Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:49, курсовая работа
Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов. Вместе с тем, какую – то часть кооперативов также именуют кооперацией. Действительно, существует не только мировая кооперация, но и ее части, а именно кооперация, например, европейская, российская, белорусская, вологодская, уральская и т.д. Более того, каждый отдельно взятый кооператив тоже может рассматриваться как кооперация – кооперация его участников.
Однако полного сходства, а тем более равенства понятий кооперации и кооператива нет. Кооперацию нельзя сводить к простой арифметической сумме кооперативов. Дело в том, что кооперация представляет собой такое целое, которое больше суммы своих частей. Это объясняется тем, что благодаря соединению, согласованным действиям, взаимному дополнению, сотрудничеству кооперативов и их членов между собой в кооперации возникает массовая сила, развивается дополнительный полезный эффект. Данное явление называет эффектом субаддитивности (additio – прибавление). Каждое очередное присоединение вновь возникших кооперативов и новых членов приносит, как правило, не соответствующее, а большее прибавление полезного эффекта.
Введение
Среда функционирования организаций системы потребительской кооперации
Понятие внешней и внутренней среды деятельности кооперативных организаций
Социально – экономические показатели района деятельности кооперативных организаций и их характеристика (маркетинговые исследования)
Причины снижения конкурентоспособности
Экономическая характеристика предприятия
Общая характеристика предприятия
Анализ финансового состояния организации
Анализ конкурентоспособности Оршанского Райпо
Заключение
Список используемой литературы
-отсутствие в отдельных потребсоюзах глубокого финансового анализа состояния хозрасчетных предприятий. Не производятся расчеты показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Практически отсутствует бизнес-планирование.
-неравноправные и неравновыгодные отношения с банками и пассивность многих организаций при заключении и ежегодном перезаключении кредитных договоров. Государство обязывает потребительскую кооперацию сдавать торговую выручку банкам. В сельской местности эта выручка важнейший, иногда единственный источник поступления денежных средств в банки. Повсеместно эта сумма больше, чем кредиты банков потребительской кооперации. Получается, что банки дают потребительской кооперации ее же средства в форме кредита, под проценты на порядок выше выплачиваемых за сданную выручку. В большинстве случаев банки не подсчитывают и не выплачивают организациям потребительской кооперации проценты на средний остаток средств на их счетах. Неравновыгодные отношения выражаются и в том, что банки, жестко наказывая клиентов за просрочку платежей, сами не несут материальной ответственности за нарушение сроков оборота денег, задержку расчетов. Все это и главное — высокая стоимость кредитов, привели к сокращению спроса на них, оседанию в торговой сети наличных денег, взаимному кредитованию, закупкам товаров за наличный расчет.
Но
самая главная причина
Таким
образом, предприятия потребительской
кооперации устойчиво теряют свои позиции
на рынке товаров и услуг. Сохранение
сложившихся тенденций изменения объемных
и качественных показателей объективно
приводит к ее разрушению и ликвидации
большинства действующих кооперативов.
Отдельные позитивные примеры
работы первичных кооперативных организаций
не меняют картины в целом.
Успешно работающие кооперативы могут
сохраниться в течение достаточно
длительного периода времени, но
не могут сохранить систему
в целом. Экономические потери
системы потребительской кооперации
в последнее десятилетие сравнимы
с потерями, которые она
понесла в начальный
период формирования централизованно-управляемой
экономики. Несмотря
на это система потребительской
кооперации Беларуси все еще
располагает значительным экономическим
потенциалом, позволяющим ей возглавить
процесс возрождения кооперации
в стране, способствовать
развитию всех направлений
кооперативного движения и на этой основе
сформировать кооперативный сектор национальной
экономики, способный сыграть важную
роль в становлении социально-ориентированной
рыночной экономической системы.
2
Экономическая характеристика
2.1
Общая характеристика
Оршанское потребительское общество, в дальнейшем именуемое Общество создано 22 ноября 1994 года в соответствии с решением общего собрания учредителей по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет.
Основной целью создания общества являются удовлетворение материальных, (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.
Предметом деятельности Общества является:
-переработка сельскохозяйственной продукции и ее реализация через предприятия общественного питания, подведомственные Обществу ;
-осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово – посреднической и торгово – закупочной деятельности;
-иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Общество обязано:
-выполнять обязательства, вытекающие из заключенных ими договоров и в соответствии с действующим законодательством;
-полностью
и в срок рассчитываться с
работниками предприятия по
-осуществлять все виды обязательного страхования;
-уплачивать
налоги в соответствии с
На
предприятии существует линейная структура
управления, которая предполагает прямое
воздействие на процесс управления
со стороны линейного
Такая
структура применима при
Именно такая структура управления существует на анализируемом предприятии.
Схема управления предприятием представлена на рисунке 1.
К оперативным работникам на предприятии относится торговый персонал – продавцы – кассиры, административно – управленческий персонал – директор, главный бухгалтер, экономист, товаровед.
Председатель | ||||
Главный бухгалтер | Главный инженер | Отдел кадров | ||
Бухгалтерия | Главный экономист | |||
Подведомственные подразделения (общественное питание, розничная торговля, приемные пункты) | ||||
Рис.
1 Схема управления Оршанского Общества
потребкооперации
В
таблице 1 представлены показатели торгово-экономической
деятельности Общества за 2009 – 2010 годы.
Таблица 1 – Основные показатели торгово – экономической деятельности Оршанского Райпо
Показатели | 2009 г | 2010 г | Отклонение | |
Абсол. | Темп роста, % | |||
Товарооборот, млн. руб. | 33894 | 35074 | +1180 | 103,5 |
Валовой доход, млн. руб. | 6490 | 6609 | +119 | 101,8 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. | 155 | -984 | -1139 | |
Уровень рентабельности продаж, % | 0,4 | -2,8 | -3,2 | |
Численность персонала, чел. | 435 | 406 | -29 | 93,3 |
Производительность труда, млн. руб. | 77,9 | 86,4 | +8,5 | 110,9 |
Из таблицы видно, что товарооборот на предприятии увеличился на 3,5%, а валовой доход на 1,8%. При этом, прибыль на предприятии с отрицательным знаком, то есть имеют место убытки, что в свою очередь дает основания для расчета отрицательной рентабельности. Поскольку организация имеет расширенную сеть подведомственных подразделений, не имеющих собственного баланса, есть смысл провести анализ финансово – экономической деятельности всей организации, чтобы установить экономические недостатки и просчеты уровня организации производства.
Основными
конкурентами на рынке реализации продуктов
питания для исследуемого предприятия
в Оршанском районе являются: Оршанский
мясокомбинат, Оршанский хлебзавод и мелкие
частные магазины, реализующие продукцию
разных поставщиков.
2.2
Анализ финансового состояния организации
Специфика деятельности Общества, состоит в том, что свою работу по обеспечению продуктами питания населения Оршанского района организация начала еще при советской власти в условиях тотального дефицита любых продуктов питания, в особенности мяса и колбасных изделий. Тогда не нужно было уделять особенного внимания качеству и внешнему виду, раскупали любую продукцию данного направления. Сегодня, в условиях конкуренции за каждого покупателя следует воевать.
Для того, чтобы определить финансовое положение Оршанского райпо, проведем краткий анализ баланса предприятия.
Таблица 2 - Анализ структуры актива баланса Оршанского райпо
АКТИВ | № строки баланса | На начало года | На конец года |
Изменение | |||
сумма | Уд. вес, % | сумма | Уд. вес, % | сумма | Уд. вес, % | ||
1. Внеоборотные активы | 190 | 20526 | 70,9 | 23616 | 72,8 | +3090 | +1,9 |
-основные средства | 110 | 19248 | 66,6 | 23585 | 72,7 | +4337 | 6,1 |
-нематериальные активы | 120 | ||||||
-доходные
вложения в материальные |
130 | ||||||
-вложения во внеоборотные активы | 140 | 1278 | 4,4 | 31 | 0,1 | -1247 | -3,3 |
-прочие внеоборотные активы | 150 | ||||||
2. Оборотные активы | 8411 | 29,1 | 8827 | 27,2 | +416 | -2,1 | |
Запасы и затраты | 210 | 4337 | 15,0 | 5155 | 15,9 | +818 | +0,9 |
-сырье, материалы и другие ценности, животные на выращивании и откорме | 213 | 576 | 2,0 | 621 | 1,9 | +45 | -0,1 |
-расходы на реализацию | 214 | 218 | 0,7 | 212 | 0,6 | -6 | -0,1 |
-расходы будущих периодов | 218 | 2 | - | -2 | |||
-прочие запасы и затраты | 220 | ||||||
Налоги по приобретенным ценностям | 230 | 325 | 1,1 | 46 | 0,1 | -279 | -1,0 |
Готовая продукция и товары для перепродажи | 240 | 3541 | 12,2 | 4322 | 13,3 | -781 | -1,1 |
Товары отгруженные, выполненные работы и оказанные услуги | 250 | ||||||
Дебиторская задолженность | 260 | 3468 | 12,0 | 3351 | 10,3 | -117 | -1,7 |
Финансовые вложения | 270 | 10 | - | 10 | - | ||
Денежные средства | 280 | 271 | 0,9 | 265 | 0,8 | -6 | -0,1 |
Прочие оборотные активы | 390 | ||||||
Баланс | 28937 | 100 | 32443 | 100 |
ПАССИВ | № строки баланса | На начало года | На конец года |
Изменение | |||
сумма | Уд. вес, % | сумма | Уд. вес, % | сумма | Уд. вес, % | ||
1. Источники собственных средств | 12720 | 14818 | +2098 | ||||
Уставный фонд | 410 | 6 | - | 6 | - | - | - |
Паевой фонд | 420 | 40 | 0,1 | 50 | 0,1 | +10 | |
Добавочный фонд | 430 | 11900 | 41,1 | 14755 | 45,5 | +2855 | |
Нераспределенная прибыль | 450 | 774 | 2,7 | 7 | - | +767 | |
Долгосрочные кредиты и займы | 510 | 512 | 1,8 | 1936 | 6,0 | +1424 | +4,2 |
Краткосрочные кредиты и займы | 610 | 3592 | 12,4 | 3453 | 10,6 | -139 | -1,8 |
Кредиторская задолженность, в том числе | 620 | 12108 | 41,8 | 12226 | 37,7 | +118 | -4,1 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 621 | 11064 | 38,2 | 11605 | 35,8 | +541 | -2,4 |
Перед покупателями и заказчиками | 622 | 369 | 1,3 | 166 | 0,5 | -203 | -0,8 |
Расчеты по оплате труда | 623 | 184 | 0,6 | 260 | 0,8 | -76 | +0,2 |
Расчеты по прочим операциям с персоналом | 624 | 3 | - | 2 | - | ||
Расчеты по налогам и сборам | 625 | 200 | 0,7 | 51 | 0,1 | -149 | -0,6 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 626 | 71 | 0,2 | 121 | 0,4 | +50 | +0,2 |
Расчеты с акционерами (учредителями) по выплате доходов (дивидендов) | 630 | ||||||
Резервы предстоящих расходов | 640 | 5 | - | 10 | - | +5 | |
Прочие краткосрочные обязательства | 650 | 217 | 0,7 | 21 | 0,1 | -196 | -0,6 |
Баланс | 28937 | 100 | 32443 | 100 |