Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель написания данной работы - ознакомиться с основами функционирования свободных экономических зон и понять их роль в развитии национальных экономик.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определяющих логику и структуру работы:
Определить основные цели и условия функционирования свободных экономических зон;
Проследить основные этапы эволюции свободных экономических зон;
Рассмотреть различные типы свободных экономических зон и дать подробную характеристику каждого из них.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Методологические основы функционирования свободных экономических зон 4
1.1. История развития свободных экономических зон 4
1.2. Понятие СЭЗ 7
1.3. Причины и цели создания СЭЗ 11
Глава 2. Типология СЭЗ 17
2.1. Классификация по функциональному признаку 17
2.2. Классификация по степени интеграции в экономику 24
2.3. Классификация по организационным критериям 26
Глава 3. Практика функционирования СЭЗ 28
3.1. СЭЗ в развитых странах 28
3.2. СЭЗ в развивающихся странах 30
3.3. СЭЗ в России 31
Заключение 39
Список использованной литературы и интернет-ресурсов 40
Экспортно-производственные зоны наибольшее распространение получили в развивающихся странах. Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.
Импортозамещающие зоны в основном получили широкое распространение в США под названием зон внешней торговли и в некоторых развивающихся странах, правда, в сочетании с другими видами зон, и в первую очередь с комплексными СЭЗ.
Гораздо шире распространены смешанные зоны. Как правило, они являются результатом эволюции экспортно-производственных зон, когда на определенном этапе их развития резидентам предоставляется право сбывать часть продукции на внутреннем рынке. В настоящее время эти зоны широко представлены в развивающихся странах: Египте, Сенегале, Мексике, Индии и др.
Торгово-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Как правило, контроль над ввозимыми готовыми товарами, сырьем и материалами для нужд действующих в зоне компаний сводится к минимуму и ограничивается наблюдением над ними. Вывоз товаров, произведенных в зонах, в третьи страны представляет собой для последних обычный импорт, который осуществляется по правилам и нормам, действующим в стране-импортере. Поставка товаров и услуг на территорию страны базирования зоны реализуется в режиме импорта и попадает под таможенное законодательство данного государства.
Особой формой организации торгово-производственных зон являются промышленные парки. Промышленные парки подразделяются на два вида: имеющие и не имеющие статус таможенной экстерриториальности.
Площадь таких парков составляет 300-400 га. Предварительное обустройство земельного участка, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры осуществляются в них принимающей стороной в лице государства или местных частных компаний. Промышленные фирмы ведут свою деятельность в промышленных парках на правах арендаторов.
2.1.3. Технико-внедренческие зоны
Под зонами этого типа подразумевается территория, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации, пользующиеся единой системой льгот.
Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Создаются технико-внедренческие зоны для стимулирования разработки новых технологий и производства высокотехнологичной продукции, направляемой как на экспорт, так и на внутренний рынок принимающей страны.
Наибольшее число технико-
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон вэлли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников11. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В начале XXI века в Китае функционировало более 30 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских новых индустриальных странах технико-внедренческие зоны организуются как инновационные центры сложившихся экспортно-ориентированных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как ЭПЗ, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.
2.1.4. Сервисные зоны, или зоны услуг
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны и налоговые гавани. Сервисные зоны привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.12
В числе стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, в Маврикии, Западном Самоа, Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который при определенных условиях может и не взиматься. Льготный режим в 03 определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в СЭЗ, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. 13 В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков14 (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.
Популярной разновидностью сервисных зон является туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность (создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма). Государство, как правило, создает в этих зонах необходимую инфраструктуру, финансирует строительство гостиниц и других средств размещения туристов, а также предоставляет различные льготы иностранным и местным компаниям, занятым в сфере туристического бизнеса.
2.1.5. Комплексные зоны, интегрирующие в себе черты двух или более свободных зон различных типов.
Комплексные зоны представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это – зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
2.1.6. Международные СЭЗ
В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90—110 млрд. долл15. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.
Отработка деловых
контактов не на межгосударственном,
а на региональном уровне привела
к появлению так называемых еврорегионов
как формы организации
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суй-фэнхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ с определенными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.
Интересно, что многие свободные экономические зоны прошли путь своеобразной эволюции, трансформируясь из свободных торговых зон сначала в экспорто-производственные, а затем - в технопарковые или комплексные.
Сегодня в мире насчитывается около 400 зон свободной торговли, более 400 технопарков, примерно 300 промышленно-производственных и свыше 100 сервисных зон (зон услуг) 16.
По степени интеграции
в экономику свободные
Зоны, интегрированные в национальную экономику, характеризуются наличием тесных экономических связей с внутренней экономикой страны. Помимо развития экспортного потенциала, зоны этого типа способствуют повышению технологического уровня местной промышленности, качества, конкурентоспособности производимых товаров и удовлетворению внутренних потребностей.
Интегрированные зоны ориентированы на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Так, в бразильской зоне «Манаус» доля национальных компонентов в готовой продукции составляет 40-90%, при этом на внутренний рынок страны поступает более 90% выпускаемой продукции17. В зонах внешней торговли США около 80% всех поставок полуфабрикатов и материалов приходится на внутренние районы США, и около 90% производимой в этих зонах готовой продукции направляется на внутренний рынок страны18.
Интегрированные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.
В анклавных зонах производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внутренних экономических механизмов – административными и экономическими методами, создающими в СЭЗ особый экономический климат.
Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.д.), но могут создаваться и внутри города или региона. Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующими экономическим, правовым и таможенным регламентом. Это связано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклавных зон прибегают новые индустриальные страны и отдельные страны Центральной Америки и Карибского бассейна.
Спецификой предприятий,
функционирующих в зонах
Несмотря на однотипность функционирования, анклавные зоны отличаются друг от друга по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.
К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяются льготный налоговый и таможенный режимы. Такие зоны получили распространение, например, в Венгрии, Доминиканской Республике и Мексике, где функционируют «макиладорас» - экспортные предприятия, расположенные вдоль границы США.
Информация о работе Основы функционирования свободных экономических зон