Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики.

Содержание

Введение 3

1. Особые экономические зоны России 5

1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5

1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8

2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8

3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

ОЭЗ_полн.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что только часть  ранее созданных ОЭЗ может сохранится в новых, более жестких условиях рыночных отношений. Чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко определить модель развития ОЭЗ.

Вместе с тем это  не означает, что у российских ОЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными представляются ОЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перспективы у ОЭЗ "Шерризон" - российского варианта ОЭЗ "Шеннон". Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту "Шереметьево" территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортоориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование "Шерризон" может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов "Домодедово" и "Внуково".

Перспективной формой ОЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.

Создание технопарков  могло бы не только привести к организации  отдельных высокотехнологичных  производств, но и содействовать  расширению и диверсификации российского  экспорта. Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народнохозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств  за счет экспорта высокотехнологичной  продукции; способствовать развитию отечественной  промышленности, которая, будучи неспособной  первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить "утечку умов". Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости.

Другое стратегически  оправданное направление - реализация транспортно-географического положения  России и потенциала ее припортовых  территорий. Создание здесь широкой  сети свободных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло  бы к ней крупные потоки товаров  и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран  Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого  выигрышного положения зоны (Кемеровская  область, Алтайский и Забайкальский  край) могут быть преобразованы в  ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует  уделять не столько традиционным для ОЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

Кроме того, в настоящее  время вопрос о функционировании, поддержании и контроле ОЭЗ рассматривается как один из регуляторов экономики. Так 6 октября 2009 г. президент Дмитрий Медведев своим указом ликвидировал Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами ("РосОЭЗ"). Все функции и полномочия, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений, ранее принадлежавшие "РосОЭЗ", перешли к Министерству экономического развития.

Изложенное дает основания  считать, что в подходе к ОЭЗ в нашей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Деятельность свободных экономических зон в Российской Федерации трудно оценивать однозначно. С одной стороны, российский опыт создания ОЭЗ можно назвать неудачным. В погоне за получением льгот по привлечению инвестиций местные власти не принимали во внимание возможную эффективность функционирования зоны и ее влияние па экономику региона в долгосрочной перспективе. Неудивительно, что подавляющее большинство созданных ОЭЗ de facto прекратили свое существование. Но, с другой стороны, вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания ОЭЗ в будущем. При грамотной политике и учете специфики пашен страны деятельность ОЭЗ может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать ОЭЗ как панацею для оздоровления экономики страны в целом, в подавляющем большинстве случаев подобные образования помогают успешно решать локальные и региональные экономические и социальные задачи. Однако для этого в государстве должна быть разработана четкая правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания разнообразных зон экономического благоприятствования может нарушить баланс между регионами страны, что особенно опасно для такого крупного федеративного государства, как Россия.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.  Авдокушин Е. Международные экономические отношении; Учеб. пособие. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. - 196с.

2.  Горячев В. "Свободной  зоне - свободное общение" // Международная  жизнь. - 1993. - №11. - с.53.

3.  Зименков Р. Россия: интеграция в мировую экономику: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 432с.

4.  Коваленко Е., Зинчук  Г., Кочеткова С. Региональная  экономика и управление: Учебное  пособие, 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2008. - 288с.

5.  Кожокин Е., "Свободные экономические зоны и региональная политика" // Международная жизнь. - 1991. - №10. - с.48.

6.  Корнейчук Н. "Специальные  экономические зоны: опыт и перспективы" // Вопросы экономики. - 1991. - №10. - с.107.

7.  Приходько С., Трошин  Н. "Варианты развития взаимосвязей  СЭЗ и национальной экономики" // Вопросы экономики. - 1991. - №10. - с.87.

8.  Раненко В. "Свободная зона в экономической перспективе" // Международная жизнь. - 1993. - №11. - с.33.

9.  Семенов Г. "Развитие  свободных экономических и оффшорных  зон" // Российский экономический  журнал. - 1995. - №1. - с.38.

10.  Смородинская Н. "Какой быть СЭЗ "Находка"?" // Международная жизнь. - 1993. - №11. - с.70.

11.  Смородинская Н., Капустин А. "Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы" // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - с.128.

12.  Чубайс А. "Ленинградская  зона свободного предпринимательства:  состояние и перспективы" // Вопросы  экономики. - 1991. - №10. - с.80.

13.  Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. "Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России" // Вопросы экономики. - 2000. - №10. - с.104.

14.  Федеральный закон  от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об Особых  экономических зонах в Российской  Федерации".

15.  http:///www.rosoez/ru/ (Федеральное  агентство по управлению особыми  экономическими зонами - РосОЭЗ).

16.  http://www.vremya.ru/2009/183/4/238954.html.

 

Информация о работе Особые экономические зоны России