Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель написания данной работы - ознакомиться с основами функционирования свободных экономических зон и понять их роль в развитии национальных экономик.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определяющих логику и структуру работы:
Определить основные цели и условия функционирования свободных экономических зон;
Проследить основные этапы эволюции свободных экономических зон;
Рассмотреть различные типы свободных экономических зон и дать подробную характеристику каждого из них.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Методологические основы функционирования свободных экономических зон 4
1.1. История развития свободных экономических зон 4
1.2. Понятие СЭЗ 7
1.3. Причины и цели создания СЭЗ 11
Глава 2. Типология СЭЗ 17
2.1. Классификация по функциональному признаку 17
2.2. Классификация по степени интеграции в экономику 24
2.3. Классификация по организационным критериям 26
Глава 3. Практика функционирования СЭЗ 28
3.1. СЭЗ в развитых странах 28
3.2. СЭЗ в развивающихся странах 30
3.3. СЭЗ в России 31
Заключение 39
Список использованной литературы и интернет-ресурсов 40
Одно из определений экспортно-производственных зон, предложенное Всемирным банком (1992), характеризует их как встроенные в территорию страны промышленные платформы, специализирующиеся на экспортно-ориентированном обрабатывающем производстве и предлагающие фирмам, зарегистрированным в ЭПЗ режим беспошлинной торговли, либеральное налоговое и иное регулирование5. Другое определение, данной Международной организацией труда (1998), описывает ЭПЗ как промышленные зоны со специальной системой льгот для привлечения иностранных инвесторов, где импортируемые материалы подвергаются определенной переработке, а затем реэкспортируются.
Эксперты ООН (1993) также дают определение ЭПЗ которое не может быть распространено на все виды свободных экономических зон, хотя и подчеркивают некоторые их характерные черты – экспортную направленность и льготный режим функционирования предприятий: «Свободные экономические зоны – это обособленные районы, представляющие часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот»6.
В современных теоретических
работах экономистов и
В плане конкретной формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют экономические льготы для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, налогового, арендного, валютного, визового режима и т. д.), что позволяет обеспечить условия для расширения инвестиций, ускоренного экономического развития7. В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы, действующие в СЭЗ.
При всем разнообразии свободных экономических зон в мире и их теоретических концепций суть данного явления состоит в следующем: создании на определенном участке территории страны экономического оазиса, имеющего беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связанного с мировым рынком.
Таким образом, свободная экономическая зона представляет собой относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»8 трактует понятие «особая экономическая зона» аналогичным образом: особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Несмотря на разнообразие
свободных экономических зон
в мире, можно выделить несколько
универсальных характерных
1. Применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для инвестиций и ведения бизнеса. К их числу относятся:
- таможенные льготы -
снижение или отмена экспортно-
- налоговые льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности (могут затрагивать различные аспекты налогообложения - порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.)), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт); пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения - так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов. Наиболее типичными налоговыми льготами в действующих в различных странах мира свободных экономических зонах являются освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет с момента получения первой прибыли;
- финансовые преференции,
включающие различные формы
- административные льготы,
упрощающие процедуры
2. Наличие локальной,
относительно обособленной
3. Всесторонняя поддержка
проекта свободной
4. Максимальная открытость свободной экономической зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.
В результате применения комплекса льгот норма прибыли в свободной экономической зоне в мировой практике составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских особых экономических зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (считается нормальным для свободных зон, когда эти сроки не превышают 4-5 лет) 9.
При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в свободной экономической зоне, достаточно индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением свободной зоны и реализуемыми на ее территории программами.
Важно, что в последние 5-7 лет во многих странах наблюдается тенденция к усилению косвенных рычагов регулирования деятельности свободных экономических зон при одновременном снижении прямого регулирования и государственного участия, в том числе бюджетного финансирования, субсидий, безвозмездных кредитов и т.д.
Общая цель создания СЭЗ - способствовать решению наиболее важных макроэкономических задач, а именно: ускорить темпы экономического роста, модернизировать промышленность и насытить внутренний рынок высококачественными товарами и услугами, повысить уровень занятости в стране и квалификацию рабочей силы.
Цели создания конкретных СЭЗ всегда зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей и реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в районах, подверженных экономической депрессии, на выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, нежели в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Со сходной целью создавались СЭЗ и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. Нередко деятельность СЭЗ в этой группе стран ориентирована на выполнение отдельных стратегических задач, таких, как повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, отход от экспортно-сырьевой специализации в международных связях, повышение степени интегрирования экономики в мировое хозяйство и т.п.
В числе приоритетных целей, стоящих перед различными типами СЭЗ в развивающихся странах, ставится задача достижения модернизирующего эффекта на национальную экономику. Такое воздействие СЭЗ, например, через демонстрационные и обучающие эффекты, связано с распространением инновационных элементов организационной культуры за пределы страны (через межфирменные связи, личные контакты или прессу). Именно поэтому страны могут организовывать СЭЗ даже тогда, когда с экономической точки зрения они менее прибыльны, чем другие инвестиционные проекты. Для многих развивающихся стран даже косвенные модернизирующие эффекты СЭЗ важны, так как они могут способствовать подъему предпринимательской культуры и влиять на становление новых технологических укладов.
В странах с переходной экономикой цели создания СЭЗ во многом похожи на цели развивающихся стран. Так, например, образование СЭЗ в России было призвано решать такие задачи, как привлечение в экономику страны иностранного капитала, технологий и новых форм организации труда; формирование рыночной структуры для расширения внешнеэкономических связей; развитие экспортной базы и рост валютных поступлений; ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и «ноу-хау» и др.
Таким образом, цели создания СЭЗ в разных группах стран, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические.
Экономические цели создания СЭЗ:
Социальные цели:
Научно-технические цели создания СЭЗ направлены на:
На основе анализа опыта многих стран, где были созданы особые экономические зоны, можно утверждать: есть некоторые объективные предпосылки их организации и успешного функционирования, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проекта особой зоны, либо к неадекватным экономическим результатам ее деятельности. К числу таких фундаментальных условий можно отнести следующие.
1. Благоприятное
транспортно-географическое
2. Наличие на
территории будущей особой
Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний, что усиливает нагрузку на государственный и региональный бюджеты. В среднем для нормального обустройства 1 км2 территории свободной таможенной зоны требуется 10-15 млн долл., для обустройства 1 км2 экспортно-производственной зоны – 40-45 млн долл10.
Информация о работе Основы функционирования свободных экономических зон