Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:49, курсовая работа
Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов. Вместе с тем, какую – то часть кооперативов также именуют кооперацией. Действительно, существует не только мировая кооперация, но и ее части, а именно кооперация, например, европейская, российская, белорусская, вологодская, уральская и т.д. Более того, каждый отдельно взятый кооператив тоже может рассматриваться как кооперация – кооперация его участников.
Однако полного сходства, а тем более равенства понятий кооперации и кооператива нет. Кооперацию нельзя сводить к простой арифметической сумме кооперативов. Дело в том, что кооперация представляет собой такое целое, которое больше суммы своих частей. Это объясняется тем, что благодаря соединению, согласованным действиям, взаимному дополнению, сотрудничеству кооперативов и их членов между собой в кооперации возникает массовая сила, развивается дополнительный полезный эффект. Данное явление называет эффектом субаддитивности (additio – прибавление). Каждое очередное присоединение вновь возникших кооперативов и новых членов приносит, как правило, не соответствующее, а большее прибавление полезного эффекта.
Введение
Среда функционирования организаций системы потребительской кооперации
Понятие внешней и внутренней среды деятельности кооперативных организаций
Социально – экономические показатели района деятельности кооперативных организаций и их характеристика (маркетинговые исследования)
Причины снижения конкурентоспособности
Экономическая характеристика предприятия
Общая характеристика предприятия
Анализ финансового состояния организации
Анализ конкурентоспособности Оршанского Райпо
Заключение
Список используемой литературы
Конкуренты, это те субъекты хозяйствования с которыми торговые организации борются за ресурсы внешней среды. К ним относятся:
-внутрисистемные
конкуренты – торговые объекты
системы потребительской
-внутриотраслевые конкуренты – субъекты хозяйствования, которые осуществляют аналогичную деятельность (торговые объекты других торговых систем), индивидуальные предприниматели и др.);
-потенциальные
конкуренты, то есть те, которые
могут выйти на
Кроме внешней среды результативность деятельности потребительского общества зависит от внутренней организации, то есть внутренней среды.
Внутренняя
среда – это совокупность условий
и системы взаимосвязи
1.2.
Социально – экономические
Состояние
внешней и внутренней среды характеризуется
рядом социально –
Исходя
из предназначения торговых организаций
системы потребительской
Численный состав отдельных населенных пунктов предопределяет размещение розничной торговой сети и предприятий общественного питания, является основой для расчета потребности товаров, а данные о половозрастном составе используются для составления заказов по внутригрупповому ассортименту. Изменения численности и состава обслуживаемого населения отражаются на общем объеме розничного товарооборота, а также обусловливают существенные сдвиги в его структуре.
Как и всякая сложная система, обслуживаемое население – политструктурно. Оно может быть описано несколькими структурами в соответствии с тем, по каким признакам выделены группы людей. Наиболее важными с точки зрения формирования спроса представляются следующие структуры обслуживаемого населения:
Целесообразно выделять и такую характеристику населения, как рыночный менталитет, который в полной мере присущ жителям стран с развитой рыночной экономикой и характеризует круг их интересов и норм поведения, что является факторами распределения спроса.
Вторым важным показателем, определяющим объем и структуру товарооборота и тесно связанным с численностью обслуживаемого населения, являются денежные доходы. Их рост влечет существенные изменения покупательского спроса. Так, в условиях стабильного развития экономики с ростом денежных доходов населения увеличивается доля расходов на покупку непродовольственных товаров и соответственно уменьшается доля расходов на покупку продовольственных товаров. Кроме того, рост денежных доходов приводит к существенным структурным сдвигам внутри продовольственных и непродовольственных товарных групп. Как правило, с ростом денежных доходов увеличивается реализация более дорогих продуктов питания (мяса и мясопродуктов, молочных продуктов, кондитерских изделий и т.д.) при одновременном снижении объемов продажи хлеба, картофеля и т.д. В группе непродовольственных товаров растет доля расходов на электротовары, сложную бытовую технику, мебель и др.
Из общей суммы денежных доходов население оплачивает коммунальные услуги, бытовые транспортные, образовательные услуги, услуги связи, путевки в оздоровительные учреждения и др. Поэтому особый интерес для торговых организаций системы потребительской кооперации представляет информация о покупательных фондах населения, то есть, той части денежных доходов, которая используется непосредственно на покупку товаров. Данный показатель расчетный и определяется на основе баланса денежных доходов и расходов населения.
С развитием многообразия форм собственности в районе деятельности организации потребительской кооперации торговое обслуживание населения осуществляется и через торговые объекты других торговых систем, индивидуальных предпринимателей и т.д. Поэтому для определения своих конкурентных позиций на рынке кооперативные организации должны систематически изучать и обобщать данные о развитии торговли в регионе (количество торговых объектов, численности индивидуальных предпринимателей, розничном товарообороте района деятельности, его структуре и др.).
На
развитие торговых организаций потребительской
кооперации в значительной степени
оказывает влияние промышленный
потенциал региона. В этой связи
объектом постоянного внимания экономических
служб кооперативных
Для результативного изучения основных социально – экономических показателей района деятельности в кооперативных организациях должна быть создана специальная система их отслеживания (мониторинг).
На
практике данные функции возложены
на экономистов, которые обеспечивают
необходимыми данными все заинтересованные
службы райпо. Постоянное изучение и систематизация
отчетных данных, а также знание перспектив
развития экономики района позволит кооперативным
организациям учитывать влияние факторов
внешней среды и повысить обоснованность
расчетов плановых заданий.
1.3 Причины снижения
конкурентоспособности
Уровень
конкурентоспособности
Если ранее эти предприятия были монополистами на этом рынке по приему сельскохозяйственной продукции, то теперь на рынке присутствуют предприятия частные, которые оттесняют государственные с их неповоротливой и затратной системой обслуживания населения на селе. Торговые точки в сельской местности зачастую не окупают своих затрат, что приводит к общей убыточности предприятий потребительской кооперации. Исследования показали, что причины убыточной деятельности потребительских обществ и их союзов заключаются в следующем:
1.
Некомпетентность
2.
Слабая экономическая
3. Неэффективная организационная структура.
4.
Недостаточно эффективное
5. Низкий уровень маркетинга.
6. Плохое знание специалистами налогового законодательства.
Далее
мы остановимся подробнее на каждом
из этих пунктов.
1. Некомпетентность
руководителей.
За 166 лет своей деятельности потребительская кооперация приобрела богатый опыт подготовки кадров и повышения их квалификации. Однако в настоящее время изменилась шкала оценки руководителя и специалиста. Сейчас важнее умение управлять финансами, чем умение управлять коллективом.
С возникновением конкурентной среды выяснилось, что многие руководители оказались неспособны экономически грамотно управлять сложным кооперативным хозяйством.
2.
Слабая экономическая
Слабая
экономическая подготовка специалистов
в отдельных кооперативных
Аналитическая работа, особенно маркетинговый анализ внешней среды, как основного фактора, действующего на эффективность работы предприятия должна проводиться грамотно и постоянно. Тогда своевременно выявленные резервы повышения эффективности роста работы предприятия могут быть вовремя обнаружены и задействованы.
3. Неэффективная организационная структура.
Одна из причин убыточности потребительской кооперации – большое число юридических лиц – хозрасчетных организаций и предприятий в организационной структуре потребсоюзов. Если перевести хозрасчетные предприятия на единый баланс, сократятся издержки обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшится налоговое бремя, увеличится концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повысится степень их маневренности.
Однако механическое сокращение числа юридических лиц в потребительском обществе или союзе не означает автоматическое повышение рентабельности.
4.
Недостаточно эффективное
Многие
причины убыточности
-несоблюдение принципа самоокупаемости, когда все расходы предприятия должны покрываться его доходами;
-бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны отдельных руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, привели к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами;
-ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, что привело к значительному росту кредиторской задолженности, которая в отдельных потребсоюзах превышает в 2-3 раза дебиторскую, а иногда и весь объем деятельности. Кредиторская задолженность банкам и долги бюджету влекут за собой не только рост издержек обращения по процентам, но и штрафные санкции;
-наличие
дебиторской задолженности в больших
объемах.
Это прямое отвлечение финансовых ресурсов,
что при недостатке собственных оборотных
средств значительно снижает эффективность
хозяйственно-финансовой деятельности;
-завышенная доля добавочного капитала в общей сумме собственного капитала (более 90% практически во всех обследованных потребсоюзах).
Рост
добавочного капитала произошел
в результате проведенной переоценки
основных фондов, при которой в
большинстве предприятий