Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики.

Содержание

Введение 3

1. Особые экономические зоны России 5

1.1. Особые экономические зоны, их задачи и виды 5

1.2. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации 6

2. Типы ОЭЗ и их основные характеристики 8

2.1. Типы особых экономических зон и их характеристики 8

3. Основные проблемы ОЭЗ в России 13

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ 15

Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

ОЭЗ_полн.docx

— 54.97 Кб (Скачать файл)

Не менее существенными являются таможенные льготы. В соответствии со ст.6 Федерального закона на территории Магаданской области устанавливается режим свободной таможенной зоны. Это, в частности, означает, что иностранные товары размещаются и используются в границах ОЭЗ без взимания таможенных пошлин и налогов.

Уплата регистрационных  сборов при регистрации внешнеторговых операций производится в размере:

  • 20% - на продовольственные товары;
  • 50% - транспортные средства представленные в товарных позициях 8702-8703 ТН ВЭД;
  • 40% - на остальные товары;

от суммы таможенных освобождений при осуществлении таможенного  оформления импортируемого (экспортируемого) товаров.

Особая экономическая  зона в Калининградской области

ОЭЗ в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

На территории ОЭЗ в  Калининградской области действует  таможенный режим свободной таможенной зоны - таможенный режим, при котором  иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, установленных Федеральным  законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.  "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Для въезда в Калининградскую  область иностранных граждан - представителей резидентов, инвесторов, а также  лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической  зоне, Правительством Российской Федерации  устанавливается упрощенный порядок  оформления виз. Он предусматривает  возможность их оформления указанным  категориям иностранных граждан  непосредственно в пункте пропуска через государственную границу  Российской Федерации при въезде в Калининградскую область.

На территории свободной  экономической зоны не допускается:

  • размещение объектов жилищного фонда. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; (п.1 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов; (п.2 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
  • Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне (часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

Управляющая компания

 ОАО «Особые экономические  зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся  действующие и вновь создаваемые  особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются  на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного  бизнеса, 3 на развитии портово-логистических  и транспортных узлов.

 ОАО «ОЭЗ» создано  в 2006 году, его единственным акционером  является государство. С момента  принятия закона об ОЭЗ в  2005 году и до 2010 компания действовала  как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

 С 2006 года по 2010 год  в особые экономические зоны  России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает  обороты. Среди них есть такие  транснациональные гиганты как  Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

 ОАО «ОЭЗ» привлекает  инвесторов из числа крупнейших  международных и российских корпораций  либо независимых специализированных  компаний среднего размера и  работает с ними, аккумулируя  лучший мировой опыт в области  развития и управления особыми  экономическими зонами.

 

3. Основные проблемы ОЭЗ в России

Несмотря на короткий срок существования российских ОЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства ОЭЗ в России, если придерживаться международных стандартов, не эффективна.

Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических  зон в России, проведенная международной  ассоциацией развития ОЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания ОЭЗ не достигнуты. При отсутствии надежной правовой базы по созданию ОЭЗ деятельность этих территориальных объединений не способствует решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.

Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в  страну иностранных инвестиций зональные  льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских  группировок и способом первоначального  накопления капиталов, впоследствии утекающих  за рубеж.

Слишком большие размеры  территории ОЭЗ. Площадь первых одиннадцати зон в России превышала территории таких европейских государств, как Франция и Испания, вместе взятых. В России целые области и края получили статус ОЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим. На что, скажем, могла рассчитывать "Даурия", включив в ОЭЗ всю территорию области - свыше 400 тыс. км2 или "Ева" (Еврейская автономная область) - 360 тыс. км2. [3, стр. 195] Другие зоны также стремились взять под свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее, тем ниже эффективность функционирования зоны. Исходя из мировой практики для нормального обустройства 1 км2 зоны экспортного производства требуются вложения порядка 45-50 млн. долл., свободной таможенной зоны - 15-20 млн. долл. [13, стр.112] Гигантомания в этом деле не могла приводить к реальному успеху: одни затраты на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.

Нахождение большинства  ОЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования ОЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаен, обеспечивается за счет приграничного расположения.

Отрицательное воздействие  ОЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода является ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерам было предоставлено право неограниченного ввоза па территорию области товаров иностранного производства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие на территории ОЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, неспособных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией. В результате, поданным Госкомстата РФ, падение физического объема производства промышленной продукции в Калининградской области в 1991 - 1998 гг. составило 71,2%. Это один из самых худших показателей в Российской Федерации: в среднем но стране падение производства за данный период было равно 49,7%. [13, стр.111] Затем постановлениями правительства было введено квотирование импорта па территории области, однако это не способствовало улучшению ситуации, так как в состав квотируемой попала продукция, не производимая в области и необходимая промышленным предприятиям (например, бензин). А также отсутствие четкого контроля со стороны государства дают возможность злоупотреблений на территории ОЭЗ.

Слабое звено в деятельности российских ОЭЗ - отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования ОЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана.

Недостаточное и неэффективное  использование возможностей, предоставляемых  режимом экономического благоприятствовании. Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов. Изначально создававшиеся как экспортные промышленно-производственные ОЭЗ в Калининградской области и Находке использовались прежде всего для вывоза из РФ различных видов сырья, а также продукции, собранной из импортных компонентов. В конце 2008 года Генпрокуратура проводила проверку деятельности РосОЭЗ. По ее итогам она направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось, что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.

Результатом подобной политики зонирования в России, несмотря на определенные коррективы, вносимые на местах, служат слабая эффективность  этих зон и иррациональность.

 

 

 

 

4. Перспективы функционирования российских ОЭЗ

В современных условиях требуется  пересмотр политики зонирования  на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более  конструктивного использования  мирового опыта.

Информация о работе Особые экономические зоны России