Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:09, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- отразить этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- охарактеризовать современный этап развития;
- выявить основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Введение2
1 Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации5
2 Экономические предпосылки реформирования пенсионной системы8
3 Пенсионная реформа в Российской Федерации14
3.1 Участники пенсионной реформы14
3.2 Этапы развития пенсионной реформы18
3.3 Оценка текущего состояния пенсионной системы27
Заключение33
Список использованной литературы37
Пенсионный Фонд обладает
собственным бюджетом. В структуре
Фонда функционирует
Функции управления Пенсионным
Фондом возложены на централизованный
орган – Правление, которое возглавляет
Председатель. В задачи Правления
входит стратегическое, тактическое
и оперативное управление средствами
обязательного пенсионного
Государственная управляющая компания Функции государственной управляющей компании выполняет Внешэкономбанк. В государственную управляющую компанию денежные средства направляются по умолчанию. Граждане также имеют право самостоятельно выбирать иные управляющие компании и направлять денежные средства в выбранные компании.
Банк реализует главную цель: обеспечивает сохранность средств пенсионных накоплений граждан. Для увеличения объемов ресурсов управляющая компания имеет право инвестировать средства в различные типы ценных бумаг, в число которых входят государственные (обязательства по которым выражены как в рублях, так и в иностранной валюте) и ипотечные ценные бумаги, а также вносить денежные средства в рублях и иностранной валюте на счета кредитных организаций.
Существует строгое разграничение деятельности Внешэкономбанка в качестве государственной управляющей компании и собственных операций. В структуре Внешэкономбанка выделено подразделение – Комитет по доверительному управлению средствами, главными задачами которого являются: планирование, организация, координация и контроль процесса вложения средств пенсионных накоплений. В частности, комитет разрабатывает стратегию вложения денежных средств, после чего формирует инвестиционный портфель. В дальнейшем, в его функции входит работа с портфелем, изменение его структуры. Помимо этого, комитет обеспечивает контроль за инвестированием денежных средств, а также за сохранением конфиденциальности сведений об операциях в рамках доверительного управления.
Помимо комитета по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, был образован Департамент доверительного управления, который реализует разработанную стратегию, то есть осуществляет сделки со средствами накоплений. Кроме того, на Департамент возложены функции по подготовке отчётов по итогам операций, а также проверке на соблюдение требований действующего законодательства при заключении сделок с использованием средств пенсионных накоплений.
Частные управляющие компании
осуществляют работу с накопительной
частью пенсии. Вопрос о выборе частной
управляющей компании появляется, в
случае если гражданин РФ желает передать
накопительную часть своих
Граждане РФ имеют право передать накопительную часть своей пенсии в доверительное управление частных управляющих компаний. В результате этого, доходность подобного вложения будет гораздо выше по сравнению с государственной управляющей компанией. Многие не желают сотрудничать с частными управляющими компаниями, поскольку опасаются возможных рисков банкротства, однако вероятность такого исхода минимальна, так как правом распоряжаться накопительной частью пенсии граждан обладают компании, прошедшие строгий отбор. На сегодняшний день существует лишь 55 управляющих компаний, имеющих право распоряжаться пенсионными отчислениями. При этом они осуществляют свою деятельность компании под строгим контролем государства.
Для того, чтобы частная управляющая компания получила право на доверительное управление накопительной частью пенсии, она должна соответствовать целому ряду требований:
- активы управляющей компании должны составлять не менее 200 млн. рублей, в то время как собственные средства - 50 млн. рублей, и более;
- профессиональная ответственность компании должна быть застрахована;
- в компании, несколько сотрудников, включая и руководителя, должны обладать квалификационными аттестатами ФСФР, по направлению "доверительное управление ценными бумагами, активами Паевых инвестиционных фондов (ПИФ), инвестиционных фондов и Негосударственных пенсионных фондов (НПФ)";
- управляющая компания обязана иметь под своим управлением два ПИФа, два НПФа или по одному представителю из вышеуказанных фондов;
- управляющая компания не должна иметь задолженностей перед учредителями и бюджетом;
- у руководителя, как и у компании в целом, не должно быть административных правонарушений в вопросах финансов и ценных бумаг, по крайней мере, в последние два года ко дню подачи заявки на приобретение права распоряжаться пенсионными отчислениями граждан.
Минимизация рисков деятельности частных управляющих компаний обусловлена еще и тем, что законодательством строго регламентировано, в каких направлениях и каких объемах компания может производить вклады пенсионных отчислений. Так частные управляющие компании имеют право на вклады в следующие виды ценных бумаг:
- облигации: государственные облигации РФ, облигации субъектов РФ и муниципалитетов, а также корпоративные облигации отечественных эмитентов;
- акции отечественных эмитентов;
- ипотечные ценные бумаги;
- рублевые депозиты и вклады иностранной валюты в кредитные организации;
- Паевые инвестиционные фонды;
- вклады в государственные ценные бумаги других государств;
- облигации и акции иностранных эмитентов.
При этом вклады в иностранные ценные бумаги не могут составлять более определенного процента (традиционно не более 5%). Управляющие компании, будь то частные или государственные, осуществляют только временное управление финансовыми средствами будущих пенсионеров, а к тому моменту, как гражданин достигает пенсионного возраста, накопленные финансовые средства передаются в Пенсионный фонд РФ, где и осуществляется расчет самой пенсии.
Специализированный
Специализированный депозитарий выполняет функции по хранению ценных бумаг, в которые вложены средства пенсионных накоплений. Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Минфина РФ, ЗАО "Объединённая депозитарная компания" будет осуществлять деятельность специализированного депозитария вплоть до 2010. Необходимо подробнее рассмотреть задачи специализированного депозитария ЗАО "ОДК". Прежде всего, он осуществляет контроль операций с пенсионными средствами, осуществляемых Управляющей компанией, а также контроль состава инвестиционного портфеля. В частности структура портфеля и операции УК подвергаются проверке на соответствие требованиям действующего в данной сфере законодательства.
Следующей функцией является учёт ценных бумаг, а также перехода прав на них. Помимо этого, специализированный депозитарий хранит сертификаты ценных бумаг в случае, когда это необходимо. Важной функцией депозитария является хранение копий документов, касающихся средств переданных ПФР управляющей компании.
Ежедневно Управляющая компания выполняет расчёт стоимости чистых активов. Задача специализированного депозитария при этом состоит в контроле таких расчетов и сверки результатов с собственными данными.
Кроме того, ЗАО "Объединённая депозитарная компания" контролирует перевод денежных средств в ПФР, предназначенных для выплаты пенсий. По результатам контроля специализированный депозитарий формирует отчеты, в которых фиксируются все нарушения процедур или законодательства. В частности, отчёты содержат историю всех операций с денежными средствами, а также типах и стоимости ценных бумаг, составляющих активы. В дальнейшем эти отчёты передаются ФСФР (Федеральной службе по финансовым рынкам) ПФР. Помимо всего вышеназванного, специализированный депозитарий осуществляет представление УК, выбранной в процессе конкурса ПФР.
Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ)
Возможность перевода накопительной части пенсии в Негосударственный Пенсионные Фонды (НПФ) появилась с 1 января 2004 г. Не трудно заметить, что если пенсионная реформа началась 1 января 2002 г., то только спустя 2 года Негосударственные Пенсионные Фонды начали осуществлять деятельность по управлению накопительной частью трудовой пенсии. Это значит, что у государства появилось определенное доверие к НПФ.
Таким образом, С 1.01.2004 у граждан Российской Федерации появилась вполне реальная альтернатива: вместо того, чтобы доверить накопительную часть пенсии государству, они могут воспользоваться услугами Негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это по праву можно считать одним из самых больших достижений пенсионной реформы, которую государство проводит с начала 2002 года.
НПФ является определенной формой некоммерческой организаций, осуществляющей соцобеспечение. Таким образом, основная задача НПФ состоит в негосударственном пенсионном обеспечении граждан РФ. Юридическим основанием для деятельности негосударственных фондов является Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах".
Для решения главной задачи, негосударственные пенсионные фонды реализуют ряд функций, в число которых входит сбор средств граждан, их размещение с последующим распределением прибыли, полученной от вложения денежных средств. Помимо этого, НПФ осуществляют оформление всех необходимых для выдачи пенсий документов и непосредственно выплату денежных средств гражданам.
Механизм работы Негосударственных пенсионных фондов довольно прост. Прежде всего, лицу которое решило доверить накопительную часть пенсии НПФ необходимо заключить с ним Пенсионный договор, основным элементом которого является одна из трёх пенсионных схем. В соответствии со Сберегательной схемой, вкладчик будет получать пенсию в течение установленного периода времени. В случае его смерти – пенсию сможет получать его наследник. Страховая схема даёт возможность вкладчику на получение пожизненной пенсии, однако, в случае его смерти, выплаты полностью прекращаются. Последней схемой является смешанная. Она сочетает в себе черты сберегательной и страховой схем.
Следует отметить, что вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое лицо, передающее накопительную часть пенсии своих сотрудников в НПФ.
Негосударственные пенсионные фонды инвестируют полученные от вкладчиков денежные средства в активы и получают прибыль в виде процентов. Часть её НПФ оставляет себе в качестве вознаграждения и в счёт оплаты издержек, другая часть формирует страховой резерв, а остальное прибавляется к суммам, внесённым вкладчиками, формируя пенсию.
Когда вкладчик (физическое лицо) достигает пенсионного возраста, НПФ рассчитывает размер пенсии, а также порядок её получения. Выбор НПФ осуществляется по многим критериям, среди которых опыт его работы в данной сфере, состав учредителей, размер резервов фонда, а также совокупный объём пенсионных взносов. Все эти показатели свидетельствуют в основном о надёжности НПФ, что является наиболее важным для вкладчиков, доверяющих фонду своё будущее.
1 этап
создание негосударственных
На первом этапе деятельность НПФ включала в себя:
-аккумулирование добровольных пенсионных взносов граждан и организаций;
-размещение (инвестирование) полученных средств;
-учет пенсионных обязательств фонда;
-назначение и выплата
негосударственных -
За годы успешной работы негосударственные пенсионные фонды приобрели огромный опыт по организации накопительного пенсионного обеспечения.
Первым правительственным
документом в этой области стала
Концепция реформы пенсионного
обеспечения в Российской Федерации,
утвержденная в 1995 году. Концепция 1995 года
ставила главной целью
Концепция подтвердила курс на универсальное пенсионное обеспечение в Российской Федерации, охватывающее все российское население, включая неформально занятых и не работавших. Решению этой задачи служили так называемые «базовые» пенсии, одинаковые для всех и не зависящие от основания назначения пенсии и трудового стажа. При разработке документа учли практику невыплат заработной платы и неформальных отношений в сфере оплаты труда в 1990-е годы: для достижения сбалансированности пенсионной системы предлагалось перейти от расчета пенсии на основе трудового стажа и начисленной зарплаты к расчету на основе страхового стажа и заработка, с которого уплачивались взносы.
Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации