Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:02, дипломная работа
Целью настоящего исследования является углубленный анализ формирования, распределения и использования средств Пенсионного фонда РФ.
С этой целью в работе комплексно рассматривается:
сущность возникновения государственных внебюджетных фондов;
действующая в Российской Федерации пенсионная система;
место ПФР в финансовой системе РФ;
классификация источников формирования бюджета ПФ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ……………………………………..……………6
1.1. Сущность, функции и история возникновения ПФР……. ………. ..6
1.2. Особенности формирования доходов Пенсионного фонда.…....... 21
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация ……..................35
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА……………………………………………………...43
2.1. Общая характеристика ГУ-ОПФР по РСО-Алания………………..43
2.2.Анализ формирования доходов Пенсионного фонда………………50
2.3. Направления использования средств Пенсионного фонда………..56
2.4. Анализ обеспеченности расходов собственными средствами…….63
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПФ В РОССИИ…………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….......90
Индексация пенсии в течение 2011г. заметно поправила материальное положение пенсионеров республики. Темпы роста пенсии за 2011г. заметно опередили темпы роста потребительских цен в РСО-Алания. Т.е. усилия Пенсионного фонда в обеспечении достойного уровня жизни граждан старшего поколения по итогам 2011г. стали более заметны (Рисунок 13).
Рисунок 13. Коэффициенты роста средней пенсии на фоне
инфляции в РСО-Алания
В настоящее время средний размер пенсии в республике значительно превосходит прожиточный минимум пенсионера. Так за 2011г. прожиточный минимум пенсионера в республике составил 4067,00 руб., а средний размер пенсионных выплат 7460,46 руб. (Рисунок 14).
Рисунок 14. Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера в РСО-Алания
Таким образом, можно с уверенностью говорить что пенсионеры РСО-Алания имеют доход больший чем их прожиточный минимум, но этот показатель еще далек от уровня пенсионного обеспечения развитых европейских стран.
Второе место в общей
структуре расходов пенсионного
фонда принадлежит расходам на осуществление
государственных функций в
Таблица 7 | ||||
Динамика расходов на государственные фукции в области социальной политики в РСО-Алания | ||||
млн.руб. | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 2009 в % | |
Расходы на осуществление
выплат отдельным категориям граждан
и улучшение материального |
1 633,9 |
1 948,6 |
2 033,9 |
124,5% |
Расходы на ссуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), всего |
1 587,8 |
1 855,8 |
1 996,8 |
125,8% |
Расходы на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) |
46,0 |
92,8 |
37,1 |
80,6% |
Расходная часть бюджета Отделения на реализацию государственных функций в области социальной политики за 2011 год исполнена в сумме 2033,9 млн.руб., в том числе:
на выплату ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, инвалидам, ветеранам, Героям СССР, РФ и полным кавалерам ордена Славы затрачено – 1996,8 млн.руб.
расходы на дополнительному ежемесячному материальному обеспечению некоторым категориям граждан в связи с 60-летием Победы в ВОВ составили 37,1 млн.руб.
2.4. Анализ обеспеченности
расходов собственными
Бюджет пенсионного фонда по своим доходам и расходам имеет довольно широкую классификацию. В силу возложенных на пенсионный фонд функций, классификация расходов и источников формирования доходов имеет свои особенности. Как отмечалось ранее пенсионный фонд осуществляет выплату пенсий за свой счет, обеспечивает выплату ЕДВ и ДЕМО за счет федерального бюджета и производит прочие выплаты за счет федерального бюджета. Формирование финансовой базы для осуществления пенсионных выплат представлено на рисунке 15.
Рисунок 15. Источники финансирования трудовой пенсии
Как показано на рисунке 15, законодательство РФ предусматривает выплату трудовой пенсии, которая делится на выплату базовой части, страховой части и накопительной части. Стоит отметить, что накопительная часть в настоящее время еще не выплачивается, первые её предполагаются в 2022г.
Источником финансирования базовой части трудовой пенсии являются средства Федерального бюджета, в том числе формируемые из части единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет.
Источником финансирования страховой части трудовой пенсии являются средства консолидированного бюджета ПФР, формируемые из страховых взносов зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии и учитываемых в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц. Поэтому для целей дипломного исследования целесообразно подробнее остановиться на обеспеченности РСО-Алания собственными страховыми взносами на страховую часть (Рисунок 16).
Рисунок 16. Динамика обеспеченности страховой пенсии
собственными налоговыми поступлениями
Как отмечалось ранее, работа органов ПФР в 2008г. способствовала увеличению поступлений в бюджет Отделения. Несмотря на это, только 21,1% средств направляемых на выплаты страховой части трудовых пенсий в РСО-Алания собираются на территории региона в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если на выплату в 2011г. требовалось 17910,4 млн.руб., а собственные поступления на страховую часть составили – 4129,3 млн.руб., то становится ясным, что РСО-Алания является высокодотационным регионом. Причем дотация из консолидированного бюджета ПФР за 2011г. составила 13781,2 млн.руб.
Если рассматривать в динамике, то обеспеченность существенно уменьшилась в 2010г. составив 17,2% за счет включения в состав страховой части пенсии фиксированного базового размер пенсии. А в 2011г. наблюдается рост обеспеченности за счет увеличения ставки страховых взносов.
Республика входит в
состав самых высокодотационных
регионов России. Поэтому увеличение
сбора страховых взносов
Основным фактором повлиявшим
на низкую обеспеченность РСО-Алания собственными
средствами на выплату пенсии является
соотношения численности
Для определения зависимости республики от федерального центра рассмотрим факторы оказавшие влияние на обеспеченность собственными средствами.
По-видимому, искать причины нехватки собственных средств по РСО-Алания нужно в неотрывной связи с общей социально-экономической ситуацией в РСО-Алания.
Расходы на пенсионное обеспечение зависят от численности пенсионеров в РСО-Алания – 210650 человек, в то время как численность населения составляет 712,4 тыс.чел., то есть каждый четвертый в РСО-Алания является пенсионером. Доходы же на страховую часть формируются за счет застрахованных лиц за которых уплачиваются взносы, т.е. за счет работников занятых в экономике республики. Поэтому для определения основного фактора влияния на обеспеченность собственными средствами рассмотрим соотношение численности пенсионеров с численность занятого населения (Рисунок 17).
Рисунок 17. Соотношение численности пенсионеров и работающих при солидарно-распределительной пенсионной системе.
Анализируя данные рисунка 17 можно сделать вывод о том, что в РСО-Алания на одного работника приходится 1,9 пенсионера, то есть один работающий в настоящее время обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам. Экономической наукой (в том числе на примере развитых стран) доказано, что для нормального обеспечения финансовой устойчивости соотношение пенсионеров и работающих должно быть следующим: на одного пенсионера должно приходиться 2-3 работающих. То есть, данное соотношение негативно влияет на финансовую самостоятельность республики в вопросах выплаты пенсии.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИ
Развитие любой пенсионной системы требует достаточно длительного периода становления. Осуществляя свою пенсионную политику государство должно учитывать все социально-экономические показатели своего развития: демографические, экономические, финансовые и прочие. Поэтому важно рассмотреть Пенсионный фонд на всех этапах своего развития (Рисунок 18).
Рисунок 18. Этапы развития Пенсионного фонда РФ в РСО-Алания
Развитие Пенсионного фонда РФ насчитывает 21 год. Ход событий с 1990 года подтвердил правильность принятых решений и обоснованность возлагавшихся на ПФР расчетов и ожиданий. Конечно, в истории фонда есть страницы, связанные с возникновением из-за макроэкономических потрясений – «черных вторников» и «четвергов» - задолженностей пенсионерам, сбоями сроков. Но все же за полтора десятилетия работы ПФР в основном не только своевременно и в полном объеме финансировал выплату пенсий, но и обеспечил финансовую основу для их заметного увеличения.
Уже 1999 году, когда еще были свежи воспоминания о кризисе 1998 года, темпы роста пенсий стали устойчиво опережать уровень инфляции в стране. Была обеспечена и с тех пор сохраняется финансовая стабильность системы пенсионного обеспечения. Опираясь на неё, в 2000-2001 годах удалось решить ещё одну задачу государственной важности – средняя пенсия по стране превысила прожиточный минимум пенсионера и с той поры стабильно держится выше его. С 1999 по конец 2004 годов размер ежемесячных пенсионных выплат в стране вырос практически в 3,3 раза, достигнув величины 79 млрд. рублей, или около 900 млрд. рублей в год. А в 2005 году бюджет ПФР впервые превысил, казалось бы недосягаемый рубеж триллиона рублей.
В то же время, уже в 1999-2000 годах становилось ясно, что устойчивая финансовая стабильность и рост доходов пенсионной системы никак не гарантирует в долгосрочной перспективе её надежность. В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров. А это подрывало возможности действовавшей в ту пору распределительной модели обеспечивать достойные пенсии поколениями пенсионеров. Число работающих и пенсионеров должно было сравняться к 2025-2030 году, после чего пенсионную систему ждал тотальный кризис.
Центральной задачей экономической политики России в настоящее время и на среднесрочную перспективу остается обеспечение условий для высоких темпов экономического роста при одновременной структурной трансформации экономики страны в сторону перенесения главного упора на инновации.
Пенсионная реформа, которой в настоящее время подвержена пенсионная система - одна из актуальных вопросов развития современной России, так как согласно ей изменятся принципы формирования и расходования государственного пенсионного фонда. Пенсионное обеспечение остается одной из самых острых социально-экономических проблем в нашей стране в период становления рыночной экономики особенно в период его реформирования. В настоящее время единственным доходом большинства пожилых людей является пенсия.
Накопительный путь развития пенсионной системы был выбран, как самый выгодный и оптимальный для страны с инновационной экономикой. Реформа происходила на фоне налоговой реформы, в ходе которой были структурированы обязательные платежи в ПФР. ЕСН введенный 1 января 2001 года стал новаторством в экономике страны. Он заменил, ранее действовавшие страховые отчисления в государственные внебюджетные фонды. Даже после 8 лет единый социальный налог остается молодым налогом, который не имеет аналогов в мире.25
Современная пенсионная
реформа планировалась как
Основная направленность реформирования пенсионной системы России – усиление страховых принципов, создание устойчивой бюджетно-финансовой системы пенсионного страхования, оптимизация структуры расходов, ликвидация обязательств, не обеспеченных уплаченными взносами и имеющих нестраховой характер, приведение в соответствие механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств страховщика.
Решение основных задач пенсионной реформы, как и предполагалось, сводится к решению двух общегосударственных приоритетных вопросов: повышению уровня жизни населения (увеличение денежных доходов) и улучшению демографической ситуации в стране.
Для полномасштабного внедрения нового механизма в практику деятельности Пенсионного Фонда России потребуется переходный период, продолжительность которого будет зависеть от принятой схемы конвертации пенсионных прав и их влияния на объемы и структуру государственных пенсионных обязательств перед лицами, имеющими стаж работы, и уплаты взносов в дореформенный период.