Основы функционирования свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы - ознакомиться с основами функционирования свободных экономических зон и понять их роль в развитии национальных экономик.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определяющих логику и структуру работы:
Определить основные цели и условия функционирования свободных экономических зон;
Проследить основные этапы эволюции свободных экономических зон;
Рассмотреть различные типы свободных экономических зон и дать подробную характеристику каждого из них.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Методологические основы функционирования свободных экономических зон 4
1.1. История развития свободных экономических зон 4
1.2. Понятие СЭЗ 7
1.3. Причины и цели создания СЭЗ 11
Глава 2. Типология СЭЗ 17
2.1. Классификация по функциональному признаку 17
2.2. Классификация по степени интеграции в экономику 24
2.3. Классификация по организационным критериям 26
Глава 3. Практика функционирования СЭЗ 28
3.1. СЭЗ в развитых странах 28
3.2. СЭЗ в развивающихся странах 30
3.3. СЭЗ в России 31
Заключение 39
Список использованной литературы и интернет-ресурсов 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Одно из определений  экспортно-производственных зон, предложенное Всемирным банком (1992), характеризует их как встроенные в территорию страны промышленные платформы, специализирующиеся на экспортно-ориентированном обрабатывающем производстве и предлагающие фирмам, зарегистрированным в ЭПЗ режим беспошлинной торговли, либеральное налоговое и иное регулирование5. Другое определение, данной Международной организацией труда (1998), описывает ЭПЗ как промышленные зоны со специальной системой льгот для привлечения иностранных инвесторов, где импортируемые материалы подвергаются определенной переработке, а затем реэкспортируются.

Эксперты ООН (1993) также дают определение ЭПЗ которое не может быть распространено на все виды свободных экономических зон, хотя и подчеркивают некоторые их характерные черты – экспортную направленность и льготный режим функционирования предприятий: «Свободные экономические зоны – это обособленные районы, представляющие часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот»6.

В современных теоретических  работах экономистов и правоведов, посвященных проблемам свободных  экономических зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства, которая представляет собой ограниченную территорию (как внутри одной страны, так и групп стран), на которой действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, что создает условия для решения внешнеторговых, социальных, общеэкономических и научно-технических задач. При таком подходе свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

В плане конкретной формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют экономические льготы для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, налогового, арендного, валютного, визового режима и т. д.), что позволяет обеспечить условия для расширения инвестиций, ускоренного экономического развития7. В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы, действующие в СЭЗ.

При всем разнообразии свободных  экономических зон в мире и  их теоретических концепций суть данного явления состоит в  следующем: создании на определенном участке  территории страны экономического оазиса, имеющего беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связанного с мировым рынком.

Таким образом, свободная экономическая зона представляет собой относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»8 трактует понятие «особая экономическая зона» аналогичным образом: особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Несмотря на разнообразие свободных экономических зон  в мире, можно выделить несколько  универсальных характерных черт, присущих любой особой зоне.

1. Применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для инвестиций и ведения бизнеса. К их числу относятся:

- таможенные льготы - снижение или отмена экспортно-импортных  таможенных пошлин, упрощенный порядок  проведения внешнеторговых операций;

- налоговые льготы, связанные  с налоговым стимулированием  конкретных видов деятельности (могут  затрагивать различные аспекты  налогообложения - порядок исчисления  налоговой базы (прибыль или доход,  стоимость имущества и т.д.)), отдельные  ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт); пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения - так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов. Наиболее типичными налоговыми льготами в действующих в различных странах мира свободных экономических зонах являются освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет с момента получения первой прибыли;

- финансовые преференции,  включающие различные формы государственных  субсидий, предоставляемых как в  прямом виде - за счет бюджетных  средств и преференциальных государственных  кредитов, так и косвенно - в виде  снижения цен на коммунальные  услуги, арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.;

- административные льготы, упрощающие процедуры регистрации  предприятий и лицензирования  на территории особой экономической  зоны, льготный визовый режим  въезда-выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2-3 лет деятельности предприятия в особой зоне.

2. Наличие локальной,  относительно обособленной системы  органов управления зоной, наделенных  правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

3. Всесторонняя поддержка  проекта свободной экономической  зоны центральной, региональной  и местной государственной властью.

4. Максимальная открытость  свободной экономической зоны  вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.

