Организация и совершенствование приемки товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:05, дипломная работа

Краткое описание

Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации приемки товаров по количеству и качеству…………………………………………………………………………………8
1.1 Основы организации технологического процесса приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговле…………………..…………………8
1.2 Нормативное регулирование операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Документальное оформление товарных операций……………………………………………………………………………….22
1.3 Методы оценки эффективности приемки товаров по количеству и качеству……………………………………………..…………………………………27
2 Анализ организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации розничной торговли «Белохолуницкое райпо»………….33
2.1 Характеристика организации «Белохолуницкое райпо» и оценка результатов ее торгово-коммерческой деятельности……………………………….33
2.2 Анализ организации приемки товаров и подготовка товаров к продаже в торговой организации…………………………………………………….41
2.3 Документальное оформление приемки товаров в Белохолуницком райпо………………………………………………………………………………...…49
3 Предложения по совершенствованию организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации «Белохолуницкое райпо»……..57
3.1 Организация эффективной разгрузки и приемки товаров по количеству……………………………………………………………………………..57
3.2 АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров организации «Белохолуницкое райпо». Матрица АВС-XYZ – анализа………………………….63
3.3 Организация эффективного использования складских площадей и объемов………………………………………………………………………………...68
Заключение……………………………………………………………………...72
Библиографический список……………………………………………………76

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 14 – Сроки закупки вареной колбасы на 01.08.2009 год

 

Наименование вареной колбасы

Сроки закупки, дни

Дата закупки

1. Прима

3

04.08.2009

2. Докторская

2

03.08.2009

3. Любительская

3

04.08.2009

4. Обыкновенная

2

03.08.2009

5. Особая

1

02.08.2009

6. Для завтрака

3

04.08.2009

7. Молочная

3

04.08.2009

8. Любимая

2

03.08.2009


 

Анализируя Таблицу 14, можно сделать вывод, что средний срок закупки вареной колбасы на складе «Белохолуницкого райпо» составляет 2 дня.

Экономическому отделу райпо необходимо проводить квартальный анализ динамики приемки товаров на сладе.

С помощью данного анализа по истечении квартала можно увидеть прирост или снижение объема приемки по товарным группам. Необходимо оценивать ситуацию на рынке, снижение объемов товарооборота говорит о допущении каких-либо ошибок. Это может быть невыполнение договорных обязательств поставщиков, перебои в доставке, проблемы с транспортом, несвоевременные заявки на продукцию, неправильный выбор ассортимента товаров, несвоевременная оплата счетов за полученный товар, покупательская способность и др. 

В Таблице 15 показаны данные по объему приемки товаров по товарным группам в организации «Белохолуницкое райпо».

 

Таблица 15 – Динамика приемки товаров склада Белохолуницкого райпо по товарным группам

 

Наименование товарной группы

II квартал 2009 года, тыс. руб.

III квартал 2009 года, тыс. руб.

III квартал ко II кварталу 2009 года, %

1

2

3

4

Мясо

600

580

96,7

Колбасные изделия

1800

2000

111,1

Рыба

1200

1110

92,3

Масло животное

100

100

100,0

Масло растительное

95

100

105,3

Маргарин, майонез

120

130

108,3

Молочные продукты

2500

2600

104,0

Сыр

150

160

106,7

Консервы мясные

90

110

122,2

Консервы рыбные

85

90

105,9

Консервы овощные

80

80

100,0

Консервы фруктовые

70

75

107,1

Яйцо

600

610

101,7

Сахар

4500

4600

102,2

Кондитерские изделия

6000

6200

103,3

Варенье, джем, мед

20

21

105,0

Чай

100

110

110,0

Соль

30

30

100,0

Мука

200

210

105,0

 

Окончание Таблицы 15

1

2

3

4

Хлебобулочные изделия

85

80

94,1

Крупа

120

130

108,3

Макаронные изделия

300

320

106,7

Картофель

20

25

125,0

Овощи

600

700

116,7

Фрукты

500

600

120,0

Водка

700

800

114,3

Вино

600

650

108,3

Пиво

800

810

101,3

Безалкогольные напитки

130

140

107,7

Мороженое

100

120

120,0

Табачные изделия

1300

1200

92,3

Всего

23595

24481

103,8


 

Анализ Таблицы 15 показывает, что на протяжении исследуемого периода приемка товара возросла по всем товарным группам, кроме группы мясо, объем снизился на 3,3%, рыба – на 7,7%, хлебобулочные изделия  - на 5,9%, табачные изделия – на 7,7%.

В связи с экономическим кризисом покупательская способность снизилась. Потребители выбирают дешевый товар. По группе мясо снизился объем дорогой продукции, например, цыплят бройлеров, люди выбирают дешевые окорока США.

По группе «рыба» в мае была несвоевременная доставка в связи с неоплатой по счетам полученной продукции от ИП Пленкин А. А.

По хлебобулочным изделиям в июне была централизованная доставка от ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», сухари, пряники на общую сумму 100 тыс. руб. были с оставшимся сроком реализации 1 неделя. В продажу магазинов «Белохолуницкого райпо» они не попали, так как они не были бы реализованы за такой короткий срок, поэтому все сухари, пряники были возвращены поставщику.

По товарной группе «Табачные изделия» заявка была сделана вовремя поставщику, но у поставщика не оказалось некоторых наименований продукции на складе, поэтому доставка была неполной.  

 

 

 

 

 

3.2 АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров организации «Белохолуницкое райпо». Матрица АВС – XYZ – анализа

 

 

В организации «Белохолуницкое райпо» необходимо анализировать ассортиментную политику.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в организации должен исходить из формы ее товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Ассортиментная политика, проводимая Белохолуницким райпо, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание экономического отдела райпо. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.

В АВС – анализе организации «Белохолуницкое райпо» объектами управления является средний запас различных товаров за III квартал 2009 года. Признаком, по которому выполняется разделение ассортимента, является средний запас товаров за III квартал 2009 года.

В Приложении 19 приведена Таблица 16 – ABC и XYZ – анализ организации «Белохолуницкое райпо».

Для удобства все товарные группы названы позициями под номерами. В Таблице 19 приведены номера позиций и их товарные группы. Рассчитывается доля отдельных позиций ассортимента в общем запасе. Результат заносится в графу 3 Таблицы 16. Например, товарная группа под номером 1, ее запас за III квартал 2009 года составил 266600 рублей, общий запас по всем группам товара за III квартал 2009 года составил 4937400 рублей, доля 1 позиции составила: 266600:4937400*100% = 5,4%. Так считается доля каждой группы товаров.

Выстраиваются ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасе) размещается в графах 5 и 6 Таблицы 16.

Рассчитывается для каждой позиции доля нарастающим итогом в графе 4 Таблицы16.

Делится анализируемый ассортимент на группы А, В и С (в графе 5 Таблицы 16).

Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом: в группу А включают позиции, составляющие 75% запаса; в группу В включают следующие 20% запаса или до 95% нарастающим итогом: в группу С включают позиции, составляющие оставшиеся 5% запаса.

Строится кривая АВС – анализа.

Исходные данные для проведения анализа ABC и анализа XYZ приведены в Таблице 17.

 

Таблица 17 – Исходные данные для проведения анализа ABC и анализа XYZ, руб.

 

№ позиции

Средний запас за квартал по позиции для АВС – анализа

Реализация за квартал для XYZ – анализа

1 квартал 2009 года

2 квартал 2009 года

3 квартал 2009 года

4 квартал 2009 года

1

266600

123170

26130

126900

22390

2

52100

11180

4450

11570

4060

3

264400

85670

9520

88050

7140

4

211200

65640

52630

68600

49670

5

109500

38890

13670

40210

12350

6

89400

30250

12660

31330

11590

7

18100

6290

2760

6520

2530

8

135500

29060

11590

30080

10570

9

176300

44850

11570

46260

10150

10

70400

18670

17940

19590

17020

11

248300

52840

41520

55200

39160

12

191800

35540

29670

37170

28040

13

225400

62030

10100

63830

8290

14

134100

37450

13500

38730

12230

15

43800

14110

1660

14510

1260

16

225500

109230

17050

112390

13890

17

198100

85180

13870

87660

11390

18

152500

51910

18240

53660

16490

19

277300

67880

31940

70380

29450

20

213000

56250

24690

58280

22660

21

110400

25730

20630

26890

19470

22

291300

65460

56890

68510

53830

23

134200

27830

17790

28970

16650

24

51700

13560

10230

14150

9630

25

73600

21200

5300

21860

4640

26

192600

62060

7280

63790

5550

27

145800

48990

9330

50450

7870

28

274000

75460

72500

79160

68800

29

207500

81240

39110

84250

36110

30

94600

28610

5450

29460

4600

31

58400

19790

12920

20600

12100


 

Для XYZ – анализа организации «Белохолуницкое райпо» рассчитываются коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v). Результат вносим в графу 4 Таблицы 16 по следующей формуле:

 


                                                                                                 

 

                                                                       ,                                  (1)

 

 

где        – коэффициент вариации спроса по оцениваемой позиции ассортимента;

 – значение спроса по оцениваемой позиции за каждый квартал;

 – среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции за все кварталы;

n – число кварталов, за которые произведена оценка.

                                                                                                 

Например, коэффициент вариации спроса по 1 позиции ассортимента рассчитывается следующим образом:

  n = 4 квартала 2009 года;

= (123170+26130+126900+22390)/4 = 74648 рублей;

Все данные берутся из Таблицы 17.

Вновь организованный список с указанием значения коэффициента вариации размещается в графах 9 и 10 Таблицы16.

Разделяется анализируемый ассортимент на группы X, У и Z. В Таблице 18 приведен алгоритм разделения ассортимента.

 

Таблица 18 – Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы X, У, Z

 

Группа

Интервал

X

0 ≤ ν ≤ 10%

Y

10%  ≤ ν ≤ 25%

Z

25 ≤ ν ≤ ∞


 

Строится кривая XYZ – анализа.

 

В Таблице 19 приведен список наименований товарных групп по позициям ассортимента.

 

 

Таблица 19 – Наименование товарных групп

 

№ позиции ассортимента

Наименование товарной группы

1

Водка

2

Соль

3

Пиво

4

Сельдь

5

Масло животное

6

Масло растительное

7

Консервы мясные

8

Молочные продукты

9

Сыр

10

Крупа

11

Табачные изделия

12

Консервы овощные

13

Консервы фруктово-ягодные

14

Яйцо

15

Рыба

16

Овощи

17

Варенье, джем, мед

18

Чай

19

Вино

20

Мука

21

Хлебобулочные изделия

22

Мясо

23

Макаронные изделия

24

Кондитерские изделия

25

Фрукты

26

Маргарин, майонез

27

Сахар

28

Колбасные изделия

29

Безалкогольные напитки

30

Мороженое

31

Консервы рыбные


 

На рисунке 1 показана кривая АВС – анализа.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Кривая АВС – анализа

 

На рисунке 2 показана кривая XYZ – анализа.

 

 

Рисунок 2 – Кривая XYZ – анализа

 

Из Таблицы 16, где приведены доли каждой группы товаров в общем запасе и коэффициенты вариации спроса по оцениваемой позиции, составляется матрица. В Таблице 20 приведена матрица ABC – XYZ – анализа.

 

Таблица 20 – Матрица ABC – XYZ – анализа

 

Группы

А

B

C

X

 

22, 28

10

Y

 

11

4, 12, 23, 21, 31, 24

Z

 

19, 1, 3

13, 16, 20, 29, 17, 26, 9, 18, 27, 8, 14, 5, 30, 6, 25, 2, 15, 7




 

Позиции не попали в группу А, следовательно, запас отдельных позиций ассортимента составляет менее 75% от общего запаса.

В группу ВХ попала позиции 22 – мясо, 28 – колбасные изделия, этот товар отличается стабильностью потребления, поэтому его необходимо закупать в требуемом количестве, тем более его стоимость составляет не большую долю в запасах. Позиция 11 – табачные изделия, попавшая в группу ВY составляет среднюю долю в запасах, эти товары пользуются средним стабильным спросом, поэтому их нужно заказывать по мере необходимости.

Наименьшее влияние может быть уделено позициям, попавшим в группу С, т.к. затраты на эти товары незначительны. Если в них нет острой необходимости (например товары, не пользующиеся большим спросом), от них можно отказаться. Если же это необходимые товары для потребителей, их можно закупать крупными партиями, но редко, чтобы сэкономить на транспортных расходах при условии, что они относятся к группе X или У. Большинство позиций относятся к группе Z, их не стоит покупать крупными партиями, а целесообразно приобретать их по мере необходимости.

 

 

3.3 Организация эффективного использования складских площадей и объемов

 

 

При разработке проекта склада уделяется большое значение организации технологического процесса. Идеальной можно считать ситуацию, когда разработка комплексного проекта склада производится одновременно или раньше проектирования складского здания, поскольку выбор технологии работы склада в значительной степени определяется параметрами и планировкой здания.

Информация о работе Организация и совершенствование приемки товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли