Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:09, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив пенсионной реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- отразить этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
- охарактеризовать современный этап развития;
- выявить основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Введение2
1 Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации5
2 Экономические предпосылки реформирования пенсионной системы8
3 Пенсионная реформа в Российской Федерации14
3.1 Участники пенсионной реформы14
3.2 Этапы развития пенсионной реформы18
3.3 Оценка текущего состояния пенсионной системы27
Заключение33
Список использованной литературы37
В реформируемой системе перераспределение сохраняется в рамках базовых пенсий, сокращается в рамках страховой компоненты4 и полностью отсутствует в накопительной компоненте. По мере роста роли накопительных пенсий доля перераспределяемых ресурсов сокращается, и, соответственно, увеличивается гендерный разрыв между величиной пенсий.
Таким образом, полученные данные,
как и результаты предыдущего
раздела, свидетельствуют, что наиболее
трудный для пенсионной системы
период предстоит в ближайшие 25 лет.
Рост числа пенсионеров на одного
работника усугубляется проблемами
перехода от распределительной к
работающей (т.е. обеспечивающей значимые
выплаты) накопительной системе. Введение
накопительных пенсий обычно создает
проблему замещения выпадающих взносов.
В России исключительно быстрый
рост зарплаты позволил не только полностью
исполнять пенсионные обязательства
без дополнительного
3 этап
включение негосударственных
Третий этап реформы начался
в 2004 году включением негосударственных
пенсионных фондов в число страховщиков
по обязательному пенсионному
С 1 января 2004 г. гражданам была предоставлена возможность, формировать свою накопительную часть трудовой пенсии с помощью негосударственных пенсионных фондов, а не только в Пенсионном фонде России. Специально лицензированные негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании.
У граждан появилась возможность увеличить размер накопительной части, за счет более эффективного накопления. Однако воспользоваться этой возможностью могут только работники младших возрастных групп, поскольку законодательство не предусматривает отчисление страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии для работников старше 1967 г.р. В результате этого размер трудовых пенсий у этих граждан окажется меньше, чем у работников младших возрастных групп.
Весь комплекс мер по модернизации
системы обязательного
Сейчас сложились три основных источника финансирования дополнительных пенсий для граждан: это самостоятельные взносы граждан в НПФ; корпоративные пенсионные программы; взносы в НПФ третьих лиц, например, родственников или знакомых.
Корпоративные пенсионные программы
находят все большую
При этом предоставляемые налоговые льготы, позволяют сформировать для работника со стажем работы на предприятии 10 лет дополнительную пенсию в размере 10-20% от его заработка.
Самостоятельное формирование дополнительной пенсии позволяет работнику, отчисляя в НПФ в среднем 5% от зарплаты, за 20 лет сформировать себе пожизненную пенсию в размере примерно еще 15% от зарплаты.
Именно сочетание
Эволюционный ход событий
был нарушен в 2005 году. Широко известная
«монетизация социальных льгот» всколыхнула
все общество и стала социально-
Как уже упоминалось, с
советских времен пенсионное обеспечение
и социальные льготы связаны в
единое неразрывное целое. Абсолютное
большинство льготополучателей
в России – пенсионеры. Оценив масштаб
социального потрясения, правительство
пошло на внеплановую и беспрецедентную
по масштабам индексацию размера
базовой части пенсии (на 36%), нарушив
при этом законодательно установленный
порядок индексирования. Проблема далеко
не исчерпывается финансовыми
В 2005 году шкала ЕСН была
изменена, базовая ставка пенсионных
отчислений при этом снизилась с
26 до 20%. Выпадающие доходы были при
этом частично компенсированы за счет
исключения из участия в накопительной
компоненте работников, родившихся до
1967 года. Однако основная часть потерь
(которые по оценкам составляли 1,2%
ВВП3) была покрыта за счет трансфертов
из федерального бюджета. Тем самым
пенсионная система отошла от принципа
финансирования трудовых пенсий исключительно
за счет социальных взносов и соответственно
был открыт путь для неконтролируемого
расширения пенсионных расходов. В
том же 2005 году появился новый вид
выплат некоторым категориям пенсионеров:
в ходе монетизации льгот часть
«натуральных» льгот была заменена
на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ),
которые заняли существенную часть
в общей структуре
Учитывая выделенные государственным бюджетом РФ финансовые ресурсы, был выработан комплекс мероприятий развития пенсионной системы, закрепленный в федеральных законах №212-ФЗ и №213-Ф3, реализация которых осуществляется с 2010 г.
