Организация труда в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги. Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В Казахстане сфера услуг обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка Бейсенов.docx

— 285.38 Кб (Скачать файл)

1. Ответственность возлагается  не только на руководителей, но  и на подчиненных.

2. Для того чтобы улучшить  рабочие показатели, новые навыки  и умения осваивают не только  руководители, но и подчиненные.

3. Внимание обращается  преимущественно на решение будущих, а не возникавших в прошлом  проблем.

4. Обе стороны честны  и искренни. Обсуждение является  не столько средством контроля, сколько появлением партнерских  отношений между работником и  руководителем.

 

2 Современное состояние  и организация труда в сфере  услуг  Республики Казахстан

 

 

2.1 Анализ  показателей развития сферы услуг  в Казахстане на современном  этапе

 

 

Развитие сферы услуг в Казахстане на современном этапе характеризуется следующими тенденциями.

Сфера услуг занимает преобладающую долю в структуре ВВП. Так в 1998 году она занимала 56,7% от ВВП, к 2000-2001 годах эта доля упала до 48-49 %, потом снова поднялась до значения 54,3% в 2007 году, далее пошло небольшое снижение и в 2011 году по оперативным данным Агентства РК по статистике составило 51,9%.

При этом за последний год реальный прирост ВДС сферы услуг составил 7,7%, что связано с оживлением рынка услуг на фоне подъема экономики и ее выхода из посткризисной ситуации. В 2011 году услуги в Казахстане достигли объема в 14153,2 млрд. тенге (таблица 1). Номинальный рост валовой добавленной стоимости в сфере услуг в Казахстане в большей степени обусловлен значительным приростом уровня цен на услуги, так в 2011 году он составил +16,5%.

Причем такой рост уровня цен на услуги (дефлятора производства услуг) стал характерной тенденцией современного этапа развития услуг в Казахстане: так в 2009 году цены на услуги выросли на 11,4% , а в 2010 году на 15,8%.

 

Таблица 1

Макроэкономические параметры сферы услуг в Казахстане в 2011 году.

 

 

 

2011 год

В % к соответствующему периоду прошлого года

Объем в млрд. тенге

Доля в ВВП, в %

Индекс физического объема

дефлятор

ВВП

27300,6

100

107,5

116,5

производство товаров

11788,8

43,1

105,6

113,5

производство услуг

14153,2

51,9

107,7

116,5


 

Источник: данные Агентства РК по статистике[17]

 

В целом сфера услуг в Казахстане представлена достаточно разнообразно, хотя имеет дифференцированный характер. Классификация услуг в казахстанской статистике и их макроэкономические показатели даны в таблице 2.

  Сфера услуг объединяет производство услуг для личного потребления (розничная торговля, рестораны и гостиницы, бытовой ремонт, автосервис, личные услуги населению и пр.), удовлетворения общественных потребностей (просвещение, здравоохранение и пр.) и деловые услуги для производственного потребления (банковские и другие финансовые услуги, операции с недвижимостью и т.д.). Группа «деловых услуг», наиболее непосредственно связанная с реализацией технического прогресса, развивается самыми высокими темпами, особенно финансовая деятельность и услуги связи.

 

Таблица 2

Виды услуг в Казахстане и их макроэкономические показатели в 2011 году

 

 

 

Объем 2011 года

 в млрд. тенге

Индекс физического объема к 2010 году

Дефлятор к 2010 году

Доля в ВВП 2011 года, %

Доля в производстве услуг

 Производство  услуг

14153,2

107,7

116,5

51,9

100

 Оптовая и розничная  торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

3814,9

114,5

117,6

14

27,0

 Транспорт и складирование

1933,6

106,8

103,4

7,1

13,7

Услуги по проживанию и питанию

238,9

112,5

112,4

0,9

1,7

Информация и связь

616,4

118,7

76,9

2,3

4,4

 Финансовая и страховая  деятельность

831,4

95,5

114,1

3

5,9

Операции с недвижимым имуществом

2366,7

101,4

123,9

8,7

16,7

Профессиональная, научная и техническая деятельность

1264,5

101,6

147,8

4,6

8,9

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

490,0

110,8

105,3

1,8

3,5

Государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение

691,1

102,1

148,3

2,5

4,9

Образование

886,4

104,4

120,6

3,2

6,3

Здравоохранение и социальные услуги

482,7

105,6

120,9

1,8

3,4

Искусство, развлечения и отдых

175,2

114,1

117,4

0,6

1,2

Предоставление прочих видов услуг

341,1

129,7

131

1,3

2,4

Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления

20,5

100

125,3

0,1

0,1


 

 

 Как видно из таблицы 2, в структуре услуг в Казахстане самую большую долю занимает оптовая и розничная торговля, которая занимают 14% в ВВП, и 27% в общем объеме валовой добавленной стоимости (ВДС) производства услуг. Далее идут услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом – 8,7% от стоимости ВВП и 16,7% от объема ВДС услуг. Транспорт и складирование занимают третью позицию по лидерству в структуре услуг, они дают 7,1% в стоимости ВВП и 13,7% в ВДС услуг.

Далее по доле в структуре идут: профессиональная, научная и техническая деятельность – 4,6% от стоимости ВВП и 8,9 % от объема ВДС услуг; образование – 3,2 и 6,3% соответственно; финансовая и страховая деятельность – 3 и 5,9% соответственно; государственное управление и оборона; обязательное социальное обеспечение – 2,5 и 4,9% соответственно; информация и связь – 2,3 и 4,4 % соответственно; деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания – 1,8 и 3,5% здравоохранение и социальные услуги – 1,8 из 3,4% соответственно. Замыкает перечень деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления

 

 

Рисунок 2. Динамика развития сектора услуг в Казахстане, не включая торговлю, туризм, финансовые услуги

Как видно из рисунка 2, объем услуг в Казахстане (кроме торговли и туризма, финансовые услуги для которых идет отдельная статистика) в последние годы растет с постоянным положительным приростом. Однако темпы роста физического объема продукции (реальный рост объемов услуг) был не равномерным. В 2005-2007 году отмечалась активная фаза роста в секторе услуг: темпы роста были высокие и росли от 17% в 2005 до 31,3% в 2007 году. В 2008-2009 году отмечался относительный спад темпов прироста объема услуг, они держались на уровне 2-5% в год. Это ухудшение показателей выпуска услуг связано с последствиями мирового финансового кризиса, ростом неопределенности в ожиданиях покупателей услуг в связи со снижением темпа роста реальных доходов, снижением объема банковского кредитования, что привело в к снижению потребительского спроса на услуги.

 

Рисунок 3. Прирост цен в сфере услуг в 2006-2010 годах

 

Если смотреть ценовую составляющую (рисунок 3), то и здесь за последние годы не было стабильности, цены то росли вверх, то резко шли вниз, что скорее связано с коррекцией цен в ответ на внешние шоки. Так на фазе подъема 2005-2007 годов, цены сначала вросли на 14,3% потом упали на 1,3% (пошла коррекция, связанная с оживлением рынка услуг и воздействие спроса на снижение цен). В 2008 году цены снова выросли на фоне роста неопределенности в отрасли и увеличения затрат на фоне сохраняющихся постоянных издержек при снижающемся объеме продаж услуг, то есть теперь на каждую единицу услуг приходиться больший объем средних постоянных издержек. В 2009 году пошло снижение, так как в связи с сократившимся спросом, происходит снижение цен для его стимулирования и поддержки конкурентоспособности фирм на фоне ухудшающейся конъюнктуры рынка. В 2010 году на фоне общего подъема экономики и реального роста производства в секторе услуг происходит снова повышение цены в ответ на постепенно растущий потребительский спрос на услуги. Как видим, цены на услуги набирают быстрый темп на подъеме, но снижаются более замедленными темпами, что связано скорее всего с высокой долей постоянных затрат в структуре себестоимости услуг (аренда помещений, транспортные расходы, налоги, повременная зарплата административных работников и т.д.).

В таблице  3 показана численность и структура занятых в сфере услуг. В целом в  2011 году в сфер услуг было занято 4 591 тыс. человек, что составило 54,5% от  числа всех занятых в экономике. То есть больше половины занятых работников  сосредоточены в  секторе услуг.  

