Основные теории мотивации персонала и их практическая реализация на предприятии (на примере ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В процессе выполнения дипломной работы подлежат решению следующие задачи:
-дать общую характеристику ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод»;
-выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод»;
-провести анализ системы мотивации персонала в ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «САРАПУЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЙ ЗАВОД» 5
1.1. История создания, цели и задачи предприятия 5
1.2. Организационная структура управления предприятием 7
1.3. Основные виды деятельности 11
1.4. Характеристика персонала предприятия 17
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «САРАПУЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЙ ЗАВОД» 18
2.1. Анализ основных технико – экономических показателей 19
2.2. Анализ основных и оборотных средств предприятия 23
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 28
2.4. Анализ финансового результата деятельности предприятия и пути его улучшения 34
3. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В ОАО «САРАПУЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРНЫЙ ЗАВОД» 41
3.1. Теории мотивации персонала 41
3.1.1. Понятие и сущность мотивации 41
3.1.2. Содержательные теории мотивации 45
3.1.3. Процессуальные теории мотивации 54
3.2. Анализ практической реализации теорий мотивации в ОАО «СЭГЗ» 61
3.3. Разработка мероприятий по повышению вероятности реализации мотивационных установок персонала ОАО «СЭГЗ» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..87

Вложенные файлы: 1 файл

Основные теории мотивации персонала и их практическая реализация на предприятии на примере ОАО.doc

— 937.50 Кб (Скачать файл)

При общем премиальном  фонде 67500 руб. и показателя премирования 17,61, то премия работника равна З=67500*1,81/17,61 = 6938 руб.

Проведем экономическое  обоснование представленных мероприятий. При этом необходимо отметить, что  точно определить экономический  эффект от реализации мероприятий станет возможным только по итогам внедрения мероприятий на протяжении не менее одного года. Возможность повышения рентабельности продаж будет обеспечена за счет выбора менеджерами клиентов, обеспечивающих более высокую выручки при одновременном снижении расходов на продажу. При этом менеджеры будут стремиться получить наивысшую оценку по шкалам таблицы 25. В настоящее время рентабельность продаж составляет 12,56%. Если рентабельность составит 13% или превысит данное значение, то менеджер получает более высокий оценочный балл по шкале таблицы 25. Поэтому в процессе прогнозирования прибыли примем, что менеджеры достигли показателя рентабельности, равного 13%. Кроме того, менеджеры будут стремиться к перевыполнению плана с целью получения наивысшего показателя оценки по фактору – выполнение плана продаж (см. таблицу 25). В процессе прогнозирования примем перевыполнения плана продаж минимум на 5%.  Данное значение основано на мнении автора Яковлева Р.А. [9], который отмечает, что разработка мероприятий по совершенствованию мотивации персонала сбытовых служб позволяет увеличить объемы продаж на 5-10%.

Рассмотрим  - насколько  вырастет прибыль предприятия при  повышении рентабельности продаж с  существующих в настоящее время 12,56% до 13% и перевыполнении плана по продажам на 10% (соответствует 2 баллам по шкале таблицы 25). Итак, при увеличении выручки до 2004324 х 1,1 = 2204756 тыс. руб. и рентабельности продаж до 13% прибыль от продаж составит: 2204756 х 0,13 = 286618  тыс. руб., что больше прибыли отчетного года на 286618 – 251739 = 34879 тыс. руб. (см. данные таблицы 26).

Таблица 26

Резерв роста выручки  и прибыли от продаж за счет реализации

мероприятий

Наименование

До реализации мероприятий

После реализации мероприятий

Изменение

Выручка от продаж, тыс. руб.

2004324

2204756

200432

Прибыль от продаж, тыс. руб.

251739

286618

34879

Рентабельность продаж, %

12,56

13,0

0,44


 

Таким образом, налицо материальная заинтересованность работника в  конечных результатах своего труда  и эффективность работы отдела сбыта будет выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выполненная дипломная  работа посвящена актуальной теме исследования теории и практики мотивации персонала предприятия. Хозяйствующим субъектом, деятельность которого исследована в процессе выполнения дипломной работы, выступило ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод».

Основными видами деятельности ОАО «СЭГЗ» являются:

-разработка, производство, испытание, ремонт и утилизация  авиационной, космической  и  иной военной техники и вооружений;

-разработка, производство, испытание и ремонт гражданской продукции;

-разработка и производство  товаров народного потребления;

-выполнение работ  научно-исследовательского, опытно - конструкторского, конструкторско-технологического и производственно-хозяйственного характера по договорам и соглашениям с заказчиками;

-контроль, управление  и координация деятельности дочерних  обществ;

-оказание платных  услуг населению;

-другие  виды хозяйственной   деятельности,  в  том  числе  с использованием драгметаллов, за исключением запрещенных законодательными актами Российской Федерации.

ОАО «Сарапульский электрогенераторный  завод» серийно производит практически  для всех видов летательных аппаратов  бортовые системы энергоснабжения постоянным и переменным током, а также светотехнические приборы наружного и внутрифюзеляжного применения.

