Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:02, дипломная работа
Целью настоящего исследования является углубленный анализ формирования, распределения и использования средств Пенсионного фонда РФ.
С этой целью в работе комплексно рассматривается:
сущность возникновения государственных внебюджетных фондов;
действующая в Российской Федерации пенсионная система;
место ПФР в финансовой системе РФ;
классификация источников формирования бюджета ПФ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ……………………………………..……………6
1.1. Сущность, функции и история возникновения ПФР……. ………. ..6
1.2. Особенности формирования доходов Пенсионного фонда.…....... 21
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация ……..................35
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА……………………………………………………...43
2.1. Общая характеристика ГУ-ОПФР по РСО-Алания………………..43
2.2.Анализ формирования доходов Пенсионного фонда………………50
2.3. Направления использования средств Пенсионного фонда………..56
2.4. Анализ обеспеченности расходов собственными средствами…….63
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПФ В РОССИИ…………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….......90
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ функционирования Пенсионного фонда РФ ……………………………………..……………6
1.1. Сущность, функции и история возникновения ПФР……. ………. ..6
1.2. Особенности формирования доходов Пенсионного фонда.…....... 21
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация ……..................35
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА……………………………………………………...43
2.1. Общая характеристика
ГУ-ОПФР по РСО-Алания………………..
2.2.Анализ формирования доходов Пенсионного фонда………………50
2.3. Направления использования средств Пенсионного фонда………..56
2.4. Анализ обеспеченности расходов собственными средствами…….63
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПФ В РОССИИ…………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
Введение
Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Особенно важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки, происходящей в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.
Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста гарантировано Конституцией РФ. Кроме того, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Экономической основой современного социального обеспечения нетрудоспособных граждан в Российской Федерации служит система государственного пенсионного страхования.
Происходящий в экономике
процесс совершенствования
Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых организационно-экономических отношений, с одной стороны, между наемными работниками и индивидуальными предпринимателями (а также иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода, материальной выгоды) и с работодателями и государством, с другой стороны, которые созданы для реализации долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению.
Деятельность пенсионной системы государства должна быть направлена на реализацию конституционных прав всех граждан на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться.
С этих позиций определенный теоретический и практический интерес представляет разработка приемов и методов по устранению проблем функционирования Пенсионного фонда в РФ, образования его доходов и использования располагаемых ресурсов, тем более, что используемая методика планирования доходов и расходов нуждается в ее совершенствовании. Поэтому тема дипломного исследования: «Проблемы функционирования Пенсионного фонда в России и пути их решения» является актуальной в современных условиях.
Целью настоящего исследования является углубленный анализ формирования, распределения и использования средств Пенсионного фонда РФ.
С этой целью в работе комплексно рассматривается:
Объектом исследования является Государственное Управление - Отделение Пенсионного фонда по Республике Северная Осетия Алания (ГУ- ОПФР). Создано постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 8 апреля 1991 года для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения в Республике Северная Осетия – Алания.
Цель и задачи исследования обусловили его структуру. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обозначены: актуальность темы исследования, источники теоретических и аналитических материалов, кратко рассмотрена структура работы.
В первой главе автор рассматривает историю возникновения ПФ РФ, особенности его функционирования, а также формирование и расходование бюджета ПФ РФ.
Во второй главе представлен анализ показателей пенсионного обеспечения в РСО-Алания, определены основные факторы влияющие на доходы и расходы ПФ, представлена динамика численности пенсионеров по категориям, а также значимость пенсионных выплат в социально-экономической жизни республики.
В третьей главе на основе исследования, проведенных в первых двух главах, определены основные проблемы функционирования ПФ и рассмотрены предложения по совершенствованию пенсионной системы.
В заключении приводятся основные выводы и результаты исследования по всем трем главам.
Теоретической базой дипломной работы послужили ведущие отечественные и зарубежные ученые экономисты – специалисты в области теории финансов, страхования, социальных исследований и математического моделирования: Соловьев А.К., Дробозина Л.А., Афанасьев С.А., Бабошкин А.В.
Практическую базу исследования составили отчетные материалы ГУ- ОПФР по РСО-Алания, а также статистические данные по РСО-Алания.
Глава 1. Особенности формирования и функционирования
Пенсионного фонда в России
Пенсионного фонда
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Рисунок 1. Финансовая система РФ1
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне .
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.
К общегосударственным финансам относятся: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страховая и фондовый рынок.
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы страны.
Они называются внебюджетными социальными фондами, потому, что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и региональных внебюджетных средств. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.
Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.
Согласно Бюджетному
Кодексу внебюджетные фонды –
это государственные фонды
Определение в Бюджетном кодексе не показывает страховую природу пенсионного фонда, но заостряет внимание на его целевом использовании и независимости от бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых институтов в России. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. В отечественной экономической литературе встречаются различные определения Пенсионного фонда РФ.
Например, авторы учебника «Финансы и кредит» под руководством профессора Казака А.Ю. предлагают следующее определение: "Пенсионный фонд России - это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав государственного бюджета, других фондов и изъятию не подлежат"3.
Или же определение, которое дает коллектив авторов в своей работе «Финансы» под редакцией профессора Родионовой Б.М.: "Пенсионный фонд - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. На его основе пенсионное обеспечение функционирует в качестве автономной организационной структуры, выделенной из общей системы социального страхования".
Афанасьев М.П. дает более широкую формулировку государственному внебюджетному фонду - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджета субъекта федерации с целью реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь4.
Нешитой А.С. характеризует
государственный внебюджетный фонд
как фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Федерации и предназн
По мнению авторов другого учебника по финансам под редакцией профессора Дробозиной Л.А., главной причиной возникновения пенсионного фонда, как и других внебюджетных фондов, является необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечения их самостоятельным источником доходов. Они представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение, и являющихся важным звеном финансовой системы. Пенсионный фонд, будучи самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляет свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Составители современного экономического словаря под пенсионными фондами понимают создаваемые частными и государственными компаниями, предприятиями фонды для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящими пенсионные взносы в эти фонды. Кроме того, они выделяют государственный пенсионный фонд, определяя его как внебюджетный целевой фонд, формируемый из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций и формирующий на этой основе средства, из которой выплачиваются пенсии гражданам.6
Обобщая мнения большинства авторов, можно сказать, что, с одной стороны, пенсионный фонд - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, а с другой - фонд для выплаты пенсий гражданам, имеющим право на них. Его основная функция заключается в сборе страховых взносов и финансировании пенсионных выплат. Определение достаточно четкое и емкое, показывающее пенсионный фонд с обеих позиций, но неполное относительно страховой природы фонда и несколько устаревшее.