Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:19, реферат
Как свидетельствует практика, в современных экономических условиях выживают только те предприятия, которые могут быстро и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, что возможно лишь при развитой системе планирования на предприятии. Планирование становится основой всей деятельности предприятия, так как без планирования трудно обеспечить согласованность в работе, контроль бизнес-процессов, определение потребности
1.Процесс планирования на предприятии.
1.1.Этапы планирования.
Как свидетельствует
практика, в современных экономических
условиях выживают только те
предприятия, которые могут
До недавнего
времени предприятие
На самом деле предприятие – это открытая система, предпосылки успешного функционирования которой необходимо искать не на самом предприятии, а за его пределами. При этом внутренняя рациональность управления и использования ресурсов отходит на второй план, в силу чего в современном экономическом процессе возросла роль планирования.
Планирование
на предприятии представляет
собой процесс организации
Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с управленческой и общеэкономической позиций.
В общем виде
с управленческой позиции
Процесс планирования
на предприятии можно
Этап 1. Организационная диагностика проблем функционирования предприятия.
Этап 2. Постановка целей развития предприятия (отдельных функциональных подразделений).
Этап 3. Детализация целей развития предприятия (отдельных функциональных подразделений) до уровня конкретных задач.
Этап 4. Разработка путей и средств достижения конкретных задач.
Этап 5. Поиск альтернативных и выбор оптимальных решений.
Этап 6. Прогнозирование результатов работы предприятия с учетом намеченных мероприятий.
Этап 7. Оценка эффективности намеченных мероприятий.
Этап 8. Принятие планового решения относительно перспектив работы предприятия.
Этап 9. Контроль достижения поставленных целей посредством сопоставления запланированных показателей с фактически полученными.
Процесс планирования непрерывный, поскольку с момента начала реализации планового решения необходима корректировка целей развития предприятия, и процесс планирования начинается с первого этапа.
1.2. Принципы планирования.
Одним из основных
элементов планирования на
Кратко охарактеризуем эти принципы планирования:
Реализация
перечисленных принципов
Объектами планирования на предприятии являются функции, которые оно выполняет в процессе работы. Согласно специфике своей деятельности предприятия выполняют разные функции, которые в общем виде можно представить следующим образом:
Поскольку планирование
на предприятии – это не
только бизнес-процесс, но и
процесс управления, к объектам
планирования относятся все
Что касается структурных подразделений предприятия, то здесь к объектам планирования относятся:
Предметом планирования на предприятии являются ресурсы, поскольку принятие решений о развитии предприятия всегда связано с использованием ресурсов, причем учитываются не только имеющиеся, но и все необходимые ресурсы.
Целью планирования ресурсов выступает прежде всего их оптимизация Чаще всего речь идет о следующих видах ресурсов:
Специалисты наряду
с перечисленными видами
1.3. Планирование как функция управления предприятием.
Планирование можно
Существует множество
Подходы к определению
Ракурс оценки |
Характеристика |
Управление как искусство |
Способность эффективно
применять накопленный опыт. Базируется
на том, что предприятие –
сложная социально- |
Управление как наука |
Имеет свой предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу составляет накопленная сумма знаний об управлений, представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и методов управлений. |
Управление как функция |
Реализуется посредством ряда управленческих действий, получивших название функций управления. |
Управление как процесс |
Отражает стремление теоретиков и практиков управления интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в результате частого применения функционального дохода, при котором каждая функция управления рассматривается самостоятельно, вне связи с другими. |
Управление как персонал, управляющий предприятием |
Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют предприятия и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. |
Управление как руководящие органы предприятия |
Управление часто идентифицируют с органами (аппаратом) управления. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, характере связей между звеньями и элементами структуры управления, степени централизации и децентрализации распределения функций и др. |
Мы рассматриваем далее управление с точки зрения его функций: организации, стимулирования (мотивации), координации (регулирования) и контроля.
Планирование – основа для принятия решений, связанных с управлением предприятием, и представляет собой управленческую деятельность; определение целей и задач управления предприятием, разработку путей реализации представленных планов для достижения поставленных целей, иными словами – разработка стратегии развития предприятия, а также расчет объема необходимых ресурсов и их распределение.
Планирование как функция управления взаимосвязано с другими его функциями:
Организация как
функция управления представляе
Стимулирование (мотивация) – деятельность, имеющая целью
Активизировать персонал предприятия на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива и побудить к эффективной работе для достижения поставленных целей. Процесс стимулирования (мотивации) включает:
Мотивация достигается
комплексным применением