Все мероприятия можно сгруппировать по следующим направлениям:
1) дополнительное повышение
(валоризация) пенсионных прав, приобретенных
до реформы 2002 г. С 1 января 2010
г. пенсионные права,
2)администрирование страховых
взносов с отменой ЕСН. Единая
ставка страховых взносов на
обязательное пенсионное
Единая ставка страхового взноса будет действовать в отношении годового дохода до 415000руб. (т.е. в среднем 34583руб. в месяц). Сверх этой суммы страховые взносы уплачиваться не будут, но и пенсионные права на эти суммы тоже формироваться не будут. В последующие годы (по мере роста средней зарплаты в стране) потолок в 415000 руб. планируется ежегодно индексировать.
В течение 2011—2014 гг. для страхователей
с льготным режимом уплаты страховых
взносов будут применяться
К указанной категории
страхователей относятся
Необходимые трансферты из
федерального бюджета для компенсации
недопоступления взносов в
3)базовая часть трудовой
пенсии трансформируется в
После завершения переходного
периода (начиная с 2015 г.) предусмотрено
установление ФБР страховой части
трудовой пенсии по старости в зависимости
от продолжительности страхового стажа
в момент ее назначения, в том
числе ее повышение за каждый год
стажа сверх требуемого. Жесткая
зависимость ФБР страховой
С 1 января 2015 г. страховой стаж, при отсутствии которого уменьшается/увеличивается сумма фиксированного базового размера, устанавливается равным 9 лет и увеличивается ежегодно на 1 год до достижения 30 лет;
4)законодательно установлен
минимальный уровень
Принятые меры позволяют
не только поддерживать, но и постепенно
повышать уровень материального
обеспечения пенсионеров в
Изменение условий формирования
пенсионных прав создает объективную
возможность для младших
Обсуждение состояния и перспектив сложившейся после реформы 2010 года пенсионной системы целесообразно начать с выбора критериев, по которым она должна оцениваться, и общих требований к пенсионному страхованию.
Один из ключевых критериев оценки качества системы пенсионного страхования состоит в степени охвата им населения (в первую очередь, работающего). Граждане России полностью обеспечены пенсиями: все они имеют право на получение трудовых, социальных либо других пенсий. На конец 2009 г. численность пенсионеров по старости (31.1 млн.чел.) превосходила численность населения пенсионного возраста (30,7 млн.чел.).
Следуя работе Всемирного банка (2008)5, мы можем принять следующий список других важнейших требований:
• Адекватность размеров пенсий. Включает, с одной стороны, достаточность пенсий для решения проблем бедности среди нетрудоспособного населения, а с другой стороны, обеспечение социально приемлемых пропорций между доходами, получаемыми в период трудовой деятельности и после ее завершения.
• Посильность бремени финансирования. Подразумевает приемлемое для плательщиков налогов и взносов бремя содержания пенсионной системы.
• Долгосрочная устойчивость. Предполагает способность пенсионной системы выполнять свои обязательства в долгосрочной перспективе без привлечения дополнительных ресурсов, а также наличие механизмов, предотвращающих появление и наращивание пенсионного дефицита.
• Устойчивость к шокам. Означает способность системы адаптироваться к неожиданным изменениям экономических, демографических и политических условий.
Информация о работе Пенсионная реформа в Российской Федерации