Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:12, курсовая работа
Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики.
Введение 3
1. Особые экономические зоны России 5
1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5
1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6
2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8
2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8
3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13
4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15
Список использованной литературы 17
На сегодняшний день в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.
Кроме того, на всей территории
Калининградской области
На конец 2010 года всего на территории российских ОЭЗ зарегистрировано 257 резидентов.
1.2 Эволюция особых
экономических зон в
В развитии особых экономических
зон в Российской Федерации можно
выделить три этапа. Первый этап, с 1991
по 1995 г. пришелся на начало институциональных
преобразований в России и считается
периодом заложения основ
С точки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» (1994), созданная для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве цели деятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительного функционирования они прекратили свое существование.
Период бурного развития ОЭ3 сменился курсом на ликвидацию крупных зон и формирование микрозон, представляющих собой разновидность особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу такой политики был положен принцип выгодного географического положения и минимизации затрат на инфраструктурное обустройство. В результате точечные зоны распространились по разным регионам: в одной только Москве к концу 1994 г. их насчитывалось около 150 Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. Особые экономические зоны и развитие туризма. Сочи: СГУТиКД, 2006
Начало второго этапа (1996-2004 гг.) характеризовалось параллельным развитием крупных и точечных микрозон. С течением времени происходило вытеснение производственных зон российскими офшорами, которые часто использовались как инструмент ухода от налогов. Характерным примером в этом отношении является опыт работы офшорной зоны «Ингушетия». Тысячи российских предприятий получили статус резидента этой зоны, были освобождены от налогообложения, но фактически свою деятельность осуществляли на других территориях. Общие потери региональных бюджетов, по экспертным оценкам, только в 1995 г. составили около 2 трлн руб. Первая половина второго этапа протекала на фоне общей макроэкономической и политической нестабильности. Отсутствие последовательной государственной экономической политики сказывалось и на развитии ОЭ3. Не было четкой стратегии и тактики по созданию особых зон, по выработке целей и приоритетов в этой области. Несовершенство законодательства приводило к противоречиям между федеральными и региональными правовыми актами, к разному пониманию целей и задач функционирования ОЭ3. На практике они стали средством лоббирования региональных интересов, их создание определялось не экономической целесообразностью, а результатами борьбы субъектов Федерации за налоговые льготы.
В конце 90-х годов политика свертывания деятельности особых экономических зон привела к тому, что на территории РФ реально функционировали две особые зоны - в Калининградской и Магаданской областях, Экономическая стабилизация и начало инвестиционного роста, наблюдавшиеся в 2000-2004 гг., предопределили необходимость нового подхода к формированию ОЭ3. Однако некоторая инерционность экономического поведения и чрезмерная бюрократизация не позволяли в кратчайшие сроки создать унифицированную нормативно-правовую базу и внедрить в практику организационно-экономический механизм управления ОЭ3.
Точкой отсчета третьего
современного этапа стало принятие
в 2005 г. Федерального закона «Об особых
экономических зонах в
2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики
2.1 Типы особых экономических зон и их характеристики
Операционно-функциональная структура особых экономических зон в мире достаточно многообразна, и в последние десятилетия "семейство" ОЭЗ пополнилось. [14]
В соответствии с хозяйственной специализацией ОЭЗ в России подразделяются на следующие основные типы:
Рассмотрим механизм и основные направления их деятельности.
Промышленно-производственные ОЭЗ.
Характеристика ОЭЗ промышленно-производственного типа:
Характеризуются тем, что
в них создаются предприятия,
в которых производятся товары на
экспорт на основе импортируемых
полуфабрикатов, комплектующих изделий
и других компонентов, либо на тех
же основах выпускается так
На предприятиях промышленно-производственной
зоны осуществляется сборка готовой
продукции, реализуемая на близлежащих
территориях и в первую очередь
в ближайшей стране-импортере
капитала. Первоначально, как правило,
обязательно с экспортом
Эти ОЭЗ имеют специальный таможенный режим, где действуют определенные финансовые и налоговые льготы. Деятельность таких ОЭЗ направлена на возрождение национальной экономики.
Технико-внедренческие ОЭЗ.
Характеристика ОЭЗ технико-внедренческого типа: