Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная проблема бюджетной системы Республики Беларусь заключается в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность и структура государственного бюджета……………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………..6
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике………………………...8
1.3 Проблемы сбалансированности государственного бюджета………………..11
2 Бюджетные отношения………………………………….……………………….16
3 Формы и методы бюджетного регулирования………………………………....18
4 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь…………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………..….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.94 Кб (Скачать файл)

Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.

Роль бюджета заключается в  том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет  различные формы воздействия  на экономику – субсидирование организаций  и предприятий, государственные  инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно технический  прогресс, что позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Совокупность  всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система выполняет  три функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);

2) функция экономического регулирования — это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3)социальная функция предполагает  использование государственного  бюджета для перераспределения  национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе рыночного  и государственного механизмов регулирования.

В унитарных  единых государствах бюджетная система  включает два уровня: республиканский  бюджет и местные бюджеты, находящиеся  в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят федеральный бюджет.

Бюджетный процесс  представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Указанные стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет.

 

 

1.2 Доходы и расходы бюджета в  рыночной экономике

Бюджет, как  совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы страны. Это  воздействие бюджет оказывает через  соответствующие группы бюджетных  отношений – доходы и расходы  бюджета.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из схемы  следует, что: 1) стоимость каждого  материального потока равна величине денежного потока; 2) национальный продукт  равен национальному доходу; 3) совокупный спрос равен совокупному предложению; 4) совокупные доходы равны совокупным расходам.

Доходы бюджета  – поступающие в бюджет денежные средства, за

исключением средств, являющихся источниками  финансирования дефицита бюджета, а  также бюджетных кредитов, средств  от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Доходы бюджета  представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда  денежных средств государства.

Планирование  доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе  анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета  за текущий год. Проводится диагностика  методов мобилизации государственных  доходов. На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем уровням, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.

Доходы бюджета  классифицируются по следующим группам:

1) налоговые доходы;

2) взносы на государственное  социальное страхование;

3) неналоговые доходы;

4) безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

1) республиканские налоги, сборы  (пошлины), местные налоги и сборы  и другие налоговые доходы;

2) пени, начисленные за несвоевременную  уплату налогов, сборов (пошлин);

3) проценты за пользование отсрочкой  и (или) рассрочкой уплаты налогов,  сборов, таможенных платежей и  пени, налоговым кредитом.

Налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными  видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами  и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

финансовая помощь и бюджетные  ссуды от бюджетов других уровней  и др.

К безвозмездным  поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления  от:

1) иностранных государств;

2) международных организаций;

3) другого бюджета в форме  межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в  доходах того бюджета, которому эти  средства предоставляются.

Важным источником доходов государственного бюджета  являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться  при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Текущие расходы  бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки  другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики  на текущее функционирование, а также  включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и  материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную  и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные  для инвестиций в действующие  или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы. Капитальные расходы связаны  с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и  материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы  бюджета также включают в себя расходы на создание государственных  запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности.

Многообразие конкретных видов  бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

1) расходы на функционирование  бюджетных организаций;

2) бюджетные трансферты населению;

3) субсидии организациям и физическим  лицам;

4) бюджетные трансферты за границу;

5) межбюджетные трансферты;

6) расходы на увеличение стоимости  основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;

7) бюджетные ссуды, бюджетные  займы;

8) бюджетные кредиты;

9) расходы на обслуживание долговых  обязательств;

10) другие формы расходов в  соответствии с бюджетным законодательством.

В расходной  части республиканского бюджета  предусматривается создание резервных  фондов. Средства резервных фондов расходуются на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.

В расходную  часть бюджета входят государственные  целевые бюджетные фонды –  фонды денежных средств, образованные в соответствии с законодательством  Республики Беларусь в составе бюджета  за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретного вида доходов или  иных поступлений использующихся по отдельной смете.

Подобными бюджетными фондами могут  являться республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, республиканский дорожный фонд, фонд национального развития, инновационные фонды.

Помимо целевых  бюджетных фондов существуют и государственные  внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета и бюджетов местных органов  власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.

Таким образом, показатели доходов и расходов бюджета  отличаются большим разнообразием, что объективно вызывает необходимость  их классификации. Бюджетная классификация  представляет собой систематизированную  группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также  источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

В январе-сентябре 2012 г.  общий объем денежных доходов  населения Республики Беларусь составил 223,8  трлн. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. увеличился в 2,1 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 1,8 раза.

Реальные  располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов,  сборов и взносов,  скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги)  в январе-сентябре 2012 г.  по сравнению с январем-сентябрем 2011 г.  увеличились на 16,1% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.

Данные,  характеризующие основные показатели доходов населения,

приведены в приложении А.

 

 

1.3 Проблема сбалансированности  государственного бюджета

 

Как только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их сбалансирования. Однако существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью  бюджета, таких как проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.

Внутренний  государственный долг – задолженность  государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями  ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – задолженность государства  иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным  организациям.

Государственный долг выступает в двух основных формах — государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные  в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

Одним из важнейших вопросов государственных  финансов является проблема бюджетного дефицита. Дефицит бюджета — это  сумма, на которую в данном году расходы  бюджета превосходят его доходы.

Причины бюджетного дефицита следующие. Это спад производства, массовый выпуск денег, излишние, неоправданные  социальные программы, оборот теневого капитала в огромных масштабах. К  важнейшим факторам, влияющим на бюджетный  дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП  в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции  и многое другое, что не поддается  учету.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ — это выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает  формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия  существует посредством создания резервов коммерческих банков.

Можно выделить несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первая концепция базируется на том, что  бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован  в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться устойчивым бюджетным  дефицитом. Вторая и третья концепции  лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит. Такая политика предполагает наличие  четкой программы финансовых мероприятий  в рамках денежного потенциала страны, контроль развития бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, а также выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Информация о работе Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь