Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и структура государственного бюджета……………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………..6
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике………………………...8
1.3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………..11
2 Бюджетные отношения………………………………….……………………….16
3 Формы и методы бюджетного регулирования………………………………....18
4 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………..….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.94 Кб (Скачать файл)

Существуют  три основных способа финансирования дефицита бюджета:

1) монетизация бюджетного дефицита (эмиссия, расширения кредитов  и т.д.);

2) внешнее долговое финансирование (например, получение безвозмездных  субсидий из-за рубежа или льготных  займов по низким ставкам с  длительными сроками погашения);

3) внутреннее долговое финансирование.

Дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер со стороны  правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

Однако однозначно говорить о том, что бюджетный  дефицит является исключительно  негативным явлением нельзя хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может явиться и результатом  экономической политики государства: снижение налогов в целях стимулирования производства. В этом случае государство  может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся  дефицит бюджета в течение  длительного периода времени  при условии, что экономика страны развивается еще более бурными  темпами.

Природа и  последствия бюджетного дефицита полностью  зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в  будущем рост производства и прибыли  в них возместит произведенные  затраты, и общество в целом только выиграет от такого дефицита. Если же правительство  не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над  доходами допускает в целях латания  «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту отрицательных  моментов в развитии экономики.

Дефицит бюджета  возникает, когда расходы бюджета  превышают его доходы. Существует обратная ситуация, когда расходы  бюджета ниже его доходов, т.е. возникает  профицит бюджета.

В современной  экономической теории существует несколько  основных концепций сбалансированности бюджета:

1) теория ежегодно балансируемого  бюджета;

2) теория циклического балансирования  бюджета;

3) теория автоматически стабилизирующейся  экономической политики;

4) теория компенсирующегося бюджета;

5) теория функциональных финансов.

Теория ежегодно балансируемого бюджета строго закрепляет необходимость соответствия бюджетных  расходов и доходов на ежегодной  основе. Сбалансирование бюджета может быть достигнуто путем либо увеличения ставки налога, либо сокращения государственных расходов. И та, и другая меры сокращают, а не стимулируют совокупный спрос. Поэтому ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным, такая политика выступает как проциклическая. А государственный долг допускается только при условии, что он может быть выплачен за счет налогов и других доходов бюджета. В такой ситуации он не является необходимым для экономики страны.

Теория циклического балансирования бюджета предусматривает  балансирование бюджета в течение  определенного экономического цикла (за период в несколько лет). Это  означает, что в период кризиса  государство снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета. В фазе подъема оно повышает налоги и сокращает государственные расходы. Возникающее в результате положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период кризиса.

Однако такой  подход имеет свои недостатки. Достаточно сложно выделить сам цикл экономического развития и его фазы. Кризисы и  подъемы в экономическом цикле  неодинаковы по глубине и длительности. Кроме того, на экономические действия государства в ходе экономического цикла влияют политические факторы, когда общая цель стабилизации экономики  подчинена обычно срочным задачам  политической конъюнктуры, решение  которых ведет к увеличению государственных  расходов, а значит, и к росту  государственного долга и бюджетного дефицита.

Теория автоматически  стабилизирующейся экономической  политики также предполагает балансирование бюджета в рамках экономического цикла. Но особенность этой теории в  том, что она делает попытку сгладить один из недостатков предыдущей теории - учесть политический фактор.

С политической точки зрения, для мнения избирателей  государству выгоднее увеличивать  государственные расходы, чем проводить  жесткую налоговую политику ради увеличения доходов бюджета. Результатом  таких действий государства может  стать прогрессирующий дефицит  бюджета и растущая государственная  задолженность. Поэтому особое значение придается автоматическим стабилизаторам бюджета - налогам, расходам по страхованию, различным трансфертам и субвенциям. Так, в период подъема встроенный механизм прогрессивного налогообложения  должен обеспечивать дополнительный доход  бюджета. А во время кризиса страховые  выплаты и трансфертные платежи  должны сглаживать последствия кризисных  процессов. Однако встроенные стабилизаторы  лишь ограничивают размах или глубину  циклических колебаний. Циклическая  экономика нуждается в дополнительных кредитно-бюджетных мероприятиях.

Теория компенсирующегося  бюджета полностью отходит от понятия сбалансирования бюджета  и не ставит это целью экономической  политики. Кредитное финансирование перестает быть чрезвычайной мерой. Заемные средства оцениваются как вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого государства.

В условиях длительного застоя государство  за счет кредитов и займов оттягивает на себя излишнюю часть сбережений, инвестирует ее и, таким образом, оживляет экономику. Однако здесь существует опасность увеличения государственного долга до размеров, когда он будет  оказывать не стимулирующее, а сдерживающее воздействие на экономику.

Теория функциональных финансов во многом пересекается с  идеей о компенсирующемся бюджете, так как полностью оправдывает  растущий государственный долг как  инструмент стабилизации экономики.

Для этой теории вопрос о сбалансированности бюджета является второстепенным. Первоначальная задача государственных финансов - это балансирование экономики, а  не бюджета. Государственный бюджет является, прежде всего, инструментом достижения и поддержания экономической  стабильности. Поэтому правительство  не должно сомневаться, идя на введение дефицита бюджета и государственного долга.

Растущую  государственную задолженность  сторонники теории функциональных финансов аргументируют следующими положениями. Во-первых, налоговые поступления  автоматически возрастают по мере ускорения  роста экономики, в результате чего дефицит бюджета будет отчасти  самоликвидироваться. Во-вторых, права государства по установлению налогов и способности создавать деньги создают для него практически безграничную возможность финансировать дефицит бюджета. В-третьих, проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на деле менее обременительны, чем разбалансированность экономики.

Таким образом, современные теории сбалансированности бюджета во многом оправдывают появление у многих развитых стран колоссального государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетные отношения                          

Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных  отношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны.

Финансовые  отношения,  складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.

Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и, во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения  характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,  что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,  решения оборонных задач,  покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они  материализуются  (овеществляются) в  бюджетном  фонде страны, имеющем сложную организационную структуру.

Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

В сфере экономической  деятельности государства в настоящее  время нет актуальней проблемы, чем  правовое регулирование отношений  по созданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетных  средств. Отношения, возникающие в  процессе образования, распределения  и использования бюджетов, чрезвычайно  разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы страны, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав страны, её субъектов, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и отношения.

Бюджетные отношения  возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных  и муниципальных заимствований; регулирование государственного и  муниципального долга, а также составление  и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных отношений можно отнести  то, что возникают они в связи  с образованием, распределением и  использованием государственного и  муниципального денежного фонда  на соответствующей территории. А  также: права и обязанности субъектов  отношений обусловлены формированием  и использованием бюджета как  основного финансового плана  государства.

Бюджетные отношения - отношения между участниками  бюджетного процесса, возникающие при  составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении  заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении  контроля за исполнением бюджетов и  применении ответственности за нарушение  бюджетного законодательства.

Субъекты  бюджетных отношений - это носители бюджетных прав и обязанностей в  области бюджета, а в узком  смысле - субъекты бюджетного права, реально  вступившие в бюджетные отношения. Это, например, Республика Беларусь и  её субъекты; органы государственной  власти и органы местного самоуправления и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и методы бюджетного регулирования

 

Государственное регулирование экономики играет важную роль в экономическом и  социальном развитии страны. Одним  из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное  звено которой – бюджетная  система.

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические  концепции. На протяжении многих десятилетий  в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики  только в том случае, если не требовалось  коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального  бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Кейнсианский  метод использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики.

Бюджетное регулирование  – одна из важнейших хозяйственных  функций государства. Его цель –  обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение  глобальных задач функционирования и развития общества.

Государство берет на себя роль субъекта распределения  финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто  не может сделать. Только государство  способно решить задачи, осуществление  которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний  деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально  справедливого перераспределения  доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

Информация о работе Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь