Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и структура государственного бюджета……………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………..6
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике………………………...8
1.3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………..11
2 Бюджетные отношения………………………………….……………………….16
3 Формы и методы бюджетного регулирования………………………………....18
4 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………..….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.94 Кб (Скачать файл)

Главная проблема бюджетной системы  Республики  Беларусь была изложена во введении. И ко всему вышеизложенному  хотелось бы дополнить.

Проблема формирования и развития финансового  рынка особенно актуальна в  Республике Беларусь, в связи с существующим глубоким финансовым кризисом. Финансовый  кризис выявил несовершенство методов и целей осуществления экономических процессов в стране. Учитывая масштабы экономических преобразований,  которые предстоит сделать в Республике Беларусь в процессе структурной перестройки, необходимы колоссальные финансовые средства, которые не в состоянии предоставить ни бюджетная система, ни внутренние источники финансирования, существующие на предприятиях. В этой связи финансовый рынок  можно считать локомотивом в развитии экономики государства.        

На  данный момент одним из направлений  развития экономики Республики Беларусь является проблема привлечения инвестиций. Поэтому, интеграция финансового рынка  Республики Беларусь в мировой финансовый рынок – актуальная задача сегодняшнего дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через  государственный бюджет правительство  реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его  доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения  страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры  экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования  денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.

Бюджет выполняет  две главные функции: распределительную  и контрольную.

Совокупность  всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два  уровня: республиканский бюджет и  местные бюджеты, находящиеся в  ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная  система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных  бюджетов.

Бюджетный процесс  представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов.

Бюджет, как  совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы страны. Это  воздействие бюджет оказывает через  соответствующие группы бюджетных  отношений – доходы и расходы  бюджета. Показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, которое отражено в их классификации.

Когда государство  начинает планировать свои доходы и  расходы, появляется проблема их сбалансирования. Существует ряд проблем, связанных  со сбалансированностью бюджета: проблема государственного долга, дефицита и  профицита бюджета.

Посредством бюджета государство осуществляет одну из своих важнейших хозяйственных  функций – бюджетное регулирование. Целью бюджетного регулирования  является обеспечение и поддержание  стабильности экономики. Методы бюджетного регулирования весьма разнообразны: предоставление налоговых привилегий, перераспределение общегосударственных  доходов, дотации, межбюджетные трансферты, субсидии, субвенции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аналитические доклады «О социально–экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» http://minfin.gov.by/i/budget/yanjun2012.pdf
  2. Аркин, В.И. Инвестиционные ожидания, стимулирование инвестиций и                                  налоговой реформы/В.И.Аркин//Экономика и математичсекие методы. – 2007. – т.43, - №2. – с.76-100.
  3. Афанасьев, М.П.    Бюджет и бюджетная система : учебник. - Москва : Юрайт, 2009. – 776  с.
  4. Бликанов, А. В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. - 2008. - N 5. - С. 15-17.
  5. Горский, И. В.   Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса // Финансы. - 2009. - N 10. - С. 44-47.
  6. Евдокимов А. Н. Бюджет как элемент бюджетной системы: отечественный и зарубежный опыт // Финансовое право. - 2007. - N 7. - С. 13-20.
  7. Киселев, С. А.  Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 2. - С. 22-26.
  8. Макроэкономика : учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. - 2-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 415 с.
  9. Национальная экономика Беларуси : учебник для студентов экон. спец. вузов / [В.Н. Шимов и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 751 с.
  10. Петренко, Е. А.    Сущность и содержание бюджета, управление доходами бюджета 
    // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 5. - С. 14-22.
  11. Рудый, К. Финансовая политика государства: теоретические   аспекты, приоритеты реализации/ К.Рудый//Финансы, учет, аудит. 2003. - №5. – с.28-30.
  12. Сенчагов, В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - С. 65-80.
  13. Т.В. Сорокина. Государственный бюджет: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 289 с.
  14. Шмарловская, Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 80с.
  15. Электронный ресурс. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2012_9/15.pdf

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Таблица А.1 – Реальные располагаемые денежные доходы в январе-августе 2012 года

 

 

Январь-август 2012г.

В % к январю-августу 2011г.

Август 2012г. в % к

Справочно январь-август 2011г. в % к январю-августу 2010г.

августу 2011г.

июлю 2012г.

Денежные доходы населения, млрд.руб.

194 177,8

208,4

х

х

140,5

Денежные доходы в расчете на дущу населения, тыс.руб. в месяц

2 565,9

208,7

х

х

140,8

Реальные располагаемые

денежные доходы

х

113,7

х

х

106,1

Номинальная начисленная

среднемесячная заработная

плата работников,

тыс. руб.

3 448,2

208,3

204,9

104,0

143,6

Реальная заработная плата

х

113,3

131,7

101,7

110,1

Средний размер

назначенных пенсий,

тыс. руб.

1 309,1

207,8

216,0

117,1

132,1

Реальный размер

назначенных пенсий

х

113,0

138,8

114,5

101,3


 

Примечание  – Источник: [15, с.1]

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Таблица Б.1 –Доходы консолидированного бюджета

млрд.рублей

 

Исполнено за январь-июнь

доходы

уд.вес, %%

2012 год

уд.вес,

%%

ДОХОДЫ-всего

30 851,0

100,0

72 605,4

100,0

налоговые доходы

27 868,4

90,3

64 273,9

88,5

из них:

       

налоги на доходы и прибыль

8 080,2

26,2

21 080,4

29,0

В том числе:

       

подох.налог с физ.лиц

3 739,3

12,1

8 376,4

11,5

налог на прибыль

4 105,5

13,3

12 264,4

16,9

налоги на собственность

1 226,6

4,0

2 371,8

3,3

налоги на товары (работы, услуги)

11 902,7

38,6

26 739,4

36,9

в том числе:

       

налог на добавленную стоимость

8 575,9

27,8

19 415,0

26,7

акцизы

2 267,7

7,4

4 771,1

6,6

налоговые доходы от

внешнеэкономической деятельности

5 491,2

17,8

11 763,6

16,2

неналоговые доходы

2 916,6

9,5

8 174,6

11,3

безвозмездные поступления

66,0

0,2

156,9

0,2


 

Примечание – Источник: [1, с.13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

Таблица В.1 – Доходы республиканского бюджета

 

млрд.рублей

доходы

Исполнено за январь-июнь

2011 год

уд.вес,%%

2012 год

уд.вес,%%

ДОХОДЫ-всего

18 136,7

100,0

42 389,8

100,0

налоговые доходы

16 072,0

88,6

36 429,7

85,9

из них:

       

налоги на доходы и прибыль

1 297,1

7,2

3 349,7

7,9

В том числе:

       

налог на прибыль

1 293,0

7,1

3 344,6

7,9

налоги на товары

8 469,1

46,7

19 397,9

45,8

в том числе:

       

налог на добавленную ст-ть

6 067,3

33,5

13 825,6

32,6

акцизы

2 266,8

12,5

4 771,1

11,3

налоговые доходы от

внешнеэкон-ой деятельности

5 491,2

30,3

11 763,6

27,8

неналоговые доходы

2 064,7

11,4

5 959,9

14,1

безвозмездные поступления

0,0

0,0

0,2

0,0


 

Примечание – Источник: [1, с.13]

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г

Таблица Г.1 –Доходы местных бюджетов

млрд.рублей

 

Исполнено за январь-июнь

2011 год

уд.вес,%%

2012 год

уд.вес,%%

ДОХОДЫ-всего

18 467,6

100,0

43 834,4

100,0

налоговые доходы

11 796,4

63,9

27 844,2

63,5

из них:

       

налоги на доходы и прибыль

6 783,1

36,7

17 730,6

40,4

В том числе:

       

подох.налог с физ.лиц

3 739,3

20,2

8 376,4

19,1

налог на прибыль

2 812,4

15,2

8 919,8

20,3

налоги на собственность

1 226,6

6,6

2 371,8

5,4

налоги на товары

3 433,5

18,6

7 395,5

16,9

в том числе:

       

налог на добавленную стоимость

2 508,6

13,6

5 589,4

12,8

акцизы

0,9

0,0

   

неналоговые доходы

852,1

4,6

2 216,0

5,1

безвозмездные поступления

5 819,1

31,5

13 774,2

31,4


 

Примечание – Источник: [1, с.14] 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Д

 

Рисунок Д.1 – Динамика доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2008-2012гг.

Примечание – Источник: [1,с.2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Е

 

Рисунок Е.1 – Структура доходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012г.

Примечание  – Источник: [1,с.6]

 


Информация о работе Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь