Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и структура государственного бюджета……………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………..6
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике………………………...8
1.3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………..11
2 Бюджетные отношения………………………………….……………………….16
3 Формы и методы бюджетного регулирования………………………………....18
4 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………..….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.94 Кб (Скачать файл)

Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию  для обеспечения возможности  выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

Выделяют  следующие уровни бюджетного регулирования:

1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;

2) межтерриториальный – регулирует  уровень развития территорий;

3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

4) межгосударственный – регулирует  степень участия республики в  межгосударственных программах  и мероприятиях, финансируемых за  счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют  комбинации форм и методов, которые  необходимы как при составлении  бюджета, так и при организации  его исполнения.

Для регулирования  межбюджетных отношений используются:

- межбюджетные трансферты –  бюджетные средства, передаваемые  из одного бюджета в другой  бюджет на безвозвратной и  безвозмездной основе;

- бюджетный кредит – бюджетные  средства, предоставляемые из вышестоящего  бюджета нижестоящему бюджет, а  также из республиканского бюджета  бюджету государственного внебюджетного  фонда или из бюджета государственного  внебюджетного фонда республиканскому  бюджету на возвратной основе.

Государство может применять прямые и косвенные  методы регулирования, влияя тем  самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно  воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.

Задачи бюджетного регулирования:

  • регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций;
  • регулирование доходов населения и уровня жизни;
  • обеспечение социальных гарантий;
  • выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
  • предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;
  • регулирование сальдо бюджета;
  • формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.

Практическая  реализация бюджетной политики требует  применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых  осуществляется бюджетное регулирование  в рыночной экономике.

Выделяют  следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере  бюджетных отношений, связанных  с формированием доходов бюджета:

1) изъятие части доходов, полученных  в результате первичного распределения  национального продукта (методы  изъятия налогов и неналоговых  платежей в бюджет, включая целевые  бюджетные фонды);

2) предоставление налоговых привилегий:

- полное освобождение от уплаты  налогов и неналоговых платежей;

- предоставление льгот по налогам;

- налоговых кредитов;

3) перераспределение общегосударственных  доходов и налогов между уровнями  бюджетов:

- закрепление за местными бюджетами  полностью или частично общегосударственных  доходов;

- передача регионам части общегосударственных  доходов в виде регулирующих  доходных источников;

- предоставление трансфертов для  сбалансирования доходов и расходов  региональных бюджетов и др.;

4) резервирование части бюджетных  ресурсов достигается созданием  резервных фондов в составе  бюджетов всех уровней;

5) регулирование привлечения государственных  кредитов осуществляется посредствам  внутреннего государственного кредита  и международного государственного  кредита.

К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных  отношений, связанных с формированием  расходов бюджета, относятся:

1) финансирование расходов на  отрасли экономики на отрасли  экономики, социально-культурную  сферу, управление и оборону:

- прямое финансирование;

- дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего  бюджета нижестоящему бюджету  в случае, если собственных и  регулирующих доходов недостаточно  для сбалансированности нижестоящего  бюджета;

- субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому  лицу на условиях участия в  финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов

- субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету  на осуществление определенных  целевых расходов.[1, статья 2]

2) выравнивание расходов на отрасли  непроизводственной сферы в региональном  разрезе:

- принятие единого для всех  территорий республики норматива  бюджетной обеспеченности в отраслях  непроизводственной сферы в расчете  на одного жителя;

- предоставление трансфертов из  фонда финансовой поддержки регионов;

- финансирование капитальных вложений  в развитие сети учреждений  непроизводственной сферы.

3) перераспределение расходов между  уровнями бюджетной системы:

- передача объекта финансирования  с бюджета одного уровня на  другой ;

- передача трансфертов в качестве  дополнительных источников финансирования.

4) регулирование погашения государственного  долга (выплата долгов и процентов  по ним).

5) участие в формировании доходов  международных организаций, бюджета  Союзного государства Беларуси  и России.

Эффективность использования бюджетных методов  регулирования обуславливается  тем, что они гораздо легче  поддаются корректированию со стороны  государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

 

За многовековой период своего развития государственный  бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В  историческом процессе развития бюджета  Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным  периодам развития государства.

I этап –  с IX в. до конца XII в. –  характеризует зарождение бюджета  в волостях-княжествах Полоцкой  Руси и его развитие в составе  Древнерусского государства. На  этом этапе закладываются основы  бюджетного устройства, соответствующие  отдельным периодам развития  государства.

II этап –  с XIII в. до конца XVIII в. –  отражает развитие государственного  бюджета в Великом княжестве  Литовском, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. В течение этого периода продолжает формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осуществлен переход к налоговому государству. Доходы государственной казны увеличиваются за счет развития косвенного налогообложения, с развитием товарно-денежных отношений все больше платежей поступает в денежной форме, происходит трансформация бюджета в финансовую категорию. Вырабатывается механизм сбора государственных доходов и контроля их поступлений. Государственная казна формируется из натуральных и денежных податей и платежей. Доходы средневекового государства включали в себя добровольные дары, договорные домены, налоги и пошлины, доходы от верховного права на бесхозное имущество.

III этап –  с конца XVIII в. по 1919 г. – связан  с формированием бюджетов белорусских  губерний в составе России. На  этом этапе формируется многоуровневая  бюджетная система: образуются  местные бюджеты – земские,  городские, мирские, в них впервые  появляются расходы на хозяйственные  мероприятия территорий и социальные  нужды населения. Укрепляется  налоговая система, широкое распространение  получают акцизы. Бюджеты белорусских  губерний участвуют в формировании  общеимперских доходов.

IV этап –  с 1919 г. по 1990 г. – охватывает  период развития бюджета Белорусской  Советской Социалистической Республики  в основном в составе СССР. На этом этапе проводится ряд  мероприятий по реорганизации  финансовых отношений на основе  перестройки хозяйственного механизма,  преобразования форм и методов  руководства экономикой. Изменяются  состав и структура доходов  и расходов бюджета БССР, укрепляется  доходная база местных бюджетов. Бюджетная система Беларуси формируется  как часть единой бюджетной  системы мощного государства,  способная к самостоятельному  функционированию.

V этап –  с 1990 г. по настоящее время  – характеризует развитие бюджета  и формирование национальной  бюджетной системы Беларуси в  условиях суверенитета республики  и рыночных преобразований.

В настоящее  время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система  в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

  • бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
  • бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
  • бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

За I полугодие 2012 года в республиканский бюджет поступило 42,4 трлн.руб., что более чем в 2,3 раза больше уровня аналогичного периода 2011 года, в реальном выражении – на 20,4%. Доходы местных бюджетов составили 43,8 трлн.руб., что в номинальном выражении на 136,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года, в реальном выражении – на 22,3%. Данные о доходах республиканского и местных бюджетов приведены в приложении В и Г соответственно.

Различают еще  такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой  совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной  единицы Республики Беларусь. По итогам I полугодия текущего года доходы консолидированного бюджета составили 72,6 трлн.руб. и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза, в реальном выражении – на 21,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,9% ( в I полугодии 2011 года – 30,7% ВВП).

Основная  доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2012 года в бюджет поступило 64,3 трлн.руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступления увеличились в 2,3 раза, или на 18,8% в реальном выражении.

Неналоговые доходы за I полугодие 2012 года сложились в сумме 8,2 трлн.руб. и по сравнению с первым полугодием 2011 года увеличились в 2,8 раза ( в реальном выражении - на 44,4%). Данные доходов представлены в приложении Б.

Бюджетная система  Республики Беларусь основывается на принципах:

1) единства;

2) полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

3) сбалансированности бюджетов;

4) гласности;

5) самостоятельности бюджетов;

6) эффективности использования бюджетных средств;

7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8) достоверности бюджетов;

9) адресности и целевого назначения бюджетных средств;

10) ответственности участников бюджетного процесса.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми  ранее обязательствами предусматриваются  в полном объеме ассигнования на выплату  процентов по государственному долгу, погашение имеющейся на данный год  задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим  сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе  республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые  бюджетные фонды, средства которых  используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических  и других программ, ликвидацию последствий  стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли  быть предусмотрены при утверждении  бюджетов.

В основе распределения доходов  и расходов между звеньями бюджетной  системы лежит необходимость  достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации  бюджетной системы. При распределении  доходов и расходов решаются следующие  задачи:

  • сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;
  • заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;
  • равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;
  • приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий.

Информация о работе Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь