Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

ПФ РФ глава 1 и 2.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

Относительно низкий возраст выхода на пенсию, который увеличивает нагрузку на трудоспособное население. Это распространение различного рода льготных государственных пенсий. Наличие различных ведомственных систем, которые функционируют в отношении военнослужащих, работников судебной системы, таможенных органов и т.п. В соответствии с законодательством работодатель, в лице государственных учреждений (предприятия), не производит отчислений в пенсионный фонд денежных средств за государственных служащих в период работы на должностях государственной службы. В результате чего на лицевых счетах государственных служащих в ПФ РФ не формируется расчетный пенсионный капитал.

Система досрочных пенсий. В структуру государственных пенсионных обязательств по-прежнему неоправданно входят пенсионные льготы в виде досрочных пенсий, финансируемых из общего объема страховых взносов. Сейчас в России каждая шестая пенсия назначается раньше нормативного срока в возрасте 55-50 лет26.

Задержки с выплатой заработной платы, этот фактор значительно уменьшает доходы Пенсионного фонда РФ. Широкое распространение неформальной занятости в Российской Федерации, которая значительно сокращает финансовую базу, тем не менее, сохраняя за этой частью населения право на пенсию. Это использование средств Пенсионного фонда на цели, которые напрямую не связаны со страховыми периодами. Несовершенство механизма сбора страховых взносов в какой-то части и наличие в этой связи различного рода льгот на уплату страховых взносов для организаций, которые не начисляют взносы в Пенсионный фонд РФ.

Пенсионные накопления не велики, плохо управляются, низкая эффективность инвестирования пенсионных накоплений. Программа государственного софинансирования пенсий пока не стала действенным стимулом для роста накоплений.

Причины в этом остаются актуальными и по настоящее время:

    • бедность;
    • низкая финансовая грамотность населения;
    • в условия софинансирования государством никто не верит

 Отсюда следует, что софинансирование пока не выгодно.

Каждая проблема требует разработки и проведения специальных мер, для того чтобы сократить их негативное влияние на функционирование пенсионной системы. Нельзя допускать возникновения ситуации, когда объемы государственных пенсионных обязательств многократно превышают объемы реально получаемых страховых взносов. Необходимо провести комплекс мероприятия по регулированию доходов пенсионной системы:

- ежегодно проводить оценку  тарифов страховых взносов исходя  из потребности в средствах  с учетом обеспечения коэффициента  замещения и размера фиксированного  платежа самозанятого населения. Повысить эффективность пенсионной  системы (Кз), можно либо повышая вставку взноса в пенсионный фонд и число плательщиков пенсионных взносов, либо уменьшая число пенсионеров, либо одновременно повышая вставку взноса в пенсионный фонд и число плательщиков пенсионных взносов и понижая число пенсионеров.

-низкая рождаемость определяет необходимость повышения пенсионного возраста, даже если нет роста продолжительности жизни. Целью повышения пенсионного возраста должна быть не экономия на пенсионерах, а повышение пенсий для стариков. Повышение пенсионного возраста должно сопровождаться: изысканием дополнительных источников финансирования пенсий; введением налоговых льгот для пожилых работников. Также основной задачей должно являться ослабление зависимости пенсионной системы от демографического фактора.

-увеличить страховой  стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, например, до 10 лет - для женщин и до 15 лет - для мужчин. В случае если страховой стаж застрахованного лица менее указанных величин, размер пенсии должен устанавливаться с увеличением пенсионного возраста в пределах 5 лет;

- ввести дополнительный  тариф для отраслей производств, работа в которых дает право  на досрочное назначение трудовых  пенсий;

- урегулировать ситуацию  с работающими пенсионерами. Пересмотреть  размеры пенсий работающих пенсионеров, либо установить границу пенсионного возраста, после которого пенсионерам работать было нельзя. Высвобождение рабочих мест для молодежи необходимо, профессионализм пенсионеров - ценный ресурс, но молодежи тоже надо набираться опыта. Иногда пенсионеры занимают высокие должности, и перспектив по продвижению молодежи нет. Необходимо развивать именно эти трудовые ресурсы;

- учитывая, большое количество  лиц, имеющих право на льготную  пенсию, целесообразно было бы  добавить профессиональную пенсионную  подсистему в пенсионную систему. При прохождении государственной службы существуют некоторые ограничения прав и свобод граждан (запрещение заниматься коммерческой деятельностью и т.д.), государство законодательно может регулировать размер пенсий государственных служащих, например, путем увеличения (уменьшения) должностных окладов или путем дополнительных выплат в пенсионный фонд27.