Как показывают данные анализа, если в 2008 году отмечен прирост объема реализации продукции и товаров, то в 2009 году спад объемов реализации составил 22,40%, что связано с негативным влиянием на деятельность предприятия финансово – экономического кризиса. При этом необходимо отметить, что спад объемов реализации в основном затронул гражданскую продукцию предприятия, по которой снижение продаж в 2009 году составило 45,10%. Спад объемов производства и реализации авиационной техники составил в 2009 году 10,65%.

Проведенное исследование теорий мотивации позволяет сделать  вывод, что в процессе анализа  практической реализации теорий мотивации  в ОАО «СЭГЗ» необходимо использовать следующие мотивационные установки: установка на успех; установка на власть и лидерство; установка на профессионализм;  установка на материальные блага.

Как показывают данные анализа, у отдельных доминирующих мотивационных установок вероятность реализации установки недостаточна (50% и менее). Так у доминирующей установки «Установка на материальные блага» вероятность реализации равна 42%, а у доминирующей установки «Установка на профессионализм» вероятность реализации равна 50%.

Как показали результаты анализа, наиболее значимой мотивационной  установкой работников ОАО «СЭГЗ» является «Установка на материальные блага». Оплата труда во многом предопределяет заинтересованность в труде работников, доминирующим мотивом которых является получение материальных благ. Она может служить действенным стимулом, если ее размер связан, по мнению работников ОАО «СЭГЗ», с достигаемыми результатами в различных сферах трудовой деятельности.

В качестве подразделения, для которого будут разрабатываться  мероприятия по увеличению вероятности реализации доминирующей мотивационной установки «Установка на материальные блага» выберем одно из ключевых подразделений – отдел сбыта. Для разработки многофакторной модели из ранжированного ряда отберем следующие факторы: скорость оборота дебиторской задолженности; выполнение плана продаж; рентабельность продаж; выполнение  нормативов остатков готовой продукции на складе. В результате разработки мероприятий будет обеспечен резерв роста выручки 200432 тыс. руб., а прибыли от продаж 34879 тыс. руб.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 560 с.
  2. Каверин С.Б. Мотивация труда. М., 2008 – 118 с.
  3. Герчиков В.И.  Мотивация и стимулирование труда в новых условиях. М.: Кнорус, 2009. – 117 с.
  4. Десслер Г.  Система мотивации персонала. М., 2007.  – 340 с.
  5. Гришина Н.В. Теория и практика мотивации персонала. -  СПб.: ПИТЕР, 2006.  - 240 с.
  6. Крюкова Е.И. Материальная и нематериальная мотивация персонала в регионах. М., 2007. – 85 с.
  7. Темницкий А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации. М., 2006. – 50 с.
  8. Михайлов Б.Ф. Мотивация и стимулирование труда. - М.: Феникс, 2010. – 250 с.
  9. Яковлев Р.А. Эффективная мотивация персонала. -  М.: ИНФРА-М, 2008. – 110 с.
  10. Павленко В.Л. Мотивация и стимулирование труда. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2003. – 35 с.
  11. Трудовой Кодекс РФ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2001 года (ред. от 30.04.2010). 
  12. Федеральный закон от 26.12.1995 года. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 27.10.2010).
  13. Беляцкий Н.П., Велесько СЕ. Управление персоналом: Учебное пособие. - Минск: Экоперспектива, 2007. - 320 с.
  14. Базаров Т.Ю. Управление персоналом.  - М., 2007. -224 с.
  15. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. – 115 с.
  16. Губанов С. Система организации и поощрения труда. М., 2006. – 160 с.
  17. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 623 с.   
  18. Демченко А.А., Задоркин В.И., Скляров В.Ф. Управление персоналом. -  М., 2005. – 125 с.
  19. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. — 4-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2005. - 720 с.
  20. Кибанов А.Я.  Управление персоналом организации. – М.: Инфра, 2003.  – 322 с.
  21. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Учебное пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 2005. – 435 с.
  22. Мескон. М. и др. Основы менеджмента — М.: Дело, 2005. – 457 с.
  23. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. М., 2007. – 422 с.
  24. Прыткин Б. В., Прыткина Л. В., Эриашвили Н. Д., Усман 3. А. Общий курс менеджмента / Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. – 256 с.
  25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М., 2006 – 720 с.
  26. Финансовый менеджмент / Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2005. – 410 с.
  27. Финансовая стратегия в управлении предприятием / Под ред. Титова В.В., Коробковой З.В.. Новосибирск, 2007. – 653 с.
  28. Шеремет А.Д.  Методика финансового анализа предприятия. М., 2003. – 560 с.
  29. Шибутани Т. Управление персоналом. – М.: Дело, 2010. – 312 с.
  30. Экономический анализ / Под редакцией Камаева В.Д. М., 2006. – 600 с.

Информация о работе Основные теории мотивации персонала и их практическая реализация на предприятии (на примере ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод