Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:05, дипломная работа
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы организации приемки товаров по количеству и качеству…………………………………………………………………………………8
1.1 Основы организации технологического процесса приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговле…………………..…………………8
1.2 Нормативное регулирование операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Документальное оформление товарных операций……………………………………………………………………………….22
1.3 Методы оценки эффективности приемки товаров по количеству и качеству……………………………………………..…………………………………27
2 Анализ организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации розничной торговли «Белохолуницкое райпо»………….33
2.1 Характеристика организации «Белохолуницкое райпо» и оценка результатов ее торгово-коммерческой деятельности……………………………….33
2.2 Анализ организации приемки товаров и подготовка товаров к продаже в торговой организации…………………………………………………….41
2.3 Документальное оформление приемки товаров в Белохолуницком райпо………………………………………………………………………………...…49
3 Предложения по совершенствованию организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации «Белохолуницкое райпо»……..57
3.1 Организация эффективной разгрузки и приемки товаров по количеству……………………………………………………………………………..57
3.2 АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров организации «Белохолуницкое райпо». Матрица АВС-XYZ – анализа………………………….63
3.3 Организация эффективного использования складских площадей и объемов………………………………………………………………………………...68
Заключение……………………………………………………………………...72
Библиографический список……………………………………………………76
Таблица 14 – Сроки закупки вареной колбасы на 01.08.2009 год
Наименование вареной колбасы |
Сроки закупки, дни |
Дата закупки |
1. Прима |
3 |
04.08.2009 |
2. Докторская |
2 |
03.08.2009 |
3. Любительская |
3 |
04.08.2009 |
4. Обыкновенная |
2 |
03.08.2009 |
5. Особая |
1 |
02.08.2009 |
6. Для завтрака |
3 |
04.08.2009 |
7. Молочная |
3 |
04.08.2009 |
8. Любимая |
2 |
03.08.2009 |
Анализируя Таблицу 14, можно сделать вывод, что средний срок закупки вареной колбасы на складе «Белохолуницкого райпо» составляет 2 дня.
Экономическому отделу райпо необходимо проводить квартальный анализ динамики приемки товаров на сладе.
С помощью данного анализа по истечении квартала можно увидеть прирост или снижение объема приемки по товарным группам. Необходимо оценивать ситуацию на рынке, снижение объемов товарооборота говорит о допущении каких-либо ошибок. Это может быть невыполнение договорных обязательств поставщиков, перебои в доставке, проблемы с транспортом, несвоевременные заявки на продукцию, неправильный выбор ассортимента товаров, несвоевременная оплата счетов за полученный товар, покупательская способность и др.
В Таблице 15 показаны данные по объему приемки товаров по товарным группам в организации «Белохолуницкое райпо».
Таблица 15 – Динамика приемки товаров склада Белохолуницкого райпо по товарным группам
Наименование товарной группы |
II квартал 2009 года, тыс. руб. |
III квартал 2009 года, тыс. руб. |
III квартал ко II кварталу 2009 года, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Мясо |
600 |
580 |
96,7 |
Колбасные изделия |
1800 |
2000 |
111,1 |
Рыба |
1200 |
1110 |
92,3 |
Масло животное |
100 |
100 |
100,0 |
Масло растительное |
95 |
100 |
105,3 |
Маргарин, майонез |
120 |
130 |
108,3 |
Молочные продукты |
2500 |
2600 |
104,0 |
Сыр |
150 |
160 |
106,7 |
Консервы мясные |
90 |
110 |
122,2 |
Консервы рыбные |
85 |
90 |
105,9 |
Консервы овощные |
80 |
80 |
100,0 |
Консервы фруктовые |
70 |
75 |
107,1 |
Яйцо |
600 |
610 |
101,7 |
Сахар |
4500 |
4600 |
102,2 |
Кондитерские изделия |
6000 |
6200 |
103,3 |
Варенье, джем, мед |
20 |
21 |
105,0 |
Чай |
100 |
110 |
110,0 |
Соль |
30 |
30 |
100,0 |
Мука |
200 |
210 |
105,0 |
Окончание Таблицы 15 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Хлебобулочные изделия |
85 |
80 |
94,1 |
Крупа |
120 |
130 |
108,3 |
Макаронные изделия |
300 |
320 |
106,7 |
Картофель |
20 |
25 |
125,0 |
Овощи |
600 |
700 |
116,7 |
Фрукты |
500 |
600 |
120,0 |
Водка |
700 |
800 |
114,3 |
Вино |
600 |
650 |
108,3 |
Пиво |
800 |
810 |
101,3 |
Безалкогольные напитки |
130 |
140 |
107,7 |
Мороженое |
100 |
120 |
120,0 |
Табачные изделия |
1300 |
1200 |
92,3 |
Всего |
23595 |
24481 |
103,8 |
Анализ Таблицы 15 показывает, что на протяжении исследуемого периода приемка товара возросла по всем товарным группам, кроме группы мясо, объем снизился на 3,3%, рыба – на 7,7%, хлебобулочные изделия - на 5,9%, табачные изделия – на 7,7%.
В связи с экономическим кризисом покупательская способность снизилась. Потребители выбирают дешевый товар. По группе мясо снизился объем дорогой продукции, например, цыплят бройлеров, люди выбирают дешевые окорока США.
По группе «рыба» в мае была несвоевременная доставка в связи с неоплатой по счетам полученной продукции от ИП Пленкин А. А.
По хлебобулочным изделиям в июне была централизованная доставка от ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», сухари, пряники на общую сумму 100 тыс. руб. были с оставшимся сроком реализации 1 неделя. В продажу магазинов «Белохолуницкого райпо» они не попали, так как они не были бы реализованы за такой короткий срок, поэтому все сухари, пряники были возвращены поставщику.
По товарной группе «Табачные изделия» заявка была сделана вовремя поставщику, но у поставщика не оказалось некоторых наименований продукции на складе, поэтому доставка была неполной.
3.2 АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров организации «Белохолуницкое райпо». Матрица АВС – XYZ – анализа
В организации «Белохолуницкое райпо» необходимо анализировать ассортиментную политику.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в организации должен исходить из формы ее товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
Ассортиментная политика, проводимая Белохолуницким райпо, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание экономического отдела райпо. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.
В АВС – анализе организации «Белохолуницкое райпо» объектами управления является средний запас различных товаров за III квартал 2009 года. Признаком, по которому выполняется разделение ассортимента, является средний запас товаров за III квартал 2009 года.
В Приложении 19 приведена Таблица 16 – ABC и XYZ – анализ организации «Белохолуницкое райпо».
Для удобства все товарные группы названы позициями под номерами. В Таблице 19 приведены номера позиций и их товарные группы. Рассчитывается доля отдельных позиций ассортимента в общем запасе. Результат заносится в графу 3 Таблицы 16. Например, товарная группа под номером 1, ее запас за III квартал 2009 года составил 266600 рублей, общий запас по всем группам товара за III квартал 2009 года составил 4937400 рублей, доля 1 позиции составила: 266600:4937400*100% = 5,4%. Так считается доля каждой группы товаров.
Выстраиваются ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасе) размещается в графах 5 и 6 Таблицы 16.
Рассчитывается для каждой позиции доля нарастающим итогом в графе 4 Таблицы16.
Делится анализируемый ассортимент на группы А, В и С (в графе 5 Таблицы 16).
Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом: в группу А включают позиции, составляющие 75% запаса; в группу В включают следующие 20% запаса или до 95% нарастающим итогом: в группу С включают позиции, составляющие оставшиеся 5% запаса.
Строится кривая АВС – анализа.
Исходные данные для проведения анализа ABC и анализа XYZ приведены в Таблице 17.
Таблица 17 – Исходные данные для проведения анализа ABC и анализа XYZ, руб.
№ позиции |
Средний запас за квартал по позиции для АВС – анализа |
Реализация за квартал для XYZ – анализа | |||
1 квартал 2009 года |
2 квартал 2009 года |
3 квартал 2009 года |
4 квартал 2009 года | ||
1 |
266600 |
123170 |
26130 |
126900 |
22390 |
2 |
52100 |
11180 |
4450 |
11570 |
4060 |
3 |
264400 |
85670 |
9520 |
88050 |
7140 |
4 |
211200 |
65640 |
52630 |
68600 |
49670 |
5 |
109500 |
38890 |
13670 |
40210 |
12350 |
6 |
89400 |
30250 |
12660 |
31330 |
11590 |
7 |
18100 |
6290 |
2760 |
6520 |
2530 |
8 |
135500 |
29060 |
11590 |
30080 |
10570 |
9 |
176300 |
44850 |
11570 |
46260 |
10150 |
10 |
70400 |
18670 |
17940 |
19590 |
17020 |
11 |
248300 |
52840 |
41520 |
55200 |
39160 |
12 |
191800 |
35540 |
29670 |
37170 |
28040 |
13 |
225400 |
62030 |
10100 |
63830 |
8290 |
14 |
134100 |
37450 |
13500 |
38730 |
12230 |
15 |
43800 |
14110 |
1660 |
14510 |
1260 |
16 |
225500 |
109230 |
17050 |
112390 |
13890 |
17 |
198100 |
85180 |
13870 |
87660 |
11390 |
18 |
152500 |
51910 |
18240 |
53660 |
16490 |
19 |
277300 |
67880 |
31940 |
70380 |
29450 |
20 |
213000 |
56250 |
24690 |
58280 |
22660 |
21 |
110400 |
25730 |
20630 |
26890 |
19470 |
22 |
291300 |
65460 |
56890 |
68510 |
53830 |
23 |
134200 |
27830 |
17790 |
28970 |
16650 |
24 |
51700 |
13560 |
10230 |
14150 |
9630 |
25 |
73600 |
21200 |
5300 |
21860 |
4640 |
26 |
192600 |
62060 |
7280 |
63790 |
5550 |
27 |
145800 |
48990 |
9330 |
50450 |
7870 |
28 |
274000 |
75460 |
72500 |
79160 |
68800 |
29 |
207500 |
81240 |
39110 |
84250 |
36110 |
30 |
94600 |
28610 |
5450 |
29460 |
4600 |
31 |
58400 |
19790 |
12920 |
20600 |
12100 |
Для XYZ – анализа организации «Белохолуницкое райпо» рассчитываются коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v). Результат вносим в графу 4 Таблицы 16 по следующей формуле:
где – коэффициент вариации спроса по оцениваемой позиции ассортимента;
– значение спроса по оцениваемой позиции за каждый квартал;
– среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции за все кварталы;
n – число кварталов, за которые произведена оценка.
Например, коэффициент вариации спроса по 1 позиции ассортимента рассчитывается следующим образом:
n = 4 квартала 2009 года;
= (123170+26130+126900+22390)/4 = 74648 рублей;
Все данные берутся из Таблицы 17.
Вновь организованный список с указанием значения коэффициента вариации размещается в графах 9 и 10 Таблицы16.
Разделяется анализируемый ассортимент на группы X, У и Z. В Таблице 18 приведен алгоритм разделения ассортимента.
Таблица 18 – Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы X, У, Z
Группа |
Интервал |
X |
0 ≤ ν ≤ 10% |
Y |
10% ≤ ν ≤ 25% |
Z |
25 ≤ ν ≤ ∞ |
Строится кривая XYZ – анализа.
В Таблице 19 приведен список наименований товарных групп по позициям ассортимента.
Таблица 19 – Наименование товарных групп
№ позиции ассортимента |
Наименование товарной группы |
1 |
Водка |
2 |
Соль |
3 |
Пиво |
4 |
Сельдь |
5 |
Масло животное |
6 |
Масло растительное |
7 |
Консервы мясные |
8 |
Молочные продукты |
9 |
Сыр |
10 |
Крупа |
11 |
Табачные изделия |
12 |
Консервы овощные |
13 |
Консервы фруктово-ягодные |
14 |
Яйцо |
15 |
Рыба |
16 |
Овощи |
17 |
Варенье, джем, мед |
18 |
Чай |
19 |
Вино |
20 |
Мука |
21 |
Хлебобулочные изделия |
22 |
Мясо |
23 |
Макаронные изделия |
24 |
Кондитерские изделия |
25 |
Фрукты |
26 |
Маргарин, майонез |
27 |
Сахар |
28 |
Колбасные изделия |
29 |
Безалкогольные напитки |
30 |
Мороженое |
31 |
Консервы рыбные |
На рисунке 1 показана кривая АВС – анализа.
Рисунок 1 – Кривая АВС – анализа
На рисунке 2 показана кривая XYZ – анализа.
Рисунок 2 – Кривая XYZ – анализа
Из Таблицы 16, где приведены доли каждой группы товаров в общем запасе и коэффициенты вариации спроса по оцениваемой позиции, составляется матрица. В Таблице 20 приведена матрица ABC – XYZ – анализа.
Таблица 20 – Матрица ABC – XYZ – анализа
Группы |
А |
B |
C |
X |
22, 28 |
10 | |
Y |
11 |
4, 12, 23, 21, 31, 24 | |
Z |
19, 1, 3 |
13, 16, 20, 29, 17, 26, 9, 18, 27, 8, 14, 5, 30, 6, 25, 2, 15, 7 |
Позиции не попали в группу А, следовательно, запас отдельных позиций ассортимента составляет менее 75% от общего запаса.
В группу ВХ попала позиции 22 – мясо, 28 – колбасные изделия, этот товар отличается стабильностью потребления, поэтому его необходимо закупать в требуемом количестве, тем более его стоимость составляет не большую долю в запасах. Позиция 11 – табачные изделия, попавшая в группу ВY составляет среднюю долю в запасах, эти товары пользуются средним стабильным спросом, поэтому их нужно заказывать по мере необходимости.
Наименьшее влияние может быть уделено позициям, попавшим в группу С, т.к. затраты на эти товары незначительны. Если в них нет острой необходимости (например товары, не пользующиеся большим спросом), от них можно отказаться. Если же это необходимые товары для потребителей, их можно закупать крупными партиями, но редко, чтобы сэкономить на транспортных расходах при условии, что они относятся к группе X или У. Большинство позиций относятся к группе Z, их не стоит покупать крупными партиями, а целесообразно приобретать их по мере необходимости.
3.3 Организация эффективного использования складских площадей и объемов
При разработке проекта склада уделяется большое значение организации технологического процесса. Идеальной можно считать ситуацию, когда разработка комплексного проекта склада производится одновременно или раньше проектирования складского здания, поскольку выбор технологии работы склада в значительной степени определяется параметрами и планировкой здания.