Пенсионная реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- отразить этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- охарактеризовать современный этап развития;
- выявить основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Содержание

Введение2
1 Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации5
2 Экономические предпосылки реформирования пенсионной системы8
3 Пенсионная реформа в Российской Федерации14
3.1 Участники пенсионной реформы14
3.2 Этапы развития пенсионной реформы18
3.3 Оценка текущего состояния пенсионной системы27
Заключение33
Список использованной литературы37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 91.24 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                                2

1 Объективная необходимость  и проблемы реализации пенсионной  реформы в  Российской Федерации                                                                                                        5

2 Экономические предпосылки  реформирования пенсионной системы                        8

3 Пенсионная реформа в Российской Федерации                                                            14

3.1 Участники пенсионной реформы                                                                            14

3.2 Этапы развития пенсионной  реформы                                                                   18

3.3 Оценка текущего состояния  пенсионной системы                                                27

Заключение                                                                                                                           33

Список использованной литературы                                                                                 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая пенсионная система  – это одна из составляющих системы  социальной защиты. В любом обществе  в той или иной форме действует  определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый  и существенный параметр общественного  устройства.

В 2002 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в  стране стартовала реформа системы  пенсионного обеспечения. В силу вступили принятые Государственной  Думой Федеральные законы «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации».

Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной  модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических  изменений старого пенсионного  законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели системы пенсионного  обеспечения, которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных  для прежней модели.

Ведь за последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический  облик России, поставившие на повестку дня совершенно новые задачи. Можно  назвать главные из них:

- социальные гарантии  минимального обеспечения в старости;

- связь размера пенсии  с размером оплаты труда работников  путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение  пенсионной системы;

- регулярное повышение  пенсий нынешним пенсионерам  и эффективный учет пенсионных  обязательств перед ныне работающими  гражданами.

По сути дела на решение  именно этих задач, выполнив обязательства  перед пенсионерами по старому пенсионному  законодательству, были направлены изменения  в законодательстве, открывающие  новые возможности для повышения  пенсионных выплат.

Вопрос о рассмотрении и изучении пенсионной реформы в  Российской Федерации в настоящее  время актуален. Нововведения  в  пенсионной системе  включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы. Достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышение уровня пенсионного обеспечения граждан; формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

Цель данной работы заключается  в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие  задачи:

- отразить этапы проведения  реформ пенсионного обеспечения  в России;

- охарактеризовать современный  этап развития;

- выявить основные проблемы  пенсионного обеспечения в Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЪЕКТИВНАЯ  НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионное обеспечение  является сферой жизненно важных интересов  всего населения страны, одной  из самых важных социальных государственных  гарантий стабильного развития общества, т.к. непосредственно затрагивает  интересы нетрудоспособного населения  и косвенно – всего трудоспособного. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Особенно важное значение оно приобретает  в период радикальной экономической  перестройки.  Состояние системы пенсионного обеспечения в РФ в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально-экономических проблем страны.

В результате резкого скачка цен в 1992 г., не сопровождавшегося  принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности  пенсии, доходы пенсионеров хронически отстали от уровня цен. Ситуация с  пенсионным обеспечением усугубилась  еще и тем обстоятельством, что  заработная плата практически перестала  играть сколь-нибудь заметную роль при  исчислении размера пенсии.

Принимаемые меры по повышению  уровня пенсионного обеспечения - поэтапное  «осовременивание» прошлых заработков для исчисления пенсий, периодическое (раз в 3 месяца) увеличение минимального размера пенсий - не привели к  ожидаемым результатам.

Серьезной проблемой стало  сужение финансовой базы пенсионного  обеспечения. Наряду с этим численность  занятых в народном хозяйстве  постоянно уменьшалась, усилился процесс  уклонения от уплаты налогов. В такой  ситуации повышение страховых тарифов  не могло бы решить проблемы стабильного  финансирования пенсионного обеспечения, поскольку оно ложилось бы на плечи  законопослушных работодателей, численность  которых неуклонно снижалась. Становился необходимым новый порядок, который  бы позволил решать эти проблемы. Сложившаяся  в стране в 90-е годы XX века экономическая  ситуация предопределила необходимость  совершенствования пенсионного  законодательства одновременно в двух основных направлениях.

Первое направление –  внесение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство, которое в основном было направлено на улучшение пенсионного обеспечения  отдельных категорий пенсионеров.

Второе направление - законодательное  обеспечение пенсионной реформы, одобренное Правительством РФ в 1995 году, в котором  предусматривалось существенное изменение  параметров действующей пенсионной системы.

В рамках второго направления  совершенствования пенсионного  законодательства, связанного с законодательным  обеспечением пенсионной системы, в 1995-2001 годах была проведена значительная работа, которая привела к началу нынешней реформы системы пенсионного  обеспечения с 1 января 2002 г.

Обострение проблем в  пенсионном обеспечении было связано  с появлением и быстрым нарастанием  задолженности по выплате пенсий в 1995 году, а начиная с марта 1997 г., положение с обеспечением своевременной  выплаты пенсий резко обострилось.

Объективными причинами  финансовой нестабильности пенсионной системы являлись, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой - ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Программа пенсионной реформы (1995 г.) предусматривала поэтапный  переход от всеобщей распределительной  системы к смешанной системе  пенсионного обеспечения, в которой  значительную роль играют накопительные  механизмы финансирования пенсий.

Однако финансово-экономический  кризис, разразившийся в августе 1998 года, и его последствия сделали  невозможной реализацию данной Программы.

Необходимость реформы и  определение ее приоритетов на период с 2001 по 2010 гг. обусловлены изменением социально-экономических условий  в период после ее принятия и особенно после финансового кризиса августа 1998 года. Структурные сдвиги произошли  на рынке труда за счет значительно  увеличившейся доли самозанятого населения, существенные изменения претерпела налоговая система (с 1 января 2001 г. был  введен в действие единый социальный налог взамен страховых взносов  по обязательному социальному страхованию). Неблагоприятные тенденции прогнозируются (начиная с 2007 года) в демографической  сфере, отрицательные последствия  которых для пенсионной системы  будут усугубляться в этот период из-за уменьшения доли занятого населения  и увеличения при этом пенсионеров  и инвалидов.

Не следует забывать и  об институциональных факторах, обусловивших необходимость проведения пенсионной реформы: изменение общественного  устройства (многообразие форм собственности  и экономическая свобода хозяйственной  деятельности – малый и средний  бизнес, фермеры и т.д.), отказ от жесткого регулирования трудовых отношений  и цен на продукцию. Это проявляется  в высокой дифференциации заработной платы и других форм доходов и  вызывает серьезные различия между  регионами по прожиточному минимуму. Действующая пенсионная системы  находится в «координатах» экономических отношений давно ушедших в прошлое, поэтому ее институты и механизмы не в состоянии нормально функционировать сегодня. Частичными изменениями здесь не обойтись. Общим и безусловным для любой пенсионной системы является вопрос создания государством правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих сохранение (согласно общественному договору) приобретенных работниками прав на пенсию такого размера, который был бы приемлемым как для их получателей, так и для плательщиков взносов.

Была поставлена задача модернизировать  действующую пенсионную систему  таким образом, чтобы результатом  этой модернизации стал рост доходов  пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, направляемых на создание резервов под будущие обязательства.

Пенсионным фондом РФ совместно  с Минтруда РФ, Минэкономразвития  России и Минфином РФ была разработана  Программа пенсионной реформы в  России, которая после обсуждения Национальным советом по пенсионной реформе при Президенте РФ была одобрена Правительством РФ. Впервые в нашей  стране на столь высоком уровне рассматривались  основные направления реформирования пенсионной системы. Главной задачей  реформирования распределительной  пенсионной системы становится:

  • установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд РФ в период трудовой деятельности;
  • постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы;
  • повышение реального размера пенсий при соблюдении финансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пенсионного фонда РФ и федеральным бюджетом.

Созданная система персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ должна быть полностью адаптирована к проблемам  реформирования всей цепи отношений  между работодателями, Пенсионным фондом РФ, застрахованными лицами и пенсионерами – от уплаты страховых взносов  до назначения и выплаты пенсии.

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ  СИСТЕМЫ

В Бюджетном послании Президента на 2011-2013 годы сказано: «Необходимо разработать  ясную программу долгосрочного  развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую  как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы». Тем самым состояние  российской пенсионной системы фактически оценивается как неудовлетворительное, требующее радикального реформирования. В Докладе Минздравсоцразвития (далее  сокращенно называемого ДМЗСР) на обсуждение выдвигаются некоторые соображения по развитию пенсионной системы. Однако Доклад не содержит комплекса мер, обеспечивающего решение поставленной в Бюджетном послании Президента задачи (собственно, ДМЗСР претендует скорее на постановку проблемы, чем на ее решение).

В настоящей работе проводится диагностика  основных проблем российской пенсионной системы и предлагается программа  действий, повышающая ее эффективность  и долгосрочную устойчивость. При  этом мы учитываем необходимость  обеспечить приемлемость предлагаемых мер для работников и пенсионеров, т.е. ее политические перспективы. «Цена  вопроса» велика - ресурсы, управляемые  в рамках пенсионной системы, приближаются к 10% ВВП, следовательно, любое совершенствование  этой системы может дать огромный эффект.

Действующая система социального  страхования ведет свое начало с 2002 года, когда были заложены новые  принципы и реформирована структура  российской пенсионной системы. В рамках новой структуры трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами формирования.

Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации