Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:05, дипломная работа
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации приемки товаров по количеству и качеству…………………………………………………………………………………8
1.1 Основы организации технологического процесса приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговле…………………..…………………8
1.2 Нормативное регулирование операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Документальное оформление товарных операций……………………………………………………………………………….22
1.3 Методы оценки эффективности приемки товаров по количеству и качеству……………………………………………..…………………………………27
2 Анализ организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации розничной торговли «Белохолуницкое райпо»………….33
2.1 Характеристика организации «Белохолуницкое райпо» и оценка результатов ее торгово-коммерческой деятельности……………………………….33
2.2 Анализ организации приемки товаров и подготовка товаров к продаже в торговой организации…………………………………………………….41
2.3 Документальное оформление приемки товаров в Белохолуницком райпо………………………………………………………………………………...…49
3 Предложения по совершенствованию организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации «Белохолуницкое райпо»……..57
3.1 Организация эффективной разгрузки и приемки товаров по количеству……………………………………………………………………………..57
3.2 АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров организации «Белохолуницкое райпо». Матрица АВС-XYZ – анализа………………………….63
3.3 Организация эффективного использования складских площадей и объемов………………………………………………………………………………...68
Заключение……………………………………………………………………...72
Библиографический список……………………………………………………76
В Белохолуницкое райпо поступают товары от фирм-производителей из городов Кирова, Слободского, Кирово-Чепецка, Йошкар-Олы, Советска, а также поставщиков-посредников – оптовые базы города Кирова. Товар приходит преимущественно централизовано транспортом поставщика и некоторые виды продукции транспортом Белохолуницкого райпо. Заявки на товар делает директор базы по телефону.
Средства измерения на складах содержатся в исправном состоянии и представляются на метрологическую проверку в установленном порядке.
Белохолуницкое райпо соблюдает действующее в Российской Федерации санитарное законодательство, в котором установлены специальные санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». Они разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений среди населения и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки и реализации пищевых продуктов, а также условиям труда.
Особые требования предъявляются к личной гигиене персонала. Все поступающие на работу проходят медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку. На каждого работника заводится личная медицинская книжка. Профессиональную гигиеническую подготовку проходит каждый кладовщик, продавец ежегодно, так как их деятельность связана с хранением, реализацией мясомолочной и кремово-кондитерской продукции.
Белохолуницкое райпо обеспечивает необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, выполняет постановления предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы, организует регулярную централизованную стирку санитарной и специальной одежды, обеспечивает исправную работу и своевременный ремонт холодильного и другого оборудования, наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств, проводит дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, обеспечивает своевременный вывоз мусора.
В результате анализа работы складов Белохолуницкого райпо выявлены следующие недостатки:
1) высокие транспортные расходы. Многие поставщики, такие, как ООО Торговый Дом «Вятич», реализующие пиво, ЗАО «Кировский молочный комбинат» – молочная продукция, ИП Пленкин А. А. – рыба, мясные и рыбные полуфабрикаты, консервы, ИП Кушков В.В. – сыры, масло сливочное, ИП Бушманов В.В. – бытовая химия, предоставляют централизованную доставку товара, причем при необходимости могут развозить по городским магазинам. Здесь исчезает необходимость платы грузчику, водителю, кладовщику, транспортных расходов, а также амортизации машин;
2) убыточные магазины. Их можно сдать в аренду частным лицам;
3) неэффективность промтоварного и тарного складов. В Белохолуницком районном потребительском обществе существует 4 склада, все используются достаточно эффективно, но промтоварный и тарный склады можно объединить либо убрать промтоварный склад, так как доля промышленных товаров в общем товарообороте мала – 16%, а расходы на содержание склада, оплаты кладовщика, грузчиков велики. Многие промтовары по магазинам можно привезти централизовано, минуя склад. Тарный склад можно убрать, при этом вменить в обязанности всех продовольственных кладовщиков учет тары по своим товарным группам;
4) документальное оформление некоторых товарных операций. При приемке товаров не используются коммерческий акт, «Акт о приемке товаров» по форме ТОРГ-1, товарные ярлыки по форме № ТОРГ-11. Товарный ярлык приведен в Приложении 18. При расхождении по количеству и качеству не составляется приемная комиссия, и тем более не вызываются представители поставщиков, представителей общественности и других организаций. Приемка товара по количеству и качеству упрощена для минимизации затрат времени. Но это может привести к плохим последствиям, например, при разбирательстве в судебном порядке;
5) отсутствие графиков разгрузки и загрузки транспорта, а также времени кладовщиков. В Белохолуницком райпо не проводится планирование дат и сроков поступления некоторых товаров на склад. Также склад бывает перегружен работой из-за единовременного завоза товаров и его отпуска со склада. Необходимы графики поставки товаров на склад, а также их отгрузки;
6) отсутствие анализа ассортиментной политики райпо. Экономический отдел дает данные о товарообороте товарных групп, но они не анализируются по эффективности. Можно выявить группы товаров, по которым товарооборот достаточно высок или наоборот, отсюда необходимо вести ценовую и ассортиментную политику райпо;
7) неправильное использование
складских помещений. Необходимо
для каждой группы товаров
отводить отдельные места, а также
освободить проходы для
3 Предложения по совершенствованию организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации «Белохолуницкое райпо»
3.1 Организация эффективной разгрузки и приемки товаров по количеству
Данная глава посвящается разработке рекомендаций, направленных на решение выявленных во втором разделе проблем в работе организации «Белохолуницкое райпо», реализацию резервов, повышение эффективности деятельности предприятия.
1) высокие транспортные расходы. Такие группы товаров, как пиво торговой марки «Вятич», молочная продукция, рыба, мясные и рыбные полуфабрикаты, сыры, масло сливочное, бытовая химия завозятся на склад транспортом Белохолуницкого райпо. Можно делать заявки этих товаров на склад централизованно транспортом поставщика.
Заработная плата грузчику идет за тоннаж, за тонну выгруженного товара он получает 30 рублей. Машина ГАЗ в Белохолуницком райпо идет по грузоподъемности 3,5 тонны. Все выше перечисленные группы товаров завозятся отдельной машиной около 3 тонн каждая. За выгрузку одной машины грузчик получает около 100 рублей. Заработная плата водителю в день – 500 рублей, товароведу – 350 рублей за привоз одной машиной какой-либо группы товаров. Расход топлива рассчитывается в день следующим образом: от города Белой Холуницы до города Кирова расстояние 82 км, по городу Кирову машина проходит еще 36 км, обратно до города Белая Холуница 82 км. Расход бензина на 100 км идет 22 л бензина марки Аи 92 по цене 22 рубля 70 копеек. В итоге расход топлива в день одной машиной выходит на сумму 1000 рублей.
Пиво «Вятич», рыба, мясные и рыбные полуфабрикаты, сыры, масло сливочное завозится раз в неделю. Молочная продукция завозится два раза в неделю. Бытовая химия – раз в месяц. Каждая группа товаров привозится отдельно одной машиной.
Экономический эффект от внедрения данного мероприятия показан в Таблице 12.
Из Таблицы 12 следует, что при централизованной доставке данных товаров организация за год сэкономит 516600 рублей.
Таблица 12 – Экономический эффект централизованной доставки товаров на склад за год
Расходы в день, руб. |
Пиво «Вятич» |
Молочная продукция |
Рыба, мясные и рыбные полуфабрикаты |
Сыры, масло сливочное |
Бытовая химия |
1. Заработная плата грузчику |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. Заработная плата водителю |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
3. Заработная плата товароведу |
350 |
350 |
350 |
350 |
350 |
4. Бензин |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
5. Амортизация машины |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
6. Итого за год: |
98400 |
196800 |
98400 |
98400 |
24600 |
Общая сумма расходов за год: |
516600 |
2) убыточные магазины. Магазины № 46 Троицкого КООП, № 25 Поломского КООП Белохолуницкого райпо являются убыточными. Товарооборот по этим магазинам не превышает 300000 рублей в месяц, доходы по ним от 40000 рублей до 55000 рублей, а транспортные расходы в месяц составляют 20000 рублей, заработная плата двух продавцов – 10000 рублей, расходы по отоплению и содержанию здания – 10000 рублей.
В итоге доход от данных магазинов остается от 5000 рублей до 15000 рублей. Выгоднее сдать их в аренду частным лицам, тогда ежемесячно, не прилагая средств и труда, райпо будет иметь 30000-40000 рублей.
3) неэффективность промтоварного и тарного складов. Промтоварный и тарный склады можно убрать, промтовары заказывать сразу на магазины, а обязанности по приемке и отправке тары возложить на продовольственных кладовщиков.
Экономический эффект от данных мер приведен в Таблице 13.
Таблица 13 – Экономический эффект от ликвидации промтоварного и тарного складов за год
Расходы в год, руб. |
Заработная плата грузчика |
Заработная плата кладовщика |
Содержание склада (свет, отопление, сигнализация) |
Общая сумма, руб. |
Промтоварный склад |
36000 |
70000 |
12000 |
118000 |
Тарный склад |
34000 |
70000 |
12000 |
116000 |
Итого: |
234000 |
Анализ Таблицы 13 показывает, что за год райпо сэкономит 234000 рублей. Причем эти склады можно сдать в аренду, тогда еще дополнительно организация получит за год 600000 рублей.
4) отсутствие графиков разгрузки и загрузки транспорта. Приемка товара производится на складе «Белохолуницкое райпо», здесь находится зона разгрузки и загрузки транспорта. В результате этого место приемки товара почти всегда перегружено, поскольку завозы различных товаров на склад часто совпадают.
В результате постоянного скопления товарных запасов вследствие нерационально составленных графиков завоза и приемки продукции по таким товарным группам, как колбасные изделия, молочные товары, место приемки всегда перегружено, происходит застой товара вследствие того, что товар, завезенный ранее, или еще его не успели разгрузить до конца, или не успели документально оформить. Это приводит к значительным увеличениям затрат времени на приемку товара. Поэтому товароведам на предприятии необходимо создать взаимнооткорректированную систему графиков времени завоза товаров крупных товарных групп, согласованную с поставщиком.
Необходимо также проводить планирование закупок и продаж по первым закупаемым товарам.
Определение пробной партии закупки имеющейся товарной группы производится путем произведения среднедневного объема продаж по товарной группе по одной позиции схожих товаров (по качеству) на период, определяемый экспертным методом, за который можно охарактеризовать поведение товара на рынке.
Например, рассчитаем пробную партию закупки нового вида мясоколбасных изделий производства ОАО «Слободской мясокомбинат» – колбасы вареной «Докторская от СМК», исходя из того, что в среднем со склада реализуется 30 кг одного вида вареной колбасы в день, а период, за который можно охарактеризовать поведение товара на рынке – 3 дня (срок хранения вареной колбасы является ограниченным). Тогда пробная партия закупки товара равна 90 кг, то есть в качестве пробной партии складу необходимо закупить колбасы в количестве 90 кг.
Планирование даты закупки товаров должен производить директор базы райпо.
Дата закупки товаров определяется как сумма даты текущей и периода расходования товарных запасов до минимально возможного остатка, ниже которого запас не должен опускаться, за разницей периода срока доставки товара.
Период расходования товарных запасов до минимально возможного остатка рассчитывается как разница между суммой текущего товарного запаса и минимально возможного остатка, ниже которого запас не должен опускаться, деленной на сумму среднего товарного запаса за прошлый период, и последующим умножением полученного результата на оборачиваемость товара в днях.
Срок хранения вычисляется как произведение сумы текущего товарного запаса на количество дней в месяце – 30 дней, деленное на объем реализации по ценам товара на складе в месяц.
Например, рассчитываем сроки закупки вареной колбасы:
Товарный запас на 01.08.2009 равен 16000 руб.
Товарный запас за прошлые месяцы равен 15000 руб.
Объем реализации по розничным ценам товара за месяц оставляет 120000 руб.
Срок хранения равен 4 дням (16000*30/120000=4).
Минимально возможный остаток вареной колбасы, ниже которого запас не должен опускаться, равен 8000 руб.
Период расходования товарный запасов до минимально возможного остатка равен 3 дням (16000–8000)/15000*4,5=3.
Срок доставки вареной колбасы составляет в среднем 1 день.
Дата закупки вареной колбасы равна 02.08.2009 (01.08.2009+4-3).
Следовательно, закупку вареной колбасы следует произвести через 1 день
Рассмотрим сроки закупки вареной колбасы, рассчитанные на 01.08.2009 год в Таблице 14.