В результате применения комплекса льгот норма прибыли  в свободной экономической зоне в мировой практике составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные  компании получают в азиатских особых экономических зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (считается нормальным для свободных зон, когда эти сроки не превышают 4-5 лет) 9.

При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в свободной экономической зоне, достаточно индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением свободной зоны и реализуемыми на ее территории программами.

Важно, что в последние 5-7 лет во многих странах наблюдается  тенденция к усилению косвенных рычагов регулирования деятельности свободных экономических зон при одновременном снижении прямого регулирования и государственного участия, в том числе бюджетного финансирования, субсидий, безвозмездных кредитов и т.д.

1.3. Причины и цели создания СЭЗ

Общая цель создания СЭЗ  - способствовать решению наиболее важных макроэкономических задач, а  именно: ускорить темпы экономического роста, модернизировать промышленность и насытить внутренний рынок высококачественными  товарами и услугами, повысить уровень занятости в стране и квалификацию рабочей силы.

Цели создания конкретных СЭЗ всегда зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей и реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в районах, подверженных экономической депрессии, на выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, нежели в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной  целью создавались СЭЗ и в  ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при  создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. Нередко деятельность СЭЗ в этой группе стран ориентирована на выполнение отдельных стратегических задач, таких, как повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, отход от экспортно-сырьевой специализации в международных связях, повышение степени интегрирования экономики в мировое хозяйство и т.п.

В числе приоритетных целей, стоящих перед различными типами СЭЗ в развивающихся странах, ставится задача достижения модернизирующего эффекта на национальную экономику. Такое воздействие СЭЗ, например, через демонстрационные и обучающие эффекты, связано с распространением инновационных элементов организационной культуры за пределы страны (через межфирменные связи, личные контакты или прессу). Именно поэтому страны могут организовывать СЭЗ даже тогда, когда с экономической точки зрения они менее прибыльны, чем другие инвестиционные проекты. Для многих развивающихся стран даже косвенные модернизирующие эффекты СЭЗ важны, так как они могут способствовать подъему предпринимательской культуры и влиять на становление новых технологических укладов.

В странах с  переходной экономикой цели создания СЭЗ во многом похожи на цели развивающихся стран. Так, например, образование СЭЗ в России было призвано решать такие задачи, как привлечение в экономику страны иностранного капитала, технологий и новых форм организации труда; формирование рыночной структуры для расширения внешнеэкономических связей; развитие экспортной базы и рост валютных поступлений; ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и «ноу-хау» и др.

Таким образом, цели создания СЭЗ в разных группах стран, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические цели создания СЭЗ:

  • активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;
  • привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;
  • повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности;
  • увеличение экспорта и рационализация импорта;
  • рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные  цели:

  • создание новых рабочих мест, рост занятости населения;
  • обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта;
  • насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;
  • рост благосостояния и уровня жизни населения;
  • ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.

Научно-технические цели создания СЭЗ направлены на:

  • активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
  • ускорение внедрения результатов НИОКР;
  • концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
  • повышение эффективности используемых производственных мощностей.

На основе анализа  опыта многих стран, где были созданы  особые экономические зоны, можно  утверждать: есть некоторые объективные  предпосылки их организации и  успешного функционирования, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проекта особой зоны, либо к неадекватным экономическим результатам ее деятельности. К числу таких фундаментальных условий можно отнести следующие.

1. Благоприятное  транспортно-географическое положение  по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций. Как показывает практика, неэффективно создавать свободные экономические зоны в глубинных регионах крупных стран, отделенных от пересечений крупных транспортных сетей национального и международного масштаба.

2. Наличие на  территории будущей особой экономической  зоны развитой производственной  и социальной инфраструктуры. В  нее входят объекты водо- и  энергоснабжения, дороги, современные  средства связи, развитая транспортная  сеть и сфера сервиса, гостиницы, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и т.д. Причем, как правило, создание такой инфраструктуры для будущих инвесторов - задача самой страны-организатора особой экономической зоны.

Возведение  объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний, что усиливает нагрузку на государственный и региональный бюджеты. В среднем для нормального обустройства 1 км2 территории свободной таможенной зоны требуется 10-15 млн долл., для обустройства 1 км2 экспортно-производственной зоны – 40-45 млн долл10.

Информация о работе Основы функционирования свободных экономических зон