Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель написания данной работы - ознакомиться с основами функционирования свободных экономических зон и понять их роль в развитии национальных экономик.
Поставленная цель потребовала решения ряда задач, определяющих логику и структуру работы:
Определить основные цели и условия функционирования свободных экономических зон;
Проследить основные этапы эволюции свободных экономических зон;
Рассмотреть различные типы свободных экономических зон и дать подробную характеристику каждого из них.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Методологические основы функционирования свободных экономических зон 4
1.1. История развития свободных экономических зон 4
1.2. Понятие СЭЗ 7
1.3. Причины и цели создания СЭЗ 11
Глава 2. Типология СЭЗ 17
2.1. Классификация по функциональному признаку 17
2.2. Классификация по степени интеграции в экономику 24
2.3. Классификация по организационным критериям 26
Глава 3. Практика функционирования СЭЗ 28
3.1. СЭЗ в развитых странах 28
3.2. СЭЗ в развивающихся странах 30
3.3. СЭЗ в России 31
Заключение 39
Список использованной литературы и интернет-ресурсов 40
Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Такие зоны создаются в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, а также в странах Северной Африки.
Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление. Такой принцип создания СЭЗ характерен прежде всего для Китая, Индии, а также некоторых малых стран, таких, как Шри-Ланка, Маврикий и др.
Свободны экономические зоны также можно классифицировать по способу организации или по характеру собственности.
В зависимости от способа организации различают две группы зон:
- территориальные
– зоны с обособленной
- функциональные
– зоны льготного режима, который
применяется к определенному
виду деятельности, независимо от
расположения фирмы на территор
По характеру
собственности СЭЗ можно
Наиболее распространенной в мировой практике формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной присутствует и частная собственность. Однако, сегодня проявляется тенденция к увеличению доли частного капитала в СЭЗ, как местного, так и иностранного. Эта тенденция четко обозначилась не только в промышленно развитых, но и во многих развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой. В большинстве СЭЗ государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а в качестве основных хозяйствующих субъектов выступают частные компании, иностранные и местные. Следует также отметить, что в последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также управление зонами.
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование СЭЗ в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой — гибкость управления. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (НТР, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.) влияет на развитие СЭЗ и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.
Социально-экономические выгоды от создания зон достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, активизировали внешнеэкономические связи, оживили международный торговый обмен, повысили научно-производственный потенциал и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.
Из 123 стран, в которых функционируют СЭЗ, больше всего их в США – 1,5 тыс. зон всех уровней. В основном, это зоны трех типов: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. В начале XXI в. в зонах внешней торговли, зарегистрированных в 48 штатах США, задействовано свыше 3 тыс. компаний с числом занятых 320 тыс. человек. Предпринимательские зон, в совю очередь, ежегодно создают или сохраняют в США 80-90 тыс. рабочих мест как в крупных, так и в небольших городах, а также в сельских населенных пунктах. Технопарков насчитывается около 150, в них занято 168 тыс. рабочих и 47 тыс. ученых.
Расширение хозяйственной деятельности СЭЗ в США происходит главным образом за счет автосборочных производств и предприятий по производству другой готовой продукции на базе использования как местных, так и зарубежных материалов. По данным статистики, в США через зоны свободной торговли проходит 3% национального импорта и 2,5% экспорта. Объем продукции, вывозимой из зон внешней торговли, превышает 140 млрд долл., в том числе 88% ее реализуется на внутреннем рынке США.19
Зоны внешней торговли, являясь составным элементом воспроизводственного процесса страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие: способствуют увеличению занятости, притоку капиталовложений и удовлетворению потребностей внутреннего рынка. Кроме того, деятельность ЗВТ способствовала повышению конкурентоспособности автомобильной промышленности США и укреплению ее позиций в противоборстве с японскими автомобильными корпорациями на американском рынке.
Заметное влияние на развитие внешней и внутренней торговли оказывают СЭЗ и в Западной Европе. Масштабность и эффективность совершаемых зонами операций (а их количество в регионе приближается к 150) вносят весомый вклад в развитие внешнеэкономической деятельности и позволяют занять Западной Европе лидирующие позиции в мировой торговле.
Так, во Франции с начала 1997 г. 38 городов, а также Корсика объявлены «свободными зонами». Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получают максимальные налоговые льготы. Эти предприятия на пять лет освобождаются от выплаты различных налогов и прочих обязательных отчислений. На Корсике различные льготы распространяются на сельское хозяйство, туризм, жилищное строительство и др. Одной из главных задач политики «свободного зонирования» является создание новых рабочих мест. При выборе 38 городов, примерно 10 из которых приходятся на парижские пригороды, власти руководствовались такими критериями, как высокий уровень безработицы, превышающий 13,5%, большой процент молодежи, не имеющей образования, низкий потенциал во взимании налогов.
Важную роль в социально-экономическом развитии промышленно развитых стран играют технико-внедренческие зоны. Широкое их распространение объясняется тем, что технопарки, выполняя широкий спектр задач, оказывают всестороннее воздействие на экономику принимающей стороны. Важным показателем эффективности технопарков является создание среды, в которой постоянно рождаются новые идеи и технологии, готовятся квалифицированные кадры.
Значительна роль технопарков
в развитии научно-технического потенциала
США. Наиболее крупная в США научно-
Технопарки также сыграли важную роль в превращении Западной Европы в один из крупнейших научных центров. Стремясь преодолеть отставание от США в сфере высоких технологий, явно обозначившееся в 1950-70-е гг., страны Западной Европы в 1980-90-е гг. резко увеличили расходы на НИОКР, акцентировав внимание на фундаментальные исследования, и создали более 150 технопарков. В результате Западная Европа сократила свое отставание от США в области высоких технологий и заняла передовые позиции в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, в ряде отраслей транспортного машиностроения.
В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде развивающихся стран, СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент ускорения их экономического роста и включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они способствуют активизации внешнеэкономической деятельности, более широкому применению современной техники и технологий, созданию новых производств, передовой инфраструктуры, рабочих мест, освоению и использованию новых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой и внешнеторговой деятельности.
В развивающихся странах СЭЗ имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, создание экспортно-производственной зоны определяется рядом экономических причин, и прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечения в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.
Сингапур, например, можно рассматривать как единую экспортную территорию (зону). Для организации экспортного производства в стране создано около 30 промышленных зон, оборудованных для деятельности экспортно-ориентированных промышленных предприятий, на которых занято 70% общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны. В результате государство с начелением немногим более 4 млн человек входит в двадцатку стран-крупнейших экпортеров планеты. При этом на промышленные зоны приходится около 80% экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны, в основном электротехнической, электронной и химической промышленности, транспортного оборудования. Именно с помощью промышленных зон Сингапур превратился в один из крупнейших морских портов мира и ведущий финансовый центр Юго-Восточной Азии.
Во-вторых, особый режим
в СЭЗ развивающихся стран
становится более либеральным и
льготным для иностранных
В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная НТР на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологии.
Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в середине 90-х гг. привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2—3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 СЭЗ. При этом сами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной.
Первые попытки по пропаганде и созданию СЭЗ были предприняты в середине 80-х гг. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ «Находка». К концу 80-х гг. появилась государственная концепция развития СЭЗ на территории СССР.
По форме СЭЗ должны
были представлять зоны свободного предпринимательства,
компактно расположенные в
К началу 90-х гг. государственная
концепция СЭЗ дополняется
Процесс образования СЭЗ в начале 90-х гг. характеризовался следующими чертами:
• отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;
• огромностью отводимых территорий для СЭЗ. На долю формально созданных «свободных зон» приходилось более одной трети территории России;
• массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;
• стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.
Принятый в июле 1991
г. Закон «Об иностранных
В СЭЗ устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий со вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.
Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации СЭЗ в России. Новые законы, регулирующие внутри- и внешнеэкономические отношения, не предусматривали какого-либо особого статуса СЭЗ. И хотя правительственные положения о СЭЗ никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о СЭЗ, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.
Информация о работе Основы функционирования свободных экономических зон