Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:02, дипломная работа
Целью настоящего исследования является углубленный анализ формирования, распределения и использования средств Пенсионного фонда РФ.
С этой целью в работе комплексно рассматривается:
сущность возникновения государственных внебюджетных фондов;
действующая в Российской Федерации пенсионная система;
место ПФР в финансовой системе РФ;
классификация источников формирования бюджета ПФ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ……………………………………..……………6
1.1. Сущность, функции и история возникновения ПФР……. ………. ..6
1.2. Особенности формирования доходов Пенсионного фонда.…....... 21
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация ……..................35
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА……………………………………………………...43
2.1. Общая характеристика ГУ-ОПФР по РСО-Алания………………..43
2.2.Анализ формирования доходов Пенсионного фонда………………50
2.3. Направления использования средств Пенсионного фонда………..56
2.4. Анализ обеспеченности расходов собственными средствами…….63
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПФ В РОССИИ…………………………...…68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………….......90
1.3. Расходы Пенсионного фонда и их классификация.
Средства бюджета ПФР имеют строго целевое назначение и направляются:
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсия (от лат. pensio — платеж) в наиболее доступном понимании — это регулярная денежная выплата. Обычно она производится определенным категориям лиц один раз в месяц в порядке и на условиях, установленных законодательством, из пенсионного фонда или других источников (например, в случае с военнослужащими, госслужащими и др. — из федерального бюджета), предназначенных для этих целей.
В настоящее время понятие «пенсия» значительно конкретизировано как в экономическом, так и в нормативном правовом аспектах. Во-первых, пенсия непосредственно увязана с конкретным периодом жизни каждого человека — старостью (т. е. наступлением законодательно установленного возраста физической нетрудоспособности) — или иными, также строго определенными, условиями утраты физиологической активности (например, инвалидностью или смертью). Во-вторых, в сферу пенсионных интересов попадают не только сами пенсионеры, т. е. лица, соответствующие указанным условиям, но и их иждивенцы — несовершеннолетние дети, родители и иные родственники, лишенные по каким-либо причинам постоянных источников существования.
В нашей стране, которая отличается, с одной стороны, огромным природно-климатическим разнообразием, а с другой — многоотраслевой структурой промышленного производства с ключевой ролью горнодобывающей промышленности, пенсионные отношения существенно дополняются и усложняются с учетом региональных и отраслевых (так называемых профессиональных) особенностей.
В результате наиболее полным является следующее определение пенсии: пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с особыми видами профессиональной деятельности.
В условиях трансформации пенсионного обеспечения в рыночно-страховые отношения указанные социально-экономические характеристики пенсии должны сочетаться со страховыми требованиями финансового рынка. При этом пенсия, становясь объектом страховых отношений, изменяет свое институциональное содержание — социального пособия — и приобретает форму возмещения утраченного заработка (дохода), который имело застрахованное лицо до наступления страхового случая. А сами страховые пенсионные отношения приобретают форму предупреждения социального риска при наступлении страхового случая (возраста старости, инвалидности той или иной степени, потери кормильца).
Правовыми основаниями для реализации условий пенсионного страхования являются конкретные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); определенная профессиональная деятельность в течение длительного времени — выслуга лет.
В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить не только по их функциональным видам, но и по источникам финансирования их выплаты, а также по особенностям их правового регулирования, на два основных рода:
пенсии по обязательному пенсионному страхованию, которые выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в Пенсионном фонде РФ;
пенсии по государственному пенсионному обеспечению, финансирование которых производится из федерального бюджета.
Основными функциональными видами пенсии по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые и профессиональные пенсии. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
пенсия по случаю потери кормильца.
По государственному
пенсионному обеспечению в
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия;
пенсия по случаю потери кормильца.
Необходимо отметить,
что осуществление выплаты
Трудовая пенсия —
это гарантированная
Ключевым объектом исследования пенсионной системы является пенсия. Поэтому прежде чем перейти к всестороннему рассмотрению пенсионной системы, остановимся на ее научном определении и экономическом содержании.
При установлении размеров и условий выплаты пенсий применяются, такие понятия как трудовой стаж и среднемесячный заработок.
Размер пенсии обычно зависит от длительности общего трудового стажа, с его учетом определяется также минимальный и максимальный размер пенсии по старости.
Размер пенсии определяется из среднемесячного заработка, кроме случаев, когда пенсия назначается в максимальном размере.
Гражданам, которым пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в минимальном размере соответствующей пенсии. В заработок для исчисления пенсий включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением нескольких случаев, когда пенсия устанавливается ранее дня обращения за ней. Но во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на неё.
В соответствии
с новым законодательством,
Радикальное изменение законодательной базы повлекло за собой достаточно серьезные изменения порядка и условии назначения, формулы исчисления трудовой пенсии и механизмов ее индексации.
Теперь трудовая пенсия должна определяться по формуле:
П = ФБР + СЧ + НЧ,
ФБР – фиксированный базовый размер СЧ
На рисунке 6 наглядно представлен расчет трудовой пенсии в РФ.
Рисунок 6. Расчет трудовой пенсии20
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.21
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Таким образом, общеустановленный пенсионный возраст в России остался прежним, а стажевые требования значительно понижены.
В целом накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства. Более того, накопительный механизм вполне сочетается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что позволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование.
Необходимо отметить, что новая модель – не радикальное опровержение распределительной модели, а просто ее достаточно серьезная модификация. Эта модификация позволяет сохранить позитивные, нужные обществу стороны распределительной модели и в то же время – заменить ее устаревшие, негативные элементы, подрывающие доверие к пенсионной системе, на новые, отвечающие особенностям первых десятилетий ХХI века, когда нова модель будет работать.
Составной частью реформы является внедрение персонифицированного учета обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам и размещаться на финансовом рынке с целью их увеличения.22
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ
2.1. Общая характеристика ГУ-ОПФР по РСО-Алания
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по республике Северная Осетия-Алания (далее ОПФР или Отделение) создано постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 8 апреля 1991 года для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения в Республике Северная Осетия – Алания.
Отделение является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. Местонахождение ГУ-ОПФР - город Владикавказ, ул. Леонова, 4/1.
В своей деятельности Отделение подчиняется Пенсионному Фонду РФ и руководствуется Конституцией РФ, а также Пенсионным законодательством.
Денежные средства, поступающие на счет ОПФР по РСО–Алания, находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионные поступления являются внебюджетными: они имеют целевое назначение, т.е. предназначены только на выплату пенсий и ни на что иное не могут быть потрачены.
Первоочередной задачей Отделения ПФ России по РСО-Алания является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.
Для этого он организует:
- администрирование целевого сбора и аккумуляции страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых,
- исполнение бюджета Отделения;
- организацию работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также контролю с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов.
- финансирование расходов на выплату трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, доплат за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.