Внесение корректив в пенсионную систему в части, по пенсионному обеспечению госслужащих: положительно отразится на расходной части бюджета государства; позволит уменьшить дефицит пенсионного фонда за счет ежемесячных денежных отчислений на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц; средства, образующиеся на счетах госслужащих, могут использоваться для выплат пенсий нынешним пенсионерам, которые уже являются или будут являться получателями пенсий в переходный период проведения пенсионной реформы и не имеют средств на индивидуальных лицевых счетах, что является важным фактором в период дефицита расходной части бюджета ПФ РФ.

Политика государства должна быть, направлена на повышение доходов населения, снижение необоснованной дифференциации заработной платы, увеличение доли заработной платы в структуре ВВП; снижение безработицы. Дальше реализовывать механизмы добровольной уплаты страховых взносов в рамках государственной пенсионной системы, что касательно программы государственного софинансирования, пересмотреть условия софинансирования, вести мероприятия по устранению финансовой безграмотности населения28.

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования  организации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

3.1. Пути оптимизации структуры доходов и расходов бюджета

 

При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей.

В России отсутствуют какие-либо сверхспецифические цели, для достижения которых нужны из ряда вон выходящие решения. Во всем мире люди умирают, оставляя без средств существования нетрудоспособных членов своей семьи, или сами оказываются не в состоянии содержать себя. Были апробированы некоторые способы решения этой проблемы поддержки нетрудоспособных лиц, и для правильного построения пенсионной системы необходимо правильно подобрать имеющиеся в мировой практике и в России подходы, которые в наибольшей степени отвечали бы условиям российской действительности.

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития и влиянием тех или идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных, на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Пенсионная система любой страны обладает одним специфичным свойством - свойством объемной голографической фотографии, и как ни дроби такую фотографию, вся отображенная на ней картина, даже в самом малом кусочке, будет сохраняться целиком и полностью. Этот феномен голографического способа фиксации предметов материального мира в полной мере присущ и российской пенсионной системе. Так картиной объемного отображения по сути является весь спектр составляющих жизни любой страны, как - то: достигнутый уровень заработной платы, применяемая система налогов, демографическая ситуация в стране и состояние рынка труда, культурные и национальные традиции, развитость структур гражданского общества и государственных органов власти. Поэтому изменить только пенсионную систему, не затрагивая всех фундаментально-экономических составляющих жизни общества, невозможно.

Это свойство пенсионных систем свидетельствует об их устойчивости, инерционности, консервативности, причем данное качество стабильности является не недостатком, а скорее признаком, обусловленным природой пенсионных систем, которая определяется типом общественного устройства той или иной страны. Кардинально изменить пенсионную систему можно лишь в случаях исключительных, и только тогда, когда меняется сама общественная формация.

Кризис пенсионной системы России - это кризис формационного свойства: происшедшие в стране формационные изменения по времени значительно опередили требуемые институциональные изменения пенсионной системы. Продолжающая существовать в прежних формах пенсионная система не соответствует изменившимся экономическим, правовым и социальным условиям, и она обречена на воспроизводство кризисных ситуаций, и сама является элементом, тормозившим социальное и экономическое развитие страны.

С января 2002 года в России началась реформа системы социального обеспечения. Многочисленные дискуссии ученых, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти завершены. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе одобрил основные ее положения, а парламент принял соответствующие законы.

Причины пенсионной реформы:

1) старение населения  России;

2) сокращение количества  работников относительно пенсионеров;

3) падение коэффициента  замещения утраченного заработка;

4) увеличение нагрузки  на экономику страны и работающее  население.

Один из самых опасных камней, о который спотыкаются и будут спотыкаться реформаторы, - демография. Для России остро встает проблема старения населения. Поскольку существующая модель финансирования предполагает соотношение работающих и пенсионеров два к одному и более. И в 2005 году на каждого пенсионера действительно приходилось почти двое работающих. Но, как ожидается, к 2023 году число пенсионеров вырастет до 42,8 млн. человек, а работающих - снизится до 44,5 млн. Таким образом, проблема финансирования системы выходит на новый, драматический, уровень. Уже сейчас из-за демографических изменений возрастает текущий дефицит бюджета ПФ РФ.

Большинство европейцев после выхода на пенсию начинают жить в свое удовольствие: ходят в рестораны, путешествуют по миру, многие даже детям материально помогают. Ничего удивительного - коэффициент замещения на Западе, рассчитываемый, как отношение средней пенсии к средней зарплате, составляет 60-70%. Но надо понять, что улыбчивые европейские или японские пенсионеры путешествуют по миру не на государственную пенсию, а на пенсию, в формировании которой они принимали самое активное участие всю свою трудовую жизнь. Помимо обязательных пенсионных отчислений все они сознательно и долго участвовали в негосударственных пенсионных программах.

Уже сегодня государство объективно, с большим трудом, обеспечивает рост пенсионных выплат, валоризацию; с течением времени ситуация будет только усугубляться. Единственный выход - самостоятельно копить себе на пенсию в период трудовой деятельности.

Пенсионная реформа, начавшаяся в 2002 году заключается в переходе от чисто распределительной системы, при которой пенсию назначало и выплачивало государство, к распределительно-накопительной, когда часть функций передается в частные руки. Смешанная модель обеспечивается переходом на страховую основу назначения пенсий с добавлением накопительного элемента. В результате сегодня Россия имеет трехчастную систему. Она состоит из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования (ОПС), а размер выплат зависит уже не от стажа, а от объема средств, аккумулированных на индивидуальном лицевом счете. Ключевым элементом реформы стало введение накопительной части в структуре трудовой пенсии (НЧТП). И если отчисления на базовую и страховую части расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, то накопления обособляются и инвестируются.

Следует отметить, что существующая пенсионная система достаточно сложная. Сейчас трудовая пенсия в стране формируется из трех частей - базовой, страховой и накопительной. И все они живут своей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Базовая часть устанавливается в виде фиксированной суммы. Ее индексация осуществляется по своим правилам и зависит главным образом от уровня инфляции.

Источником финансирования базовой части является единый социальный налог, ЕСН. Страховая часть финансируется из страховых взносов, которые являются вычетом из ЕСН и составляют 14%, но она индексируется, исходя из уровня инфляции и роста средней заработной платы в стране. При этом страховая часть - персонифицирована, т.е. у всех будущих пенсионеров разная, в зависимости от трудового стажа и заработка. И есть накопительная часть - 6% от фонда заработной платы.

Эти отчисления не только персонифицированы, но и, в отличие от первых двух, не направляются сразу же при поступлении на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а обособляются на отдельных счетах и инвестируются на фондовом рынке. Очевидно, что в такой системе сложно разобраться и работодателю, делающему взносы за своих сотрудников, и уж тем более рядовому гражданину. Не говоря уже о том, чтобы самостоятельно рассчитать размер своей будущей пенсии. Ясно, что некоторое упрощение пенсионной системе необходимо.

В последнее время все чаще стали говорить о том, что в России пора проводить новую пенсионную реформу. Так говорят, но это не новая пенсионная реформа. Реформа состоялась еще в 2002 году. Сейчас встает вопрос о корректировке, совершенствовании пенсионной системы с учетом опыта прошедших лет. Предлагается, что базовая и страховая части пенсии объединятся и будут финансироваться из одного источника - страховых взносов работодателя, которые заменят нынешний ЕСН.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