Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

ПФ РФ глава 1 и 2.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2013 году принят федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Бюджет ПФР на 2014 год сформирован по доходам в сумме 6,29 трлн. рублей, что составляет 8,6% ВВП. Из них 6,2 трлн. рублей – в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду в 2014 году составляет 2,45 трлн. рублей.

В соответствии с бюджетом, расходы ПФР в 2014 году составят 6,42 трлн. рублей, или 8,8% ВВП. Из них 6,39 трлн. рублей – в части, не связанной с формированием накопительной части трудовых пенсий.

Бюджетом определено, что трудовые пенсии в 2014 году будут повышаться дважды: 1 февраля (на 6%) и 1 апреля (на 2%), что в сумме даст повышение трудовых пенсий примерно на 8,1%. Социальные пенсии с 1 апреля вырастут на 17,6%13.

 

 

Структура расходов Пенсионного Фонда в 2014 г (исполнено)

 приведена в таблице  ниже

 

Расходные источники

сумма, млрд. руб.

доля в расходах, %

Расходы бюджета Пенсионного фонда, всего

4 289,6

100,0

Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам

43,9

1,0

Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам

183,2

4,3

Выплата страховой части трудовой пенсии

3 461,4

80,7

 

601,1

14,0


 

Расходная часть бюджета ПФ РФ в 2014 году составила в сумме 4 289,6 млрд. рублей.  Из них осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам составила 43,9 млрд. руб. Выплаты ежемесячной денежной суммы инвалидам составили 183,2 млрд. руб. По расходам бюджет ПФ РФ за 2014 год исполнен в сумме 3 461,4 млрд.руб., что составляет 80,7 % от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей. Прочие выплаты в 2014 году составили 601,1 млрд. руб14.

 

1.3  Правовая база функционирования  Пенсионного фонда Российской  Федерации

 

Функционирование Пенсионного фонда связано с широкой нормативной базой, которая регулирует как основы его формирования, так и вопросы установления и регулирования пенсий в целом.

Как говорилось выше, Пенсионный фонд России образован с 1 января 1992 г. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-1. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ.

Основу функционирования Пенсионного фонда составляет Бюджетный кодекс России, определяющий состав и общие принципы формирования внебюджетный фондов. В настоящее время на Пенсионный фонд возложена задача по реализации пенсионной реформы. Наиболее существенное значение в процессе формирования правового механизма новой системы сыграли следующие нормативные акты.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен статус Пенсионного фонда России (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения РФ были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступлении страхового случая выплату пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов. Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"  потерпел изменения, касающиеся накопительной части пенсии. В законе предусмотрены следующие нормы. Застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе предоставляется право направить взнос работодателя в размере 6% от фонда оплаты труда либо в накопительную часть трудовой пенсии, либо в страховую часть. Такой выбор продлен на 2 года: застрахованные лица должны осуществить его до 31 декабря 2015 года. Для молодых - тех, кто начнет работать после 1 января 2014 года, возможность выбора предусматривается в течение пяти лет с момента первого начисления пенсионных взносов. До осуществления данного выбора 6% будут направляться в страховую часть пенсии. Таким образом, начиная с 2015 года, 6% пойдет в накопительную часть, только если гражданин написал заявление в Пенсионный фонд России о своем желании участвовать в накопительной системе. В 2014 году гражданин, написавший заявление в ПФР о переводе части взносов, уплачиваемых за него работодателем в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании, получит такую возможность только при условии соответствия указанных НПФ и УК новым требованиям, то есть после проведения своего рода "санации" НПФ и УК15.

Негосударственные пенсионные фонды должны быть включены в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, преобразованы в открытые акционерные общества и должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

Управляющие компании должны соответствовать требованиям Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Как мы уже писали, оно связано с защитой граждан от недобросовестных негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, которые неспособны исполнить свои обязательства. А такие, увы, есть. На сегодняшний день уже у 10 НПФ отозваны лицензии, проверка других ведется. Под угрозой закрытия еще 28 негосударственных пенсионных фондов из существующих 97. Причем из 400 млн. рублей обанкротившихся негосударственных пенсионных фондов удалось вернуть на счета граждан в ПФР, как этого требует закон, только 100 млн. рублей. Государство не может не вмешаться в эту ситуацию, так как несет ответственность за средства граждан. В том случае, если НПФ или УК обанкротятся, именно государство будет обязано возместить людям убытки, поскольку их средства перечисляются в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

С 1 января 2015 г. накопительная часть трудовой пенсии станет самостоятельным видом пенсии.

Накопительная пенсия становится самостоятельным видом пенсии (а не одной из составляющих трудовой пенсии).

Порядок установления и выплаты накопительной пенсии в целом соответствует прежним условиям. Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, при наличии у них пенсионных накоплений в ПФР или НПФ.

Размер пенсии определяется исходя из суммы накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии. Последний до 2016 г. составляет 19 лет. После этой даты он будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

В пенсионные накопления входят страховые взносы на накопительную пенсию (включая дополнительные, взносы работодателя, по программе софинансирования), направленные на эти цели средства материнского капитала и доходы от их инвестирования.

Для тех, кто обратиться за накопительной пенсией в более позднем возрасте, предусмотрены льготные условия исчисления ее размера (сокращение ожидаемого периода выплаты).

Предусмотрена корректировка пенсии по результатам инвестирования средств выплатного резерва.

В случае смерти лица его пенсионные накопления выплачиваются его правопреемникам.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г. При этом получатели накопительной части трудовой пенсии будут автоматически переведены на получение накопительной пенсии (без подачи каких-либо заявлений).

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, закрепил за Пенсионным фондом РФ новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»)16 определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Указанным Законом внесены значительные изменения в законодательство Российской Федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Основным нововведением этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ функционирования Пенсионного фонда Российской

Федерации за 2011-2013 годы

    1. Анализ динамики и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

 

В таблице, показанной ниже, приведен анализ структуры и динамики доходов ПФ РФ за 2011-2013 г.г. (план)

 

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г

 

Темп прироста, %

 

Сумма, млн. руб,

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

2012 г. к 2011 г

2013 г. к 2012 г.

Доходы, всего

4688 859

100,0

5137 381

100,0

5 696 858

100,0

9,6

10,9

в том числе в части не связанной с формированием накопительной части

4272 153

91,1

4718 121

91,8

5 222 672

91,7

10,4

10,7

 
           
                   
                   
                   
                   

Информация о работе Пенсионный фонд РФ