Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.
В соответствии с законами об исполнении бюджета ПФ РФ его доходы росли более быстрыми темпами.
В 2012 г. они увеличились к уровню 2011 г. на 645 559 млн. руб. или на 14,0 %, а в 2013 г. превысили показатели 2012 г. на 634 721 млн. руб. или на 12,1 %. Таким образом, бюджет ПФ РФ по доходам был исполнен на 98,3 %, 102,3 % и 103,4 % в 2011 г., 2012 г. и 2013 г. соответственно. В 2011 г. кассовые доходы оказались меньше утвержденных на 78 775 млн. руб. или на 1,7 %. В 2012 г. фактические расходы превысили утвержденные на 118 262 млн. руб. или на 2,3 %, в 2013 г. - на 193 506 млн. руб. или на 3,4 %. В 2011-2013 гг. исполнение бюджета Фонда по доходам организовывалось на основе прогнозных поступлений в соответствии с уточненной росписью расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг.
Ниже приведена таблица анализа динамики и структуры доходов ПФ РФ за 2011-2013 г.г. фактически исполненного.
Показатель |
2011 г. |
2012 г |
2013 г |
Темп прироста, % | |||||||||||
Сумма, млн. руб, |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
2012 г. к 2011 г |
2013 г. к 2012 г. | ||||||||
Доходы, всего |
4 610 084 |
100,0 |
5 255 643 |
100,0 |
5890364 |
100,0 |
14,0 |
12,1 | |||||||
в том числе в части не связанной с формированием накопительной части |
4 248 881 |
92,2 |
4 837 516 |
92,0 |
5 413 475 |
91,9 |
13,9 |
11,9 | |||||||
Принятым Федеральным законам в 2011 году были восстановлены основополагающие принципы формирования бюджета обязательного пенсионного страхования и приданы новые функции Пенсионному фонду РФ по администрированию страховых взносов. Эти факторы способствовали успешному исполнению бюджета ПФ РФ, главной целью которого было обеспечение дальнейшего повышения материального благополучия отдельных категорий российских граждан.
Так, общие доходы бюджета ПФР за 2011 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к ВВП составляет 10,4% (в 2010 году - 3,2 млрд. рублей, или 8,2% к ВВП). Доходы бюджета Фонда без учета накопительной составляющей в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей18.
С 1 января 2011 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном введении для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов. В связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2011 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2010 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей. В 2012 в Программу вступили почти 2 миллиона россиян - это на 700 тысяч человек больше показателей 2010 года. В целом, общее количество участников Программы составляет более 4,2 млн. человек (3% граждан, проживающих в Российской Федерации). Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год составили 4,25 трлн. рублей, что по отношению к ВВП составляет 9,6%.
Расходы на пенсионное обеспечение за 2011 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей - расходы на выплату трудовых пенсий (в 2010 году - 2,4 трлн. рублей).
В результате проведенной в 2011 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны - 1715 рублей, для участников Великой Отечественной войны - 1855 рублей.
Нормативно-правовой и информационной базой анализа составления и исполнения бюджета ПФ РФ по доходам выступают:
- Федеральный закон от 30 ноября 2009 г. № 307_ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов»;
- Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. № 355_ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»;
- Федеральный закон от 30.11.2011 № 373_ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;
- Федеральный закон от 6 октября 2011 г. № 268_ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год» и пояснительная записка к нему;
- Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 152_ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год» и пояснительная записка к нему;
- Федеральный закон от 30.09.2013 № 255_ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2012 год» и пояснительная записка к нему19.
В 2011-2013 гг. происходил рост доходов Пенсионного фонда России, при этом увеличивались как утверждённые, так и исполненные показатели.
В 2011 г. доходы ПФР, утвержденные законом о бюджете, на 448 522 млн. руб. или на 9,6 % превысили показатели 2010 г., а 2012 г. - на 559 477 млн. руб. или на 10,9 % показатели 2011 г. Большая часть утверждённых доходов ПФ РФ не была связана с формированием накопительной части трудовых пенсий (91,1 %, 91,8 % и 91,7 % от объема доходов ПФР в 2010 г., 2011 г. и 2012 г. соответственно).
В таблице приведен анализ динамики и структуры доходов ПФ РФ за 2011-2013 гг. (исполнено).
Показатель |
2011 г. |
2012 г |
2013 г. |
|
Темп прироста, % | ||||||
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
2012 г. к 2010 |
2013 г к 2011 г | ||||
Доходы, всего |
4610084 |
100,00 |
5 255 643 |
100,00 |
5890364 |
100,00 |
14,0 |
12,1 | |||
Налоговые |
12875 |
0,28 |
10122 |
0,19 |
1895 |
0,03 |
-21,4 |
-81,3 | |||
в том числе: налоги на совокупный доход |
5361
|
0,12
|
6 947
|
0,13
|
-65
|
0,00
|
29,6
|
-100,9
| |||
задолженность и перерасчеты по отмененным налогами |
7514
|
0,16
|
3175
|
0,06
|
1959
|
0,03
|
-57,7
|
38,3
| |||
Не налоговые в том числе страховые взносы
доходы от использования имущества |
1 947 613
1916141 |
42,25
41,56 |
2860330
2823741 |
54,42
53,73 |
3 065 119
3038496 |
52,04
51,58 |
46,9
47,4 |
7,2
7,6 | |||
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
29334
|
0,64
|
32922
|
0,63
|
22566
|
0,38
|
12,2
|
-31,5
| |||
В структуре неналоговых доходов ПФР в 2011-2013 гг. основная часть доходов приходилась на страховые взносы.
Их доля в общем объеме доходов выросла с 41,56 % в 2011 г. до 51,58 % в 2013 г. В целом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2013 г. поступило на 7,6 % больше, чем за 2012 г.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212_ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлял:
- в 2011 г. 20 % базы для начисления страховых взносов до предельной величины 415 тыс. рублей;
- в 2012 г. 26 % базы для начисления страховых взносов до предельной величины 463 тыс. рублей;
- в 2013 г. 22 % базы для начисления страховых взносов до предельной величины 512 тыс. рублей и сверх указанной величины для основных категорий плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов в размере 10 %.
Для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственные производители, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие сельскохозяйственный налог, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов, организации средств массовой информации, хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, аптечные организации, некоммерческие организации, благотворительные организации, организации, оказывающие инжиниринговые услуги) в 2011-2013 гг. были установлены пониженные тарифы уплаты страховых взносов20.
Проанализируем структуру страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подробнее. Ниже приведена таблица страховых взносов в ПФ РФ.
2010 г |
2011 г. |
2012 г |
Темп прироста, % | ||||||||||||
Показатель |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
2012 г. к 2011 г |
2013 г. к 2012 г | |||||||
Страховые взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам |
188451 |
98,3 |
2773 352 |
98,2 |
2978323 |
98,0 |
47,2 |
7,4 | |||||||
в том числе: на страховую часть |
1565275 |
81,7 |
2402633 |
85,1 |
2544696 |
83,7 |
53,5 |
5,9 | |||||||
на накопительную часть |
319236 |
16,7 |
370719 |
13,1 |
433627 |
14,3 |
16,1 |
17,0 | |||||||
Страховые взносы в размере, определяемом из стоимости страхового года |
25587 |
1,3 |
40460 |
1,4 |
47332 |
1,6 |
58,1 |
17,0 | |||||||
в том числе: - на страховую часть |
21562 |
1,1 |
34933 |
1,2 |
40857 |
1,3 |
62,0 |
17,0 | |||||||
на накопительную часть Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
4025 2441 |
0,2 0,1 |
5527 4414 |
0,2 0,2 |
6475 4794 |
0,2 0,2 |
37,3 80,8 |
17,2 8,6 | |||||||
Взносы от организаций угольной промышленности |
0 |
0,0 |
1462 |
0,1 |
1820 |
0,1 |
100,0 |
24,5 | |||||||
Основная часть страховых взносов (98,3 %, 98,2 % и 98,0 % в 2011 г., 2012 г. и 2013 г соответственно) была представлена страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование поступившими от плательщиков, производящим выплаты физическим лицам.
Рост стоимости страхового года с 10 392 руб. в 2011 г. до 13 510 руб. в 2012 г. стал причиной значительного прироста (на 58,1 %) страховых взносов, определяемых из стоимости страхового года. В 2013 г. стоимость страхового года была в очередной раз проиндексирована и составила 14 386 руб., что обеспечило прирост указанных страховых взносов еще на 17,0 %. Доля страховых взносов, определяемых из стоимости страхового года, в общем объеме страховых взносов при этом в течение всего анализируемого периода оставалась незначительной - 1,3 %, 1,4 % и 1,6 % в 2011 г., 2012 г. и 2013 г. соответственно21.
Государственная инициатива по стимулированию граждан и предприятий к участию в программе государственного софинансирования пенсий не получила должной поддержки со стороны населения: на долю дополнительных взносов граждан и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц пришлось всего 0,2 %, 0,1 % и 0,2 % всех страховых взносов в 2011 г., 2012 г. и 2013 г. соответственно. Объем указанных взносов увеличился на 12,4 % в 2011 г. и на 53,7 % в 2013 г. Суммы, поступившие на софинансирование пенсионных накоплений, в полном объеме переданы управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам в соответствии с заявлениями застрахованных лиц.
Финансовое обеспечение расходов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности в 2011-2013 гг. осуществлялось ПФР за счет поступающих в бюджет взносов, пеней и штрафов, уплачиваемых организациями угольной промышленности. Объем указанных платежей вырос с 1 462 млн. руб. в 2011 г. до 1 820 млн. руб. в 2013 г. Таким образом, прирост взносов составил 24,5 %. Доля указанных взносов в общем объеме страховых взносов в 2011-2013 гг. составила 0,1 %.
Таким образом, единственным значимым и стабильным источником неналоговых доходов ПФ РФ в течение всего анализируемого периода оставались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Безвозмездные поступления в Пенсионный фонд России в 2011-2013 гг. включали:
- безвозмездные поступления от нерезидентов;
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления
от негосударственных
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;