Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:12, курсовая работа
Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики.
Введение 3
1. Особые экономические зоны России 5
1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5
1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6
2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8
2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8
3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13
4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15
Список использованной литературы 17
Технико-разрабатывающие
или технико-внедренческие зоны
- это территориальные
Эти образования пользуются широкой всесторонней поддержкой государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и налоговые кредиты. Главная цель их создания и функционирования: стимулировать инновационную деятельность всех типов (от разработки до внедрения включительно) и повышать эффективность НТП в целом, а не только отдельных направлений науки и техники.
Среди технико-внедренческих зон, действующих в России, наиболее широко представлены технологические (технопарки). Наиболее успешно функционируют "Зеленоград" и "Дубна".
В первой половине 90-х гг.
большинство их этих технопарков
были созданы по решениям местных
органов власти. В последние годы
этому вопросу стало уделяться
внимание и со стороны федеральных
властей. Так, в 1997 г. Министерство промышленности,
науки и технологий РФ, Министерство
образования РФ совместно с государственными
фондами технологического развития
и содействия развитию малых предприятий
в научно-технической сфере
Одним их важных направлений
деятельности программы стали создание
и поддержка инновационных
Туристско-рекреационные ОЭЗ.
Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:
Новым явлением в российской
практике создания функциональных зон
стали туристско-рекреационные
В России первой эколого-экономической зоной могла стать зона "Горный Алтай", созданная в 1991 г. в целях формирования экспериментальной модели устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В эколого-экономической зоне "Горный Алтай" вводилась система ограничения режимов природопользования и хозяйствования, устанавливались экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям. Однако практика зоны "Горный Алтай" показала, что в деятельности зоны были допущены крупные налоговые нарушения. В итоге, просуществовав около трех лет, эта зона была ликвидирована.
Крупной эколого-экономической зоной могут стать Кавказские минеральные воды в Ставропольском крае, которые специализируются на развитии туризма, рекреационной сферы и создании экологически чистой курортной зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято решение о создании туристско-рекреационных зон, которые будут включать туристические комплексы г. Пушкин, Петродворца и Курортного района. Эти зоны получат различные льготы, которые могут привести к расширению туризма в регионе, увеличению валютных поступлений в местный бюджет.
Портовые ОЭЗ.
Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Портовые особые экономические
зоны создаются на территориях существующих
морских и речных портов, открытых
для международного сообщения и
захода иностранных судов, территориях
аэропортов, открытых для приема и
отправки воздушных судов, выполняющих
международные перевозки, а также
на территориях, предназначенных в
установленном порядке для
На момент создания портовой особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц.
В связи с длительным периодом
окупаемости портового
Портовые ОЭЗ создаются на 49 лет.
Две Особые экономические
зоны: в Магаданской и
Магаданская область находится
на крайнем Северо-востоке России
и омывается водами Тихого океана
и Охотского моря. Создание и функционирование
Особой экономической зоны в Магаданской
области закреплено Федеральным законом
от 31.05.99г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической
зоне в Магаданской области", законом
Магаданской области от 29.06.99г. № 75-ОЗ "Об
Особой экономической зоне в Магаданской
области" и законом Магаданской области
от 05.07.99г. № 80-ОЗ "Об изменении административно-
Свободная экономическая зона в Магаданской области
Особенность статуса этой зоны заключается в действующих на её территории льготах по налоговым и таможенным платежам для участника Особой экономической зоны. Для того чтобы воспользоваться этими льготами, необходимо иметь регистрационное свидетельство выданное Администрацией Особой экономической зоны.
В период с 2006 года до конца 2014 года участники Особой экономической зоны в Магаданской области будут освобождаться от уплаты налога на прибыль, причем, только в отношении прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Для того чтобы использование налоговых льгот было правомерным, участники ОЭЗ должны вести отдельный учёт операций, осуществляемых в пределах ОЭЗ и Магаданской области.