Основы функционирования свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы - ознакомиться с основами функционирования свободных экономических зон и понять их роль в развитии национальных экономик.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определяющих логику и структуру работы:
Определить основные цели и условия функционирования свободных экономических зон;
Проследить основные этапы эволюции свободных экономических зон;
Рассмотреть различные типы свободных экономических зон и дать подробную характеристику каждого из них.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Методологические основы функционирования свободных экономических зон 4
1.1. История развития свободных экономических зон 4
1.2. Понятие СЭЗ 7
1.3. Причины и цели создания СЭЗ 11
Глава 2. Типология СЭЗ 17
2.1. Классификация по функциональному признаку 17
2.2. Классификация по степени интеграции в экономику 24
2.3. Классификация по организационным критериям 26
Глава 3. Практика функционирования СЭЗ 28
3.1. СЭЗ в развитых странах 28
3.2. СЭЗ в развивающихся странах 30
3.3. СЭЗ в России 31
Заключение 39
Список использованной литературы и интернет-ресурсов 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны. Взамен была предложена концепция формирования микро-зон — разновидностей свободных  таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция  закрытия ранее созданных СЭЗ  путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

• выражение опасения, что будет образовано слишком  большое число различных СЭЗ;

• высказывалось мнение, что СЭЗ — это «черные дыры»  российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрация криминогенных  элементов и других негативных явлений;

• констатировалось уменьшение управляемости СЭЗ со стороны  центральных властей, их чрезмерная самостоятельность и формирование новых региональных элит.

Несмотря на сдерживание  процессов развития СЭЗ сверху, тенденция  к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур, таких СЭЗ, как «Находка», «Янтарь» (Калининградская область), способствовала тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т.п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Этот Закон определяет правовые и экономические основы создания и функционирования особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации.

Усилилась тенденция  по созданию «налоговых убежищ». В результате в России возникли спецзоны оффшорного типа. Первая из них зона экономического благоприятствования — «Ингушетия»  просуществовала до июля 1997 г. Функционирует так называемый налоговый оазис Калмыкии, предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.

В апреле 1997 г. Государственная  Дума приняла Федеральный закон  «О свободных экономических зонах».

СЭЗ в этом документе  определяется как ограниченный участок  таможенной территории РФ, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Особый режим предусматривает беспошлинный порядок ввоза товаров в СЭЗ, налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования. СЭЗ, как декларируется в Законе, создаются в целях развития экспортного потенциала, Российской Федерации, увеличения поступлений валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новой техники и технологий.

На сегодняшний день функционирование свободных экономических  зон в России регулируется на основании  федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: типов:

1) промышленно-производственные  особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие  особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые зоны

На данный момент существуют 24 особые экономические зоны: 4 промышленно-производственные, 4 технико-внедренческие (или инновационные), 13 туристических и 3 портово-логистические.

Туристические особые экономические  зоны расположены в Приморском, Алтайском и Ставропольском краях, Калининградской и Иркутской областях, Республиках Алтай и Бурятия. Шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в Южном федеральном округе.

Портовые особые экономические  зоны созданы в Ульяновской области (аэропортовая ОЭЗ), Мурманской области и Хабаровском крае (морские портовые ОЭЗ).

Под промышленно-производственной особой экономической зоной понимается участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку продукции, а также ее реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Такие зоны созданы на территории Липецка и Елабуги.

Технико-внедренческой  особой экономической зоной признают участки территории (количеством  не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты  вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Такие зоны размещены в Дубне (Московская область), Зеленограде (административный округ Москвы), Санкт-Петербурге, Томске и Свердловской области («Тиатновая долина»).

Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих - организации и предприниматели.

Вопросы налогообложения  резидентов ОЭЗ урегулированы ст. 36 Закона N 116-ФЗ и законодательством Российской Федерации по налогам и сборам. Именно в вопросах налогообложения содержатся основные различия между промышленно-производственными и технико-внедренческими особыми экономическими зонами.

Резиденты особых экономических  зон с марта 2006 г. на пять лет освобождаются  от всех местных налогов. До этого  должны быть приняты законы субъектов  Российской Федерации и соответствующие  нормативные акты муниципальных  образований, освобождающие резидентов ОЭЗ от всех местных налогов - земельного налога, транспортного налога и налога на прибыль в части, которая идет в местный бюджет (4%).

Согласно действующему законодательству в течение пяти лет с момента постановки на учет резидент ОЭЗ освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации. Подобная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ). Его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Эта льгота будет применяться лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки.

Налоговые послабления  для резидентов ОЭЗ касаются и налога на прибыль. Ускоренная амортизация предусмотрена для резидентов промышленно-производственных особых экономических зон. В отношении основных средств к общей норме амортизации такие налогоплательщики могут применять специальный коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также им предоставлено право перенести убытки предыдущего налогового периода на текущий год, в то время как остальные налогоплательщики могут переносить убытки только в размере 50% налоговой базы.

Кроме этого во всех ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет, а при отрицательном - в течение трех (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ.

Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Для резидентов технико-внедренческой  зоны предусмотрены льготы по уплате единого социального налога - для  них действует ставка 14%. Резиденты  промышленно-производственной зоны подчиняются  общим правилам, предусмотренным  налоговым законодательством для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, резиденты технико-внедренческих зон имеют право на использование регрессивной шкалы в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ (ст. 241 НК РФ).

Однако, пожалуй, главной  льготой, предоставляемой резидентам ОЭЗ, является гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 38 Закона N 116-ФЗ акты, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Исключение сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

Отдельными законами регулируется функционирование ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях.

В Магаданской области  на основании Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и Закона Магаданской области от 15.06.1999 «Об особой экономической зоне в Магаданской области» ОЭЗ создана с целью развития производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.

Данный Федеральный  закон будет действовать до 31 декабря 2014 г. Участники ОЭЗ в  Магаданской области с 1 января 2007 г. и до указанной даты освобождаются  от уплаты налога на прибыль при условии ее инвестирования в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Подобные льготы предоставляются в том случае, если участники особой экономической зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, которые осуществляются ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

Принятие Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ направлено на обеспечение  дальнейшего экономического развития Калининградской области и преемственности  особого режима, введенного Федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». В связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский Союз, а стран Балтии - в НАТО сложилась принципиально новая геополитическая, военно-стратегическая и экономическая ситуация и остро встал вопрос о принятии комплекса правовых мер для решения проблем обеспечения территориальной целостности, государственного и экономического суверенитета Российской Федерации.

В рамках данного закона решаются вопросы о признании юридических лиц резидентами ОЭЗ, действия соответствующего специального таможенного режима, налогообложения и валютного контроля в особой экономической зоне, а также особенностей въезда в Калининградскую область, выезда из нее и порядка пребывания на ее территории.

К тому же, в России существуют зоны свободной торговли (в форме таможенных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли). Их деятельность регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Первый таможенный склад  появился в нашей стране в 1980 г. в Бутове накануне Московской олимпиады. Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенной пошлины, а также для вывозимых товаров с возвратом пошлин  освобождением от них. Еще более льготный режим установлен в свободных складах. Им предоставляется и возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Аналогичные условия установлены и для свободных таможенных зон, где тоже можно осуществлять производственную деятельность, в результате которой изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Первые свободные таможенные зоны – «Шереметьево», «Московский франко-порт» и «франко-порт Терминал» - были созданы в 1993 г.

Разновидностью зон  свободной торговли являются и магазины беспошлинной торговли, которые располагаются  в крупнейших международных аэропортах страны. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров.

 

Основной проблемой  организации особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие теоретической научно разработанной основы их функционирования. Следует также заметить, что до недавнего времени вопрос функционирования ОЭЗ был излишне политизирован в ущерб его экономической сути.

Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических  зон в России, проведенная Международной  ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ  в нашей стране не достигнуты. Это происходит, во-первых, из-за отсутствия надежной правовой базы, адекватного современным требованиям правового регулирования и институционального обеспечения; во-вторых, из-за слишком больших размеров территории, снижающих эффективность их функционирования; и, в-третьих, из-за непродуманности экономических последствий для регионов и недостаточного использованием возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования. Таким образом, деятельность СЭЗ не способствует решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации подъема экономики, регионального развития и развития внешнеэкономических связей.

Создание особых экономических  зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. И поэтому создание особых экономических зон может стать действенным методом развития российской экономики.

Информация о работе Основы функционирования свободных экономических зон