |
4,30 |
2 |
Среднее значение логарифма реальной заработной платы для бюджетного сектора |
3,47 |
3,53 |
3,45 |
3,13 |
3,29 |
3,35 |
3 |
Абсолютное значение разрыва логарифма реальной заработной платы |
-0,51 |
-0,49 |
-0,54 |
-0,81 |
-0,91 |
-0,95 |
На рисунке 2.4. наглядно проиллюстрирован факт того, что с ростом параметра стаж, разрыв в заработных платах увеличивается.
Рисунок 2.4. Разрыв в оплате труда для неквалифицированных работников бюджетного и частного секторов Центрального экономического района.
Известно,
что, несмотря на распад СССР, сотрудники
предприятий придерживались идеологии
накопления стажа работы на одном
предприятии, которое должно было обеспечить
их в будущем социальными
Наше исследование за период с 1994 по 2000 гг. позволяет сделать следующие выводы:
Таким
образом, выдвинутая ранее гипотеза
подтвердилась в части
На основании данных результатов следует сделать вывод, что государственная политика поддержки бюджетного сектора должна быть дифференцированной. Она должна быть направлена на группу неквалифицированных работников, а также высококвалифицированных работников в тех регионах, где оплата труда в значительной степени отстает от заработной платы частного сектора.
Внедрение НСОТ позволяет уменьшить разрыв в оплате труда для данных категорий работников бюджетного и частного секторов.
С введением НСОТ, одной из целей государственной политики оплаты труда работников бюджетных учреждений становится повышение качества труда.
Бюджетная политика в части увеличения оплаты труда работников бюджетного сектора базируется на дополнительном 30%-ом федеральном финансировании, а также расширении финансовых возможностей бюджетов области и муниципалитета. С переходом на отраслевую систему оплаты труда, отличную от ЕТС, бюджетная стратегия государства в части оплаты труда направлена на достижение достойной оплаты труда в соответствии с качественными характеристиками деятельности сотрудника.
Рассмотрим особенности государственной политики оплаты труда на примере сферы образования.
По данным «Доклада Минобрнауки России о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы», доля расходов бюджетов всех уровней на образование росла на протяжении периода с 2001 по 2007 год.
В таблице 3.1 представлены данные о расходах федерального бюджета на образование с 2001 по 2010 гг. в номинальном выражении и в % от ВВП.
Таблица 3.1. Доля расходов
федерального бюджета Российской Федерации
на образование по отношению к валовому
внутреннему продукту
(млрд. руб.)
Показатели |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. (прогн) |
2010 г. (прогн) |
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
8943.6 |
10831 |
13243 |
21620 |
26781 |
32938 |
41540 |
41800 |
47410 |
Расходы федерального бюджета на образование
Раздел Образование в % от ВВП |
48.8 0.5 |
80.1 0.74 |
99.7 0.75 |
162.1 0.75 |
211.98 0.79 |
287.08 0.9 |
307.2 0.83 |
313.6 0.75 |
339.9 0,72 |
Информация о работе Оплата труда в бюджетном секторе экономики: особенности и тенденции