Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики.

Содержание

Введение 3

1. Особые экономические зоны России 5

1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5

1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8

2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8

3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

ОЭЗ_полн.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение                                                                                                                                           3

1. Особые экономические зоны России                                                                                       5

        1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды                                                          5

        1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации                              6

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики                                                                              8

      2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики                                               8

3. Основные проблемы ОЭЗ в России                                                                                       13

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ                                                             15

Список использованной литературы                                                                                         17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс  международного разделения труда. На сегодняшний  день положение России во внешней  торговле товарами и услугами не столь  благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной  активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках  продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и  отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики. Эффективное использование природных  богатств – далеко не достаточное  условие для устойчивого экономического роста, порой только отвлекающее  от решения ключевых задач развития. Поэтому одной из важнейших целей  остается реструктуризация экономики  и создание производств, выпускающих  качественные и востребованные рынком товары.

Сложившаяся в России на данный момент инфраструктура не в  состоянии обеспечить решение задач  экономического роста страны теми темпами, которые позволяет достигнуть складывающаяся экономическая ситуация во многих регионах нашей страны, и существует настоятельная  потребность в ускоренном решении  проблем, сдерживающих развитие производственной инфраструктуры.

По результатам мониторинга  перспективных инвестиционных проектов частных компаний в регионах Российской Федерации (более 600 млрд. долларов инвестиций в ближайшие 10 лет) установлено, что  в 90% случаев основным ограничением реализации проекта является недостаточное  развитие инфраструктуры.

Последние года Россия демонстрирует значительные темпы развития экономики. Внутренний рынок становится все более привлекательным, обостряется конкурентная борьба за российского потребителя.

Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий  для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности  отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.

Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и функционирования особых экономических  зон (ОЭЗ). Что же такое особая экономическая  зона? В отечественных и зарубежных источниках отсутствует однозначная  трактовка ОЭЗ. Существующие определения  охватывают или отдельные виды зон, или дают различные общие трактовки  этих хозяйственно-территориальных  образований, что нередко осложняет  понимание их сущности.

В 1960—70-е гг., когда в  мире преобладали свободные торговые зоны, Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания этих зон  принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом  зона свободной торговли (или «зона-франко») определяется как часть территории страны, в которой любые товары считаются находящимися за пределами  таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и  налогообложению. [18, 125-129] Из этого определения  видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные  в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются  в отношении ввозимых товаров  на других территориях этой страны. Это означает, что товары, импортируемые  в зоны свободной торговли из-за границы, не декларируются, в то же время  местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а только облегчают  его.

Определяющее этот режим  специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов  в особой экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, административный режим, лицензирование, визовое оформление, банковская деятельность, имущественные  отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны), предоставление концессий, гарантии прав инвесторов, управление зоной. Определенную специфику  в особой экономической зоне могут  иметь также нормы трудового  и социального законодательства.

Идея создания особых экономических  зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста  за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный  опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики наряду с Банком развития, Инвестиционным фондом, государственными корпорациями и т.д.

В настоящее время в  основном сформирована нормативная  правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система  управления данным процессом. Минэкономразвития  России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют 24 особые экономические зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических  и 3 портово-логистические, на территории российских которых зарегистрировано 257 резидентов.

 

 

 

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗОНЫ РОССИИ

1.1 Особые экономические  зоны, их задачи и виды

Одним из инструментов привлечения  инвестиций и повышения эффективности  взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике выступает  создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они призваны решать многие важные задачи, связанные с вливанием  иностранного капитала, реализацией  региональной политики, обеспечением занятости населения и стимулированием  экспорта товаров и услуг.

Логика создания ОЭ3 обусловлена  стремлением к интеграции с мировой  экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих  большое значение для национального  хозяйства.

Особая экономическая  зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности Федеральный закон  РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических  зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ). Это ограниченная территория с особым юридическим  статусом по отношению к остальной  территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или  иностранных предпринимателей. Главная  цель создания таких зон - решение  стратегических задач развития государства  в целом или отдельной территории, в том числе:

- развитие обрабатывающих  и высокотехнологичных отраслей  экономики;

- производство новых видов  продукции, развитие экспортной  базы и импортозамещающих производств;

- развитие туризма и  санаторно-курортной сферы;

- привлечение прямых иностранных  инвестиций;

- создание новых рабочих  мест для высококвалифицированного  персонала;

- апробация новых методов  менеджмента и организации труда;

- снижение уровня коррупции.

С точки зрения инвесторов, создание ОЭЗ способствует достижению таких целей, как освоение новых  рынков сбыта, приближение производства к потребителю, минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.

Особые экономические  зоны принято классифицировать, прежде всего, по выполняемым функциям:

- Зона свободной торговли (ЗСТ) -- территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. В такой зоне проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке.

- Промышленно-производственная  зона (ППЗ) -- часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

- Технико-внедренческая  зона (ТВЗ) -- территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примерами ТВЗ выступают технопарки и технополисы.

- Туристско-рекреационная  зона (ТРЗ) -- территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность -- создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

- Портовая зона - создается  на территории морских портов, открытых для международного  сообщения и захода иностранных  судов, а также на территориях,  предназначенных в установленном  порядке для строительства, реконструкции  и эксплуатации морского порта.

Информация о работе Особые экономические зоны России