 

Таблица 3

Численность и структура занятых в секторе услуг – макроэкономические параметры

 

 

Численность занятых, тыс. чел.

Доля в общей

численности занятых

2010

2011

2010

2011

Занято в экономике, всего

8114,2

8429,1

100,0%

100,0%

Производство услуг

4300,6

4591,6

53,0%

54,5%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

1224,2

1182,1

15,1%

14,0%

Транспорт и складирование

511,8

550,3

6,3%

6,5%

Услуги по проживанию и питанию

105,1

136,1

1,3%

1,6%

Информация и связь

109,3

143,8

1,3%

1,7%

Финансовая и страховая деятельность

104,7

130,9

1,3%

1,6%

Операции с недвижимым имуществом

139,0

115,8

1,7%

1,4%

Профессиональная, научная и техническая деятельность

149,3

176,0

1,8%

2,1%

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

167,4

175,6

2,1%

2,1%

Государственное управление и оборона; обязательное  социальное обеспечение

376,5

392,5

4,6%

4,7%

Образование

816,3

869,6

10,1%

10,3%

Здравоохранение и социальные услуги

370,2

401,4

4,6%

4,8%

Искусство, развлечения и отдых

90,1

108,1

1,1%

1,3%

Предоставление прочих видов услуг

114,2

184,4

1,4%

2,2%

Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления

22,5

25,0

0,3%

0,3%


 

Наибольшую занятость обеспечивают следующие отрасли:

  • оптовая и розничная торговля,  ремонт автомобилей и мотоциклов  - 14% от всех занятых в экономике Казахстана и  28,5% от всех занятых в секторе услуг;
  • образование – 10,3% от всех занятых в экономике и 19% от занятых всего в сфере услуг;
  • транспорт и складирование – 6,5% и 11,9% соответственно;
  • государственное управление и оборона; обязательное  социальное обеспечение – 4,7% и 8,8% соответственно;
  • здравоохранение и социальные услуги  -  4,8% и 8,6% соответственно (рисунок 4);.

Всего эти  5 отраслей лидеров по обеспечению занятости в сфере услуг   охватывают 40% занятых в  целом в экономике и 76,7% (более ¾) от  всех занятых в сфере услуг.

Самую низкую долю занятых обеспечивает деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления. С одной стороны это вызвано с неофициальным, полутеневым  характером  занятости в этой сфере. Не всегда домашняя прислуга работает у своих хозяев на основе трудового контракта, более распространена практика устной договоренности  сторон. Также тяжело оценить и такой неформальный сектор занятости  как самостоятельно занятые в собственном подсобном хозяйстве (сами себе оказывающие транспортные услуги, швейные услуги и т.д.).

 

Рисунок 4. Структура занятых в сфере услуг в Казахстане в  2011 году.

 

Остальные отрасли услуг дают работу каждая - для 2-4% занятых в отрасли (рисунок 4). Сопоставление параметров доли в ВДС услуг и доли в общей численности занятых в сфере услуг показывает следующее: операции с недвижимым имуществом производят 8,7% от ВВП Казахстана и дают  16,7% стоимости , производимой сектором услуг, при этом  занято  здесь только 1,4% занятых в экономике или 3,2% от занятых в целом в секторе услуг, от есть здесь отдача от каждого занятого в результат деятельности отрасли выше , чем в других отраслях сферы услуг. Финансовая и страховая деятельность также дают больший вклад 3% - в ВВП  и 5,9% - в ВДС в целом сектора услуг, однако занято там всего 1,6% занятых в экономике или 2,4% занятых в секторе услуг. 

Оптовая и розничная торговля  одинаково лидирует как по обеспечению   занятости населения (14% от занятых в экономике), так и по показателю доли в ВВП (14% от ВВП в 2011 году).

Государственный сектор услуг, представленный в основном  образованием, здравоохранением, социальными услугами, государственным управлением и обороной; обязательное  социальное обеспечение дает существенно большую долю занятых, поэтому в Казахстане  услуги, оказываемые государственными органами и  бюджетными организациями имеют высокую социальную значимость.

Информация о работе Организация труда в сфере услуг