Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 17:41, курсовая работа
Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и структура государственного бюджета……………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………..6
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике………………………...8
1.3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………..11
2 Бюджетные отношения………………………………….……………………….16
3 Формы и методы бюджетного регулирования………………………………....18
4 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………..….27
Так как применяемые методы бюджетного
регулирования весьма разнообразны,
целесообразно провести их классификацию
для обеспечения возможности
выбора оптимального сочетания данных
методов с целью усиления роли
бюджета и повышения его
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
2) межтерриториальный –
3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
4) межгосударственный –
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.
Для регулирования межбюджетных отношений используются:
- межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;
- бюджетный кредит – бюджетные
средства, предоставляемые из
Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.
Задачи бюджетного регулирования:
Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.
Выделяют
следующие формы и методы бюджетного
регулирования, действующие в сфере
бюджетных отношений, связанных
с формированием доходов
1) изъятие части доходов,
2) предоставление налоговых
- полное освобождение от уплаты
налогов и неналоговых
- предоставление льгот по
- налоговых кредитов;
3) перераспределение
- закрепление за местными
- передача регионам части
- предоставление трансфертов
4) резервирование части
5) регулирование привлечения
К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:
1) финансирование расходов на
отрасли экономики на отрасли
экономики, социально-
- прямое финансирование;
- дотация – межбюджетные
- субсидии – бюджетные
- субвенции – межбюджетные
2) выравнивание расходов на
- принятие единого для всех
территорий республики
- предоставление трансфертов из
фонда финансовой поддержки
- финансирование капитальных
3) перераспределение расходов
- передача объекта
- передача трансфертов в
4) регулирование погашения
5) участие в формировании
Эффективность
использования бюджетных
4. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.
I этап –
с IX в. до конца XII в. –
характеризует зарождение
II этап –
с XIII в. до конца XVIII в. –
отражает развитие
III этап –
с конца XVIII в. по 1919 г. – связан
с формированием бюджетов
IV этап –
с 1919 г. по 1990 г. – охватывает
период развития бюджета
V этап –
с 1990 г. по настоящее время
– характеризует развитие
В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:
За I полугодие 2012 года в республиканский бюджет поступило 42,4 трлн.руб., что более чем в 2,3 раза больше уровня аналогичного периода 2011 года, в реальном выражении – на 20,4%. Доходы местных бюджетов составили 43,8 трлн.руб., что в номинальном выражении на 136,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года, в реальном выражении – на 22,3%. Данные о доходах республиканского и местных бюджетов приведены в приложении В и Г соответственно.
Различают еще
такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой
совокупность бюджетов Республики Беларусь
или соответствующей
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2012 года в бюджет поступило 64,3 трлн.руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступления увеличились в 2,3 раза, или на 18,8% в реальном выражении.
Неналоговые доходы за I полугодие 2012 года сложились в сумме 8,2 трлн.руб. и по сравнению с первым полугодием 2011 года увеличились в 2,8 раза ( в реальном выражении - на 44,4%). Данные доходов представлены в приложении Б.
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1) единства;
2) полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3) сбалансированности бюджетов;
4) гласности;
5) самостоятельности бюджетов;
6) эффективности использования бюджетных средств;
7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8) достоверности бюджетов;
9) адресности и целевого назначения бюджетных средств;
10) ответственности участников бюджетного процесса.
В бюджете на очередной финансовый
год в соответствии с принятыми
ранее обязательствами
В основе распределения доходов
и расходов между звеньями бюджетной
системы лежит необходимость
достаточности средств для обеспечения
нормального функционирования государства
в целом и всех входящих в него административно-
Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и расходов решаются следующие задачи:
Информация о работе Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь