Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики.

Содержание

Введение 3

1. Особые экономические зоны России 5

1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5

1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8

2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8

3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

ОЭЗ_полн.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день в  России существуют особые экономические  зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует  Особая Экономическая Зона, которая  имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для  большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение  ОЭЗ на всю территорию области  и т.д. Федеральный Закон № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в  Калининградской области и о  внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 г.

На конец 2010 года всего на территории российских ОЭЗ зарегистрировано 257 резидентов.

 

1.2 Эволюция особых  экономических зон в Российской  Федерации

В развитии особых экономических  зон в Российской Федерации можно  выделить три этапа. Первый этап, с 1991 по 1995 г. пришелся на начало институциональных  преобразований в России и считается  периодом заложения основ функционирования особых экономических зон. В те годы они рассматривались как необходимый  элемент рыночной экономики и  свободного предпринимательства, инструмент комплексного социально-экономического и научно-технического развития регионов. В начале 90-х годов прошлого века были заложены правовые основы создания особых зон, установлен порядок образования  и льготный характер хозяйственной  деятельности. В частности, предусматривалось  предоставление бюджетных кредитов, направляемых на финансирование приоритетных инфраструктурных объектов. Решение  об учреждении ОЭЗ принималось индивидуально  по каждой зоне и оформлялось постановлением Верховного Совета (после его роспуска - указами Президента РФ или законодательными актами субъектов РФ). На этой основе исполнительными органами власти закреплялся  их хозяйственно-правовой статус, определялись направленность деятельности и особенности  налогообложения. Среди наиболее крупных  зон, созданных за этот период, следует  выделить ОЭЗ «Находка» (1990), ОЭЗ  «Выборг» (1991), зону экономического благоприятствования (3ЭБ) «Ингушетия» (1994), Калмыцкий налоговый  оазис (1995).

С точки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3 «Кавказские Минеральные  Воды» (1994), созданная для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве цели деятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительного функционирования они прекратили свое существование.

Период бурного развития ОЭ3 сменился курсом на ликвидацию крупных  зон и формирование микрозон, представляющих собой разновидность особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу такой политики был положен принцип выгодного географического положения и минимизации затрат на инфраструктурное обустройство. В результате точечные зоны распространились по разным регионам: в одной только Москве к концу 1994 г. их насчитывалось около 150 Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. Особые экономические зоны и развитие туризма. Сочи: СГУТиКД, 2006

Начало второго этапа (1996-2004 гг.) характеризовалось параллельным развитием крупных и точечных микрозон. С течением времени происходило вытеснение производственных зон российскими офшорами, которые часто использовались как инструмент ухода от налогов. Характерным примером в этом отношении является опыт работы офшорной зоны «Ингушетия». Тысячи российских предприятий получили статус резидента этой зоны, были освобождены от налогообложения, но фактически свою деятельность осуществляли на других территориях. Общие потери региональных бюджетов, по экспертным оценкам, только в 1995 г. составили около 2 трлн руб. Первая половина второго этапа протекала на фоне общей макроэкономической и политической нестабильности. Отсутствие последовательной государственной экономической политики сказывалось и на развитии ОЭ3. Не было четкой стратегии и тактики по созданию особых зон, по выработке целей и приоритетов в этой области. Несовершенство законодательства приводило к противоречиям между федеральными и региональными правовыми актами, к разному пониманию целей и задач функционирования ОЭ3. На практике они стали средством лоббирования региональных интересов, их создание определялось не экономической целесообразностью, а результатами борьбы субъектов Федерации за налоговые льготы.

В конце 90-х годов политика свертывания деятельности особых экономических  зон привела к тому, что на территории РФ реально функционировали две  особые зоны - в Калининградской  и Магаданской областях, Экономическая  стабилизация и начало инвестиционного  роста, наблюдавшиеся в 2000-2004 гг., предопределили необходимость нового подхода к  формированию ОЭ3. Однако некоторая инерционность экономического поведения и чрезмерная бюрократизация не позволяли в кратчайшие сроки создать унифицированную нормативно-правовую базу и внедрить в практику организационно-экономический механизм управления ОЭ3.

Точкой отсчета третьего современного этапа стало принятие в 2005 г. Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который впоследствии был  дополнен статьями, регламентирующими  условия образования и порядок  ведения предпринимательской деятельности в особых туристско-рекреационных (2006 г.) и портовых (2007 г.) зонах. Новый  закон позволил преодолеть несовершенство и фрагментарность российского  законодательства. Он определил цели, условия создания механизм управления ОЭ3, правовое положение резидентов и порядок землепользования и  налогообложения. Легитимизация ОЭ3 позволила уже в конце 2005 г. создать две промышленно-производственные и четыре технико-внедренческие зоны, а в 2006-2010 г. восемь туристско-рекреационных зон.

 

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики

2.1 Типы особых экономических зон и их характеристики

Операционно-функциональная структура особых экономических зон в мире достаточно многообразна, и в последние десятилетия "семейство" ОЭЗ пополнилось. [14]

В соответствии с хозяйственной  специализацией ОЭЗ в России подразделяются на следующие основные типы:

  • промышленно-производственные;
  • технико-внедренческие;
  • туристско-рекреационные;
  • портовые.

Рассмотрим механизм и  основные направления их деятельности.

Промышленно-производственные ОЭЗ.

Характеристика ОЭЗ промышленно-производственного типа:

  • Размещение объектов промышленного назначения;
  • Площадь не более 20 кв.км.;
  • Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  • Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. (часть третья в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • Срок существования не более 20 лет;
  • Капитальные вложения не менее 10 млн. , в первый год - не менее 1 млн. .

Характеризуются тем, что  в них создаются предприятия, в которых производятся товары на экспорт на основе импортируемых  полуфабрикатов, комплектующих изделий  и других компонентов, либо на тех  же основах выпускается так называемая импортозамещающая продукция для  внутреннего рынка.

На предприятиях промышленно-производственной зоны осуществляется сборка готовой  продукции, реализуемая на близлежащих  территориях и в первую очередь  в ближайшей стране-импортере  капитала. Первоначально, как правило, обязательно с экспортом готовой  продукции, затем используются местное  сырье и полуфабрикаты и импортной  техники и технологии, затем поставка на внутренний рынок.

Эти ОЭЗ имеют специальный таможенный режим, где действуют определенные финансовые и налоговые льготы. Деятельность таких ОЭЗ направлена на возрождение национальной экономики.

Технико-внедренческие ОЭЗ.

Характеристика ОЭЗ технико-внедренческого типа:

  • Ведение технико-внедренческой деятельности;
  • Создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра (часть вторая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  • Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. (часть третья в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • Срок существования не более 20 лет.

Информация о работе Особые экономические зоны России