Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:19, реферат
Как свидетельствует практика, в современных экономических условиях выживают только те предприятия, которые могут быстро и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, что возможно лишь при развитой системе планирования на предприятии. Планирование становится основой всей деятельности предприятия, так как без планирования трудно обеспечить согласованность в работе, контроль бизнес-процессов, определение потребности
К перспективным (долгосрочным) планам можно отнести следующие:
К текущим (краткосрочным) планам относятся, например, следующие:
В соответствии с другой классификацией планов предприятия можно выделить технико-экономические планы, которые отражают мероприятия по расширению производства и повышению его технологического уровня, улучшению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, и план социально – экономического развития предприятия, который представляет собой комплекс программ, проектов и отдельных мероприятий по решению производственно – хозяйственных и социальных проблем.
Особое место в системе планов занимает бизнес-план предприятия – один из наиболее прогрессивных видов планов.
Выделяют как минимум два
основных подхода к
Кроме прочего,
благодаря бизнес-плану появляе
В современных условиях
бизнес-план все чаще
Подходы к планированию и методы его оценки. Подходы, применяемые к процессу планирования, позволяют выработать систему методов, средств и приемов обобщения явлений и факторов в области планирования, а также обобщить результаты организационной диагностики объектов планирования. К таким подходам прежде всего относятся:
Существуют методы, которые позволяют исследовать процессы планирования, поддающиеся количественной оценке. Среди таких методов следует выделить:
Для решения конкретных задач могут быть применены и иные методы. Особенно это касается стратегического планирования, методы которого рассматриваются далее.
Стратегическое и внутрифирменное планирование. По определению Р. Акоффа планирование - это процесс проектирования желаемого будущего состояния предприятия и определение наиболее эффективных путей его достижения. Конечным итогом этого процесса является возможность выработки обоснованных плановых управленческих решений. Это определение больше относится к стратегическому планированию, которое имеет существенное отличие от внутрифирменного(табл. 1.2).
Стратегическое и внутрифирменное планирование.
Характеристика |
Стратегическое планирование |
Внутрифирменное планирование |
1 |
2 |
3 |
Цель |
Обеспечение долговременных конкурентных преимуществ |
Определение результата деятельности на долгосрочный период и ресурсов |
Главная задача |
Компенсация слабых сторон и использование сильных сторон предприятия, а также возможностей во внешней среде |
Максимизация прибыли, завоевание большей доли рынка, увеличение стоимости бизнеса |
Способ достижения цели |
Установление соответствия с неопределенной и нестабильной деловой окружающей средой (ДОС) |
Экономически наиболее целесообразное использование ресурсов |
Инструментарий |
SWOT-анализ, матричное позиционирование |
Детерминированные математические модели разной степени сложности |
Отношение к ДОС |
Важнейший фактор выбора стратегии |
Параметры ДОС – исходные данные для расчетов |
Критерии краткосрочной эффективности |
Устойчивость к изменениям ДОС |
Рентабельность продаж |
Отношение к персоналу |
Важнейший и определяющий ресурс |
Один из главных ресурсов предприятия |
Главная задача внутрифирменного планирования заключается в приведении процесса трансформации ресурсов, поступающих из внешней среды, в готовую продукцию или услугу, а также устранении влияния факторов неопределенности.
2. Стратегическое
управление предприятием и
2.1. Стратегическое и оперативное управление.
Стратегическое управление представляет собой работу предприятия на будущее. Оно вызвано к жизни переходом к новой модели управления развитием предприятия в меняющейся среде и требует предпринимательского организационного поведения, в то время как оперативное управление базируется на приростном поведении. Как отмечал И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было.
Сравнительные характеристики стратегического и оперативного управления представлены в табл. 2.1.
Сопоставление стратегического и оперативного управления.
Параметры сравнения |
Стратегическое управление |
Оперативное управление |
1 |
2 |
3 |
Организационный уровень разработки и принятия решений |
Разрабатываются и контролируются на верхнем уровне управления |
Применяются на всех уровнях управления |
Природа решений |
Долгосрочные |
Краткосрочные |
Непрерывность процесса планирования и осуществления планов |
Стратегические решения принимаются нечасто, а их реализация требует длительного времени, как правило, нескольких лет, т.е. процесс прерывается |
Управление осуществляется непрерывно, планирование ведется повседневно, задачи носят краткосрочный характер |
Преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений |
Стратегия предприятия разрабатывается в условиях неопределенности |
Возникают и решаются в основном «жесткие», определенные проблемы |
Количество рассматриваемых альтернатив решения |
Значительное |
Незначительное |
Объем и тип необходимой управленческой информации |
Для разработки стратегии
необходим большой объем |
Процессы сбора информации
в значительной мере формализованы,
ее источники стабильны и |
Временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий |
Ориентация на длительные временные промежутки (годы) |
Внимание сосредоточено на решении задач, которые требуют недель или месяцев работы |
Детализированность разработок |
Стратегия формируется в общих чертах |
Оперативные решения всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей |
Используемые человеческие ресурсы управления |
Стратегическое управление осуществляется высшим управленческим персоналом, часто требуется привлечение внешних и внутренних консультантов |
Оперативное управление осуществляется средним и линейным управленческим персоналом, и затраты на него включаются в затраты на заработную плату |
Точность контроля и оценки |
Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления |
Последствия оперативного управления, как правило, не отделены большим промежутком времени от принятия решений, поэтому причины, например неудачи, достаточно легко анализировать |
Превалирующие интересы участников процесса принятия решений |
Стратегические решения подчинены корпоративным целям |
Оперативное управление может быть ориентировано на локальные, частные цели, например отдела или группы |
Отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений |
Риск несоизмеримо выше, чем возможные потери от неправильных оперативных решений, что объясняется масштабами решений и разным уровнем неопределенности и сложности среды |
Используется наиболее точная оперативная информация, вследствие чего риск невысок |
Предсказуемость результата |
Результат трудно предугадать |
Результат предсказать проще, чем при стратегическом управлении |
Термин «стратегическое управление» стал использоваться на рубеже 60-70-х гг. ХХв.
с акцентом на различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне предприятия. Выделяют четыре фактора-условия необходимости стратегического управления:
Основные методы
стратегического управления
Возникновение
и практическое применение
2.2. Этапы стратегического
Существует множество
моделей процесса
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения стратегии предприятия путем установления его миссии, анализа стратегических позиции, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. Выбираемые стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны предприятия, преодоление им своих слабых сторон, получение преимуществ от благоприятных внешних условий и успешное уклонение от внешних опасностей.
Стратегическая организация включает три компонента:
а) выработку вариантов стратегии (серии стратегических альтернатив в зависимости от целей предприятия);