Основы функционирования свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы - ознакомиться с основами функционирования свободных экономических зон и понять их роль в развитии национальных экономик.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определяющих логику и структуру работы:
Определить основные цели и условия функционирования свободных экономических зон;
Проследить основные этапы эволюции свободных экономических зон;
Рассмотреть различные типы свободных экономических зон и дать подробную характеристику каждого из них.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Методологические основы функционирования свободных экономических зон 4
1.1. История развития свободных экономических зон 4
1.2. Понятие СЭЗ 7
1.3. Причины и цели создания СЭЗ 11
Глава 2. Типология СЭЗ 17
2.1. Классификация по функциональному признаку 17
2.2. Классификация по степени интеграции в экономику 24
2.3. Классификация по организационным критериям 26
Глава 3. Практика функционирования СЭЗ 28
3.1. СЭЗ в развитых странах 28
3.2. СЭЗ в развивающихся странах 30
3.3. СЭЗ в России 31
Заключение 39
Список использованной литературы и интернет-ресурсов 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Для создания инфраструктуры во многих развивающихся странах  создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными, финансируемыми за счет бюджетных средств или государственных кредитов, или частными, получающими поддержку администрации зоны. Компании развития осуществляют перспективное планирование развития СЭЗ, представляют их хозяйственные интересы внутри страны и за рубежом. Они проводят рекламу и мероприятия по привлечению инвестиций, объявляют и проводят торги на размещение новых производств, организуют привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляют строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры и др.

В редких случаях создание свободных экономических зон целесообразно в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовывать стратегические общегосударственные программы (такие как укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны, создание машиностроительных комплексов и др.). Подобную политику размещения СЭЗ проводят Аргентина, Бразилия, Индонезия, Мексика, Чили и другие страны.

3. В целом  благоприятный инвестиционный климат в стране, который зависит от политической стабильности, размера налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе. Нередко инвестиционный климат становится решающим условием в привлечении иностранных инвестиций даже в тех развивающихся странах, в которых СЭЗ не обеспечены в достаточной степени необходимыми природными ресурсами и которые не представляют инвесторам достаточный набор льгот.

4. Развитая и  стабильная правовая основа особой  экономической зоны – правовые акты, в которых определены цели, задачи, порядок управления зоной, объем различных льгот, предоставляемых иностранному и национальному капиталу, регулирование иностранных инвестиций и т.п. В восточно-европейских странах, странах СНГ, включая Россию, правовой основой служат законы высших законодательных органов о свободных экономических зонах и соответствующие постановления правительства по конкретным зонам. В США по наиболее значимым для страны СЭЗ решения принимает конгресс США, по менее важным – правительства штатов. В большинстве развивающихся стран правовой основой СЭЗ также служат законы, которые позднее подкрепляются декретами и постановлениями правительств.

5. Наличие специальных органов управления особой экономической зоной, а также четкое разделение их полномочий и сферы ответственности с другими органами центральной, региональной и местной власти. Выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п.

Высшим органом  власти в свободной экономической  зоне является представительная власть, в рамках которой на правах самостоятельного структурного подразделения создается  администрация зоны. В некоторых  странах для управления зоной привлекаются коммерческие организации, но обязательно под контролем государства.

6. Кадровые ресурсы - наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы. В особенности это условие важно для экспортно-производственных зон.

7. Адекватный уровень инвестиционного барьера - т.е. того размера финансовых средств, которые инвестор должен вложить в развитие особой экономической зоны за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях.

8. Предоставление инвесторам, в том числе и иностранным, четких государственных гарантий сохранности их инвестиций и иного имущества, расположенного на территории особой зоны.

Многие специалисты отмечают также, что важным условием и требованием к размещению СЭЗ является наличие территорий, располагающих уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом для организации производств. Так, создание предприятий тяжелой промышленности в СЭЗ отдельных стран связано с их природными богатствами. Например, в экспортно-производственной зоне Тринидада и Тобаго преобладает переработка нефти; в Германии предприятия СЭЗ занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий; в свободных экономических зонах ОАЭ действует целый ряд химических и нефтехимических предприятий. И все же следует отметить, что политика правительств в указанных трех случаях была направлена не столько на развитие тяжелой промышленности в своих экономических зонах, сколько на создание экспортно-промышленных зон на основе уже существующих предприятий тяжелой промышленности.

Одна из характерных  черт промышленного развития большинства  СЭЗ заключается в том, что  иностранные компании – резиденты СЭЗ, осуществляющие на их территории хозяйственную деятельность, стремятся к минимальному использованию местных природных ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприятиями принимающей стороны объясняются закрытым характером свободных экономических зон, профилем действующих в них предприятий и относительно неразвитым потенциалом национальных поставщиков.

В то же время  многие иностранные компании, функционирующие в развивающихся странах на обычных условиях, весьма охотно используют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их основе. Некоторые из них создали крупную перерабатывающую промышленность на основе местного сырья – хорошо оборудованные и организованные предприятия, которые действуют в принимающих странах в течение многих десятилетий, т.е. до создания первых СЭЗ.

Вот почему такие  компании не нуждаются в использовании  возможностей недавно созданных свободных экономических зон. Кроме того, перерабатывающие предприятия, использующие местное сырье, как правило, находятся недалеко от их источников, тогда как экспортно-промышленные зоны обычно формируются вблизи крупных населенных пунктов или промышленных центров.

 

Создание СЭЗ  рассматривается их учредителями как  важное звено в реализации принципов  открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и  активизацией внешнеэкономической  деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время  образование СЭЗ может означать то, что страна не желает полностью  открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получили название «налоговая революция». СЭЗ в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Фактически они представляют собой своеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

 

Глава 2. Типология СЭЗ

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности  той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. В работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения относительно определения и типологии свободных экономических зон. В научной литературе выделяют до 30 разновидностей СЭЗ. Специфика СЭЗ определяется:

    • месторасположением, конфигурацией, размером территории СЭЗ;
    • наличием и качеством производственных ресурсов;
    • особенностями природных, экономических и других условий функционирования СЭЗ;
    • задачами, которые государство ставило при ее создании;
    • функциями, которые оно делегировало зоне для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;
    • видом хозяйственной деятельности, разрешенной государством в СЭЗ;
    • национальной принадлежностью территории и другим.

Обобщение всех выше названных показателей и выбор основополагающих позволяет осуществить классификацию СЭЗ по четырем основным критериям:

    • по выполняемым ими функциям;
    • степени интеграции в экономику;
    • способу организации;
    • характеру собственности.

2.1. Классификация  по функциональному признаку

2.1.1. Торговые зоны

Торговые зоны существуют в форме зон свободной торговли, свободных таможенных зон, бондовых складов, складских зон, свободных  портов и магазинов беспошлинной торговли.

Зоны свободной  торговли (ЗСТ) являются одной из простейших форм СЭЗ. Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII—XVIII вв. ЗСТ представляют собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли. Эти цели достигаются за счет того, что ввозимые в ЗСТ товары, предназначенные для реэкспорта, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, квот и других видов финансового контроля.

Товарная продукция иностранного производства, ввезенная в зону свободной торговли для потребления и использования в пределах ее границ, считается импортом и облагается таможенными пошлинам. После ввоза в зону на эти товары распространяются все принятые в зоне экспортные льготы. Товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве, также облагаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, произведенные непосредственно в ЗСТ. Однако в большинстве развитых стран приняты законы, предусматривающие снижение таможенного тарифа на импортные товары, которые с использованием локальных компонентов.

Основные функции  ЗСТ – это ввоз, хранение, сортировка и перевалка товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная доработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. Все товары, продаваемые в ЗСТ, могут быть реализованы только оптом. Розничная торговля допускается лишь для экипажей и пассажиров морских и воздушных судов. Эти зоны не требуют значительных инвестиций и быстро окупают затраченные средства.

Наибольшее  развитие ЗСТ получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом  США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана по крайней мере одна внешнеторговая свободная зона.

Разновидностью  торговых зон являются свободные  таможенные зоны – ограниченные участки  таможенной территории страны, где  устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Создаются они для активизации внешнеэкономической деятельности.

Согласно таможенным кодексам различных стран в свободной  таможенной зоне иностранные товары размещаются и используются без  взимания таможенных пошлин и налогов, а национальные товары – на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. Они, как правило, создаются в морских и речных портах, воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для незначительной доработки промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, а также складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр.

Несмотря на выгоды, получаемые от снижения таможенных пошлин, больших сроков хранения импортных товаров, а также экономии на накладных расходах, возможности подобных зон в развитии экспортного производства и вовлечении в него национальных материальных и трудовых ресурсов весьма ограничены. Свободные таможенные зоны получили широкое распространение в основном в развитых странах.

К числу простейших зон свободной торговли можно  отнести магазины беспошлинной торговли («дьюти фри»), действующие в международных  аэропортах, на морских судах и в самолетах. Они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Товары в них реализуются без взимания таможенной пошлины и налогов. Продавать товары в этих магазинах разрешается только в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.

Первый в  мире магазин беспошлинной торговли был открыт Бренданом О’Реганом  в аэропорту Шеннон в Ирландии в 1947 году и работает до сих пор. Созданный  для обслуживания пассажиров, путешествующих между Европой и Северной Америкой, самолеты которых останавливались для дозаправки, он немедленно добился успеха и был скопирован по всему миру.

 

2.1.2. Торгово-производственные зоны 

Торгово-производственные зоны представляют собой часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Торгово-производственные зоны относятся к зонам второго  поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них  стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Зоны этого типа делятся по признаку преобладающих рынков сбыта на зоны замещения импорта (ориентация на внутренний рынок страны), экспортные зоны (ориентация на внешние рынки) и экспортно-импортозамещающие зоны (смешанный тип).

Информация о работе Основы функционирования свободных экономических зон