Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа
В настоящее время одной из важнейших проблем становления экономики в России является формирование рынка ценных бумаг. Международный опыт показывает, что в условиях рыночных отношений ценные бумаги выступают действенным механизмом распределения, перераспределения, а также аккумуляции временно свободных денежных средств и их направления в форме инвестиций в промышленное производство, торговлю или сферу услуг. Таким образом, рынок ценных бумаг является неотъемлемой составляющей системы функционирования механизма рыночной экономики.
Введение - 3 -
1. Общие положения об эмиссии ценных бумаг. - 6 -
1.1. Понятие эмиссии ценных бумаг. - 6 -
1.2. Понятие проспекта ценных бумаг. - 11 -
2.Процедура эмиссии ценных бумаг. - 18 -
2.1. Процедура эмиссии и ее этапы. - 18 -
2.2 Принятие решения о размещении ценных бумаг - 24 -
2.3 Утверждение решения о выпуске - 32 -
(дополнительном выпуске) ценных бумаг - 32 -
2.4 Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг - 33 -
2.5 Размещение ценных бумаг - 42 -
2.6. Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг. - 51 -
2.7.Отчет (уведомление) об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. - 52 -
Заключение - 56 -
Список литературы. - 58 -
Наиболее полно внутренняя природа, а также роль и значение какого-либо исследуемого явления раскрывается посредством изучения его функций и преследуемых целей.
Можно выделить следующие функции государственной регистрации выпуска ценных бумаг:
Подтверждающая
функция государственной
Во-первых, осуществление государственной регистрации для инвесторов означает, что уполномоченный регистрирующий орган проверил информацию, содержащуюся в представленных эмитентом документах, и считает ее полной. Под полнотой информации подразумевается соответствие представленных сведений перечню и объему данных, которые должны быть раскрыты в документах согласно закону и нормативным актам ФСФР России.
Факт государственной
Важным является вопрос об ответственности эмитента, его должностных лиц, а также государственных регистрирующих органов за информацию в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Статья 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит отсылочную норму об ответственности за полноту и достоверность информации в документах, представленных для регистрации выпуска ценных бумаг, эмитента и должностных лиц его органов управления (в том случае, если уставом и (или) внутренними документами на этих лиц возлагается обязанность отвечать за полноту и достоверность информации).
Указанный закон не предусматривает обязанности государственных органов проверять достоверность информации, представленной эмитентом, что вполне логично. Контроль соответствия действительности огромного массива сведений для регистрации выпуска ценных бу маг - непосильная задача для регистрирующих органов, влечет значительное удорожание государственного регулирования. В оценке сведений регистрирующие органы должны следовать принципу презумпции добросовестности и разумности действия участников гражданских правоотношений (п. 3 ст. 10 ГК РФ). Стандарты эмиссии указывают на то, что регистрирующие органы ответственны только за полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии ценных бумаг, но не за их достоверность. В связи с этим следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удостоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии государственной регистрации выпуска. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их выпуска11.
Значение фиксирующей функции состоит в закреплении в форме письменного документа основополагающей информации относительно предстоящей эмиссии ценных бумаг. Это в первую очередь совокупность прав, удостоверенных ценной бумагой, и условий осуществления их эмиссии.
Данные сведения содержатся в документах, представляемых эмитентом, — главным образом в решении о выпуске, проспекте эмиссии, актах органов управления эмитента. Часть из указанных документов (решение о выпуске и проспект ценных бумаг) проходит процедуру регистрации вместе с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг. После этого информация становится относительно стабильной: или не может быть изменена вовсе (как права из ценной бумаги), или изменение отдельных сведений допускается только в случае их предварительной регистрации. Условия первичного размещения ценных бумаг являются обязательными для соблюдения эмитентом и не могут быть изменены им по своему усмотрению без процедуры регистрации. Такой порядок придает эмиссионным отношениям большую стабильность и служит правовой гарантией инвесторам от произвольного пересмотра условий эмиссии.
П. 2.4.2. Стандартов
эмиссии устанавливает список документов,
которые необходимо предоставить для
государственной регистрации
Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган представляются дополнительные документы.
В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который подписывается финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, для государственной регистрации такого выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган дополнительно представляется меморандум.
Для государственной
регистрации выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг, не сопровождающегося
регистрацией проспекта ценных бумаг,
в регистрирующий орган дополнительно
представляется копия бухгалтерской
отчетности эмитента за последний завершенный
финансовый год и за последний
квартал, предшествующие дате представления
документов для государственной
регистрации выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг, срок представления
которой в соответствии с требованиями
федеральных законов уже
Важное значение также придается оригиналам документов, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Эти документы, прежде всего это решение о выпуске и проспект ценных бумаг ценных бумаг, по одному экземпляру хранятся в регистрирующем органе и выполняют своеобразную роль эталонов. При возникновении расхождений в содержании нескольких оригиналов решения о выпуске, истинным (имеющим большее юридическое значение) является экземпляр решения, который хранится у регистрирующего органа.
Верность копий документов, представляемых в соответствии с Стандартами в регистрирующий орган на бумажных носителях, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами РФ.
Документы на
государственную регистрацию
Регистрирующий
орган обязан осуществить государственную
регистрацию выпуска (дополнительного
выпуска) ценных бумаг или принять
мотивированное решение об отказе в
его государственной
На основании П. 2.4.11. Стандартов эмиссии регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или в проспект ценных бумаг, а также иные документы, представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, изменений и/или дополнений для приведения указанных документов в соответствие с требованиями законодательства РФ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Для исправления
допущенных нарушений регистрирующий
орган может приостановить
Охранительная функция заключается
в том, что государственная
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О рынке ценных бумаг» отказ в регистрации выпуска ценных бумаг является одной из форм недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг выполняет роль превентивной охранительной меры, обеспечивающей предотвращение нарушения прав инвесторов.
В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа.
Так же перечислены основания по которым не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций.
П. 2.4.18. стандартов
эмиссии устанавливает обстоятельства,
при которых не может быть осуществлена
государственная регистрация
Стандарты эмиссии
запрещают одновременно осуществлять
государственную регистрация
Информационная
функция государственной
Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется ФСФР.
Государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется путем присвоения выпуску государственного регистрационного номера (ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Порядок присвоения указанных номеров утвержден распоряжением ФСФР России от 26 февраля 1997 г. № 61-р.15 В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственный регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, идентифицирующий конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 11 Положения о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, утвержденного постановлением ФСФР России от 4 марта 1997 г. № 11, каждый регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена. ФСФР России на основании данных, представленных регистрирующими органами осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных и аннулированных им выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена (пункт 13 указанного Положения).
Фискальная функция эмиссии ценных бумаг находит свое проявление в следующем. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной регистрации выпуска предшествует уплата государственной пошлины. Порядок ее уплаты установлен Налоговым Кодексом РФ. Плательщиком налога является эмитент ценных бумаг, выпуск которых подлежит государственной регистрации. Объект налогообложения — номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.
Кроме этого, факт регистрации выпуска ценных бумаг обусловливает правомерность начала осуществления рекламы эмиссионных ценных бумаг. Так, ст. 36 ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает запрет на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг, а также предусматривает недействительность договоров на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация выпуска ценных бумаг является одним из условий правомерности их размещения, а также иных последующих действий, связанных с эмиссий ценных бумаг. Такой позиции придерживается, в частности, А.А. Маковская, которая отмечает, что для эмиссионных ценных бумаг необходимым условием их допуска в гражданский оборот является их регистрация в установленном законом порядке16.
Размещение ценных бумаг является одним из наиболее важных этапов процедуры эмиссии. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается их отчуждение эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Существенный элемент указанного определения - «отчуждение» свидетельствует о следующих аспектах размещения ценных бумаг:
Для того чтобы ценная бумага считалась размещенной, недостаточно появления гражданско-правовой обязанности из сделки, в результате исполнения которой у первого приобретателя возникнет право собственности. Необходимо реальное возникновение прав собственности. Такой результат достигается соблюдением нескольких условий, предусмотренных статьей 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